Особенности аудита факторинговых компаний. PDF Print E-mail
Факторинг, лизинг и финансирование торговли
Tuesday, 21 January 2014 14:15

Развитие факторинга в России поставило перед российскими аудиторами проблему разработки и усовершенствованию методологических подходов к аудиту факторинговых компаний и банков. Понимание специфики факторингового бизнеса позволяет аудитору наиболее эффективно выстроить работу, концентрируясь на областях повышенного риска. В данной статье мы рассмотрим некоторые аспекты, на которые практикующему аудитору следует обратить особое внимание.

Учитываю высокую транзакционность факторингового бизнеса и большое количество операций за отчетный период, аудитору необходимо понимать, что детальная проверка деятельности фактора требует серьезных трудозатрат и малоэффективна. Поэтому в рамках риск-ориентированной концепции аудита мы рекомендуем подробно изучить систему риск-менеджмента фактора и организацию его работы, а также максимально возможным образом использовать аналитические процедуры на всех этапах проверки.

Отличительной особенностью факторинговых компаний (по сравнению с другими коммерческими организациями) является существенная зависимость результатов деятельности от системы управления рисками. В отличие от производственных компаний, которые могут нести финансовые потери в результате неграмотного риск-менеджмента и оставаться прибыльными при стабильных результатах от основной деятельности,  для факторов управление рисками является основой бизнеса. Рассмотрим риски факторинговой деятельности, представляющие интерес с аудиторской точки зрения.

Операционные риски присутствуют на протяжении всего факторингового обслуживания: от получения заявки клиента до предоставления фактором финансирования. Для российских факторов эти риски  актуальны ввиду отсутствия значительного опыта проведения факторинговых операций  и продолжающимся этапом оптимизации бизнес-процессов и отладки информационных систем.

Финансовые риски - риски возникновения экономических потерь, связанных с финансовыми операциями компании. Именно на финансовые риски, включающие в себя процентный, валютный, кредитный, а также риски ликвидности и концентрации, в условиях текущей макроэкономической нестабильности аудитору необходимо обратить особое внимание.

На предварительном этапе проверки следует понять каким образом в компании или банке организована работа по управлению рисками, оценить соответствии реальных бизнес-процессов действующим внутри организации положениям и регламентам, а также в целом определить надежность системы внутреннего контроля фактора. Особенностью деятельности отдельных российских факторов является недостаточность собственного капитала, что в условиях нестабильности может привести к невозможности оперативного рефинансирования и утрате ликвидности. Среди наиболее ярких примеров – банкротство ЗАО «ФК Еврокоммерц». Оценка риска ликвидности особенно актуальна при формировании аудиторского мнения о соответствии фактора допущению непрерывности деятельности. Перед подписанием заключения аудитор должен четко понимать источники возможного рефинансирования. Необходимо помнить, что факторы-банки попадают под действие Инструкции №110-И, которая определяет нормативы мгновенной, текущей, долгосрочной и общей ликвидности.

Особое место в рамках финансовых рисков отводится кредитному риску. В отличии от классического кредита, предусматривающее наличие залога, факторинговое финансирование осуществляется, как правило, без оформления обеспечения, что не позволяет в полной мере использовать классические приемы работы с заемщиками. Аудитору следует понять основные методы, используемые фактором при управлении кредитным риском, и протестировать их соблюдении как в рамках тестирования системы внутреннего контроля, так и при проведении аналитических и процедур по существу.  Кроме вышеназванных, аудитору следует также уделить внимание информационным и коммерческим рискам,  а также рискам мошенничества как со стороны сотрудников фактора, так и его клиентов.

Изучение рисков, воздействующих на факторинговую компанию, и системы риск-менеджмента фактора являются важным этапом при планировании аудиторской проверки, поскольку позволяют более достоверно оценить систему внутреннего контроля, определить аудиторский риск и уровень существенности, а также эффективно провести выборочные исследования.

Таким образом, анализ деятельности факторов позволяет выделить следующие специфические черты, предопределяющие содержание плана и программы аудита:

- массовость операций, проводимых фактором за отчетный период;

- большое количество контрагентов;

- разнообразные виды факторингового обслуживания;

- особенности ценообразования;

- сложности в определении корректного значения оценочного резерва как в соответствии с российскими стандартами бухгалтерского учета, так и международных стандартов финансовой отчетности.

Указанные особенности предопределяют общеметодические принципы проведения аудиторской проверки факторов:

- принцип подтверждения системы бухгалтерского учета;

- принцип подтверждения системы внутреннего контроля;

- принцип аналитического подтверждения показателей отчетности;

- принцип подтверждения надежности информационной системы;

- принцип существенности;

- принцип выборочного исследования.

