Электронный факторинг: инновационный продукт для вашего бизнеса PDF Print E-mail
Факторинг Review
Monday, 13 January 2014 09:51

В статье «Электронный факторинг: инновационный продукт для вашего бизнеса» Генеральный директор ФК «ПОЛИТЕКС» Владимир Емельянов рассказал о технологии полноценного электронного факторинга и объяснил, какие преимущества дает клиентам этот новый продукт.

 

Электронный факторинг представляет собой технологию, которая позволяет полностью заменить бумажный носитель на электронный документ.

Электронный факторинг – это возможность для Поставщиков и Покупателей использовать электронный документооборот с применением юридически значимой электронно-цифровой подписи (ЭЦП) в рамках любого вида факторингового обслуживания.

В нашей стране электронный факторинг в том виде, в котором он является полноценным электронным факторингом, появился достаточно недавно, в середине прошлого года, когда в России появился новый закон «Об электронно-цифровой подписи». Благодаря этому закону появилась возможность использовать юридически значимую электронно-цифровую подпись. Увеличивается число удостоверяющих центров, которые выступают гарантами подлинности подписи. Кроме того, уже сформировалась арбитражная практика по вопросам применения электронной подписи. И, наконец, важный технический момент, сейчас уже существует специальный факторинговый софт с поддержкой ЭЦП, реализована полноценная технология, которая позволяет действительно полностью заменить бумажный носитель электронным документом.

Электронный факторинг дает клиентам и дебиторам три основных преимущества: значительное снижение сроков документооборота, снижение затрат на производство, оборот и хранение документов, защита информации.

Первое преимущество – это сокращение времени от поставки товара до получения финансирования от нескольких дней (при бумажном документообороте) до нескольких часов. Если обычно бумажный документооборот по поставкам в различные регионы может занимать одну-две недели с момента отгрузки товара до момента выплаты финансирования, то при электронном документооборот все это происходит за срок реальной поставки товара. То есть, как только товар доехал до Покупателя, уже через несколько часов Поставщик может получить финансирование, а при условии перехода права собственности в момент отгрузки, финансирование возможно в течение нескольких часов с момента отгрузки. Кроме того, благодаря обмену электронными документами вместо бумажных, значительно упрощается документооборот на всех этапах факторингового обслуживания.

Второе преимущество электронного факторинга – это существенная экономия затрат на производство, оборот и хранение документов. Эти затраты редко учитываются в компании, но на самом деле они составляют очень существенную величину. Стоимость производства одного листа А4 на бумажном носителе, составляет порядка 6 рублей. Соответственно печать всего комплекта документов по одной поставке, в состав которого может входить и накладная, и доверенность, и спецификация, и если существует страховка, то страховка, а также возможно, железнодорожная квитанция либо товарно-транспортная накладная, обойдется в несколько десятков, а то и сотен рублей. При электронном факторинге весь этот комплект подписывается одной цифровой подписью. Стоимость цифровой подписи удостоверяющего центра обычно составляет от 2 до 10 рублей, то есть весь комплект документов подписывается примерно по цене производства одного листа бумаги.

Кроме этого очень существенно экономятся деньги на доставке документов. При бумажном документообороте, если поставщику нужно получать финансирование быстро, он, как правило, использует не почту, а курьерскую службу для доставки документов в максимально короткие сроки. Стоимость доставки документов по России в среднем составляет от 1000 до 2000 рублей.

Еще одна статья расходов – хранение документов. Организации обязаны хранить документы в течение 5 лет. Соответственно, если это бумажный носитель, то необходимы расходы на аренду места для хранения, затраты на  уничтожение этих документов по прошествии пяти лет. А при электронном документообороте фактически доставка документов не стоит ничего, а стоимость хранения любого количества документов в удостоверяющем центре составляет меньше 900 рублей в год.

Еще одно важное преимущество электронного документооборота заключается в обеспечении защиты документов на 100 %. При использовании бумажных документов мы никогда не можем получить 100% подтверждения подлинности документов. При экспертизе у криминалистов подлинность обычно оценивается с вероятностью в 97-98 %. В случае же с удостоверяющим центром подпись либо 100 % подлинна, либо 100 % недостоверна. Причем, суд может потребовать подтверждение подлинности подписи, даже не в том удостоверяющем центре, где документ изначально был подписан, а в любом другом. Поскольку алгоритмы электронной подписи стандартны, то электронный документ в дальнейшем может подтверждаться любым удостоверяющим центром.

Отметим также, что электронный факторинг может применяться с любым из видов факторинга: факторинг с регрессом, факторинг без регресса, реверсивный факторинг, гарантийный факторинг.

Рассмотрим порядок  работы по электронному факторингу.

 ef

  1. Поставщик и Покупатель заключают договор с удостоверяющим центром о применении ЭЦП.
  2. Поставщик выгружает из своей бухгалтерской программы в систему удостоверяющего центра электронную накладную и подписывает ее.
  3. Покупатель в системе подтверждает факт приемки товара, подписывая накладную.
  4. Поставщик выбирает подписанные накладные, которые он будет уступать Фактору и формирует в системе удостоверяющего центра реестр уступленных требований.
  5. Поставщик и Фактор подписывают реестр уступленных требований в электронном виде.
  6. Фактор выгружает реестр уступленных требований и направляет в электронном виде из системы удостоверяющего центра в систему учета факторинговых операций.
  7. Фактор выплачивает финансирование.

ФК «ПОЛИТЕКС» реализует электронный факторинг на основе специализированного программного обеспечения САФО «SmartFactor», которое представляет собой специализированную полнофункциональную сиcтему автоматизации учета факторинговых операций. В рамках САФО «SmartFactor» автоматизированы процессы проведения факторинговых операций, анализа, принятия решений, мониторинга, учета, создания резервов, формирования отчетности по факторингу и т.д.

Система позволяет с легкостью выполнять все основные этапы работы в рамках электронного факторинга. При получении реестров из удостоверяющего центра все реестры выгружаются одним нажатием кнопки. Фактор подписывает реестр в режиме он-лайн. Все участники электронного документооборота могут просматривать реестры и накладные в режиме он-лайн и в формате xml и pdf.

На сегодняшний день электронный факторинг, это самая удобная и прогрессивная услуга, которая есть на факторинговом рынке. Кроме того, трудно найти аналоги в других отраслях финансового сектора и назвать другие услуги, которые позволяли бы так быстро и удобно получать деньги, как это можно сделать в рамках любого факторингового продукта с применением электронного документооборота.

 

Владимир Емельянов, Генеральный директор ФК «ПОЛИТЕКС»

 

 

Источник: Факторинг Review, №1