Интервью "ФАКТОРинг ПРО" с директором по маркетингу ЗАО "МФК "ТРАСТ" Людмилой Климановой
Лизинг и факторинг - два разных инструмента, каждый из которых имеет собственный целевой сегмент клиентов. Как правило, лизинг используется и для приобретения оборудования, и одновременно, для оптимизации налоговых платежей компании. Срок использования лизинга, как правило, не менее трех лет. Рефинансировать лизинговую компанию с помощью факторинга, боюсь, будет очень дорого для конечного потребителя услуги. Уж очень много посредников появляется в цепочке. Да и не нужно это делать. У лизинговой компании есть возможность привлечь средства различными способами: банковский кредит, выпуск ценных бумаг, секьюритизация лизинговых платежей, в конце концов. Очень модный на сегодня способ заимствований.
Ваше отношение к попыткам появления ABL and commercial finance продуктов на российском факторинговом рынке?
Отношение в целом положительное, но пока никаких реальных попыток, кроме декларативных заявлений участников рынка, я не вижу. Никакого секрета нет, что продуктовая линейка ведущих западных факторинговых компаний состоит из трех основных видов продуктов - факторинга, инвойс-дискаунтинга, ABL. Как правило, эти продукты предлагаются клиентам разной величины - факторинг прдназаначен для компаний малого и среднего бизнеса, инвойс-дискаунтинг - для среднего и крупного, ABL - для крупного и очень крупного. В каждой стране понимание величины компаний разное, поэтому цифры приводить не имеет смысла. Безусловно, ABL - продукт интересный, но требует серьезного изучения. Думаю, что невозможно тупо перенести опыт факторинга на ABL.
Какие последствия мировых кризисных явлений на финансовых рынках Вы наблюдаете и прогнозируете в России, в частности на рынке факторингоовых услуг и в деятельности Вашей компании?
Последствия могут быть разные, но есть, на мой взгляд, одно очень существенное, и положительное. Финансовые институты уменьшат степень риска при оценке потенциальных клиентов, то есть ужесточат кредитные правила. Факторинговые компании станут также гораздо серьезнее относиться к проблеме риск-менеджмента в факторинге. Нельзя сказать, что раньше к проблеме риск-менеджмента в факторинге относились несерьезно, но, тем не менее, ограниченное количество финансовых средств вынуждает иначе смотреть на потенциальных клиентов. Нельзя забывать и о том, что на платежную дисциплину клиентов ограниченность финансовых средств также влияет. Думаю, также последствием будет являться консолидация факторинговых компаний с банками. В деятельности нашей компании такая консолидация уже наступила, в 4 квартале 2007 года наша компания полностью стала принадлежать Финансовой группе "ТРАСТ". Это естественно, к примеру, на западноевропейском рынке 80 % факторингового бизнеса осуществляется либо факторинговыми подразделениями банков, либо компаниями, принадлежащими банкам.
Ожидаете ли Вы наконец прихода крупных иностранных факторинговых игроков на наш рынок?
Трудно ответить на данный вопрос, скорее всего в 2008 году - нет.
Каким должен быть новый игрок, выходящий на рынок факторинга в современных российских условиях для быстрого завоевания лидирующих позиций.
Точно могу сказать только одно - это должен быть не новичок в этом бизнесе. Сейчас уже очень сложно, не обладая знаниями и технологиями, ворваться на рынок факторинга.
За счет каких отраслей, клиентских групп и сегментов, а также использования каких маркетинговых инструментов сегодняшние участники рынка могут увеличить свою клиентскую базу.
Могу сказать, за счет каких не смогут точно - допустим, драгметаллы и камни, тяжелая промышленность, под вопросом сельское хозяйство. Это на сегодня отрасли нефакторабельные. Предприятия и торговые компании всех остальных отраслей вполне могут стать клиентами ФК. Факторабельных отраслей гораздо больше, чем наоборот, потому что все что-то покупают и продают, нередко с отсрочкой платежа.