Наиболее сложная задача аудитора при проверке фактора является сбор аудиторских доказательств в отношении статьи «Факторинговые требования». Основными направлениями работы по ее проверке, по нашему мнению, должны быть:

1)    Изучение кредитной политики;

2)    Подтверждение предварительной оценки системы внутреннего контроля и системы бухгалтерского учета;

3)    Подтверждение действительности факторинговых требований и  права собственности фактора на них;

4)    Подтверждение правильности формирования резерва под обесценение.

Рассмотрим более подробно шаги, которые необходимо предпринять аудитору для решения обозначенных выше задач.

1)  Изучение кредитной политики.

Грамотно написанная кредитная политика определяет базовые принципы системы управления кредитными рисками, которые аудитору необходимо оценить, а результаты отразить в рабочей документации.  Изучение и документирование основных положений кредитной политики важно, поскольку аудитору необходимо оценить протекающие в компании бизнес-процессы на соответствие кредитной политике. Поэтому если процедура финансирования четко определена, а обязанности сотрудников как по выполнению, так и по контролю,  регламентированы внутренними документами, то вероятность наличия существенных недостатков системы внутреннего контроля или ошибок в финансовой отчетности снижается.  Таким образом, задача аудитора сводится с одной стороны к оценке соответствия кредитной политики действующему законодательству, а с другой стороны – соответствия реальных бизнес-процессов кредитной политики.

В рамках данной задачи аудиту следует изучить основные типовые документы. В первую очередь, особое внимание надо уделить анализу договора на факторинговое обслуживание, в т.ч. анализу существенных условий договора, степени защиты от возможных рисков, условиям предоставления финансирования и т.д.  Требует анализа на полноту представленных сведений заявки на факторинговое обслуживание, подтвержденные бизнес-планами, бюджетами продаж и т.д. Аудитору необходимо решить вопрос о степени использования данной информации сотрудниками фактора при проведении анализа потенциальных клиентов. Особого внимания заслуживает порядок формирования и ведения досье, своевременность подшивания документов и проводимого финансового мониторинга.

2)  Подтверждение предварительной оценки системы внутреннего контроля и системы бухгалтерского учета.

На этапе планирования при определении аудиторского риска проводится работа по оценке системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета в компании в целом. На данном этапе имеет смысл рассмотреть более подробно практику принятия решения о финансировании, последующего мониторинга и формирование резерва по сомнительным и безнадежным клиентам (дебиторам) с точки зрения рисков, возникающих при осуществлению указанных действий.    

Специфика современной факторинговой деятельности заключатся в том, что для российских факторов не разработана единая методическая база организации процесса финансирования. Каждый фактор исходя их возможностей информационной системы, накопленной базы данных кредитных историй вырабатывает свои подходы к процессу финансирования и дальнейшего мониторинга задолженности.

Таким образом, при изучении системы внутреннего контроля за качеством портфеля факторинговых требований аудитору нужно получить подтверждении по следующим бизнес-процессам:

- решения о предоставления финансирования авторизованы в порядке, установленном внутренними положениями;

- производимые хозяйственные операции должным образом отображаются на счетах бухгалтерского учета;

- производится постоянный мониторинг обслуживания задолженности клиентами (дебиторами);

- резервы под обесценение создаются в установленном порядке.

По нашему мнению, оптимальным вариантом проверки и получения аудиторских доказательств в рамках оценки системы внутреннего контроля является процедура сквозного тестирования от момента получения заявки до произведения записей в учетные регистры, по результатам которого аудитор отражает основные результаты, описывает случаи несоблюдения сотрудниками фактора установленных внутренних норм и выясняет их причину. Также производится анализ заключений, выносимых факторинговым департаментом, департаментом управления рисками и факторинговым комитетом. По результатам работы оцениваться возможное влияние обнаруженных недостатков на показатели финансовой отчетности и ее достоверность в целом.

3)  Подтверждение действительности факторинговых требований и  права собственности фактора на них.

Для выполнения данной задачи аудитору необходимо ознакомиться с работой юридического департамента, в частности изучить и описать:

- типовые договоры;

- процедуры проверки действительности документов, предоставляемых клиентами;

- процессы взаимодействия юридического департамента с другими подразделениями компании;

- историю судебных разбирательств и список незакрытых на отчетную дату судебных дел.

4) Подтверждение правильности формирования резерва под обесценение.

Оценка правильности создания резерва под обесценение  при проведении аудита фактора является наиболее сложной проблемой, поскольку оценочные резервы являются приблизительно определенными или рассчитанными работниками аудируемого лица на основе профессионального суждения. Необходимость резервирования возникает в том случае, когда балансовая стоимость факторингового требования превышает оценочную возмещаемую сумму.

Оценочные резерв используются для уточнения оценки отдельных статей финансовой отчетности и, следовательно, влияют на финансовый результат деятельности фактора. В связи с этим уровень оценочного резерва позволяет заинтересованному пользователю сделать выводы об эффективности функционирования системы управления рисками в организации, характеризует качество факторингового портфеля и, следовательно, общую эффективность работы фактора. Поскольку определение уровня резерва основано на профессиональном суждении сотрудников фактора, риск существенного искажения отчетности значительно увеличивается, в т.ч. и за счет недобросовестных действий руководства фактора. Международный стандарт аудита (МСА) 240 «Обязанности аудитора, связанные с выявлением мошенничества при проверке финансовой отчетности» указывает, что умышленное искажение финансовой отчетности часто происходит за счет манипулирования значениями оценочных резервов. Поэтому аудиту оценочных резервов следует уделять особое внимание.

В российском законодательстве ФПСАД № 21 «Особенности аудита оценочных значений» устанавливает основные требования в отношении аудита оценочных резервов. Кроме того, аудиторы могут использовать рекомендации МСА 540 «Аудит оценочных значений» и МСА 545 «Аудит оценкой по справедливой стоимости и их раскрытий».

Основная сложность заключается в том, что российское законодательство, также как и МСФО, не предлагают точной методики создания резерва под факторинговые требования. На практике  факторы разрабатывают собственные методики, которые должны быть отражены в учетной политике.

Можно выделить следующие проблемы, возникающие при определении уровня резерва:

1) оценка дебитора в условиях отсутствия финансовой отчетности;

2) субъективизм в оценке,  поскольку вероятность погашения задолженности определяется на основе профессионального суждения сотрудника;

3) большое количество дебиторов;

4) беззалоговая природа финансирования.

Данные сложности следует принимать во внимание при осуществлении аудиторских процедур. Согласно практическому опыту автора сбор доказательств, подтверждающих значение оценочного резерва, представляет собой более сложную задачу, чем подтверждение других предпосылок формирования финансовой отчетности.

Согласно п.10 ФПСАД № 21 при проверке оценочных значений аудитору рекомендуется провести проверку процедур, используемых руководством клиента при расчете оценочного значения, использовать независимую оценку, а также проверить последующие события для подтверждения правильности сделанного расчета.

Таким образом, первым этапом проверки является изучение политики формирования оценочного резерва и ее соответствие  действующему законодательству.  В случае внесения руководством каких-либо изменений в порядок расчета необходимо выяснить причины этих изменений и оценить их разумность. Изменение методологии расчета, связанное с субъективной оценкой руководства, а также использование допущений, по наблюдениям аудитора значительно отличающихся от допущений, используемых другими факторами, может свидетельствовать о попытке манипулирования финансовой отчетностью.

Также необходимо оценить последовательность применяемых допущений с предыдущими отчетными периодами, а также понять, не требуется ли внесение корректировки в связи с общей ситуации в отрасли.

Определенным показателем правильности расчета является сопоставление оценочных значений, рассчитанных в прошлые период, с реальными результатами этих периодов. Отсутствие значительный отклонений от прогнозов фактора свидетельствует о детальной проработке и объективной оценки. Аудитору следует провести сравнение результатов расчетов по текущему периоду с результатами предыдущих и понять причины существенных изменений. Также необходимо удостовериться, что руководство аудируемого лица знакомо с расчетом и одобрило его.

Как показывает практика, то аудиторская проверка начинается спустя 1-2 месяца после завершения отчетного периода. Таким образом, аудитор располагает информацией о платежах, осуществленных (неосуществленных) контрагентам после отчетной даты, что также является свидетельством в отношении достаточности резерва по состоянию на отчетную дату.

Таким образом, в процессе проверки аудитор должен собрать аудиторские доказательства о том, что:

- статья «факторинговые требования» и уровень соответствующего оценочного резерва представлена достоверно во всех существенных отношениях;

- значение оценочного резерва является приемлемым в текущих условиях;

- в финансовой отчетности и примечаниях к ней раскрыта вся необходимая информация.

По выполнению процедур аудитор должен еще раз проанализировать значение статьи «факторинговые требования» и понять, согласуется ли данная оценка с полученными аудиторскими доказательствами. В случае наличия существенной разницы между значением, подтвержденной аудитором и значением, указанной в финансовой отчетности, необходимо обратиться к руководству аудируемого лица с целью внесения дополнительных корректировок. В случая несогласия руководства с предлагаемыми корректировками необходимо рассмотреть их в совокупности с остальными искажениями в финансовой отчетности.

Семенихин Роман Борисович, независимый эксперт

Журнал «Факторинг, лизинг и финансирование торговли», №1,2013.

 

Источник: ФАКТОРинг ПРО