Как рынок корпоративного кредитования реагирует на экономическую неопределенность.
В последнее время финансовый рынок не раз предоставлял банкам возможность инвестировать в облигации первоклассных, практически безрисковых эмитентов в расчете получить весьма хорошую доходность, и это становится для банков хорошей реальной альтернативой кредитованию предприятий. Несмотря на это, корпоративное кредитование пока остается привлекательным и для банков, и для заемщиков, так как сегодняшняя напряженная ситуация значительно отличается от кризиса 2008 г.
В частности, все последние три года бизнес в целом оставался настороженным и чурался рискованных идей. Если раньше мало кто стеснялся кредитовать новые долгосрочные проекты за счет коротких денег, то после 2008 г. эти идеи стали намного менее популярными. Не были в моде и валютные кредиты — резкий рост курса доллара в 2008 г., да даже и в 1998 г., еще свеж в памяти. Так, по данным Центробанка, еще в апреле 2009 г. доля валютных кредитов в России составляла 29,4%, а в сентябре 2011 г. она снизилась до 10%. Исключение составляют участники внешней торговли и рынка коммерческой недвижимости, где арендные ставки остаются привязанными к валюте.
На протяжении 2010 г. компании пересматривали свою финансовую политику и старались снизить долговую нагрузку. И большинству это удалось. Наши исследования показывают, что средний коэффициент чистый долг/EBITDA у 123 крупнейших по рыночной капитализации российских компаний снизился в 2010 г. с 1,21 до 0,86.
К концу прошлого года, поняв, что ситуация стабилизировалась, бизнес стал вновь растить амбициозные планы, началась реализация новых инвестиционных проектов. В 2011 г. мы поначалу чувствовали живой интерес компаний к длинным деньгам в свете разговоров о модернизации. Закупалось новое оборудование, создавались производства, резко оживилось строительство.
Однако из-за осенней нестабильности планы компаний претерпевают изменения. И дело не только в повышении стоимости денег, что автоматически требует пересчета экономики проектов. Главное — над рынком снова довлеет психологический фактор неопределенности.
Какие варианты действий есть у заемщиков сегодня? Будут ли они снова стремиться больше погашать долги? Воздержатся ли от новых кредитов? Пока однозначно ответить на эти вопросы нельзя. С одной стороны, если у компании рублевый кредит и она придерживается прогноза дальнейшей девальвации рубля, она остается в плюсе — рублевый кредит, по сути, обесценивается и заемщик отдаст существенно меньше денег исходя из их покупательской способности, нежели занимал. Рост курса доллара на 10—15% позволяет говорить о том, что процентную ставку компания точно «отбивает». Рассчитывая на такой сценарий, можно не снижать кредитную нагрузку.
Стабильный валютный курс — это хорошо для бизнеса, но плавная девальвация рубля для российского производителя — определенное благо: обесцениваются рублевые долги, стимулируется спрос на товары российских производителей.
С другой стороны, даже если сценарий девальвации кажется маловероятным, вернуть кредит при всем желании будет непросто. Средства уже вложены, и при изменении ситуации на рынке вернуть кредит сразу могут себе позволить немногие компании. У всех есть определенные графики погашения, которые завязаны на экономическую деятельность, производственные циклы. По нашему кредитному корпоративному портфелю мы видим, что его объем не стал падать и поголовных возвратов кредитов не наблюдается.
Популярное в 2008—2009 гг. мнение, что всем нам не стоит ждать нового многолетнего подъема и экономических циклов с долгосрочным динамичным ростом, а придется жить в новых условиях нестабильности, находит сегодня свое подтверждение. Это тяжело, но ничего другого, как учиться работать в данных условиях, делать не остается. Бессмысленно поддаваться осеннему сплину в уповании на эффективные действия правителей США и еврозоны по стимулированию экономического роста в своих странах. Вместо этого стоит вспомнить выражение Фридриха Ницше, ставшее особенно популярным три года назад: «То, что нас не убивает, делает нас сильнее».
Источник: Банки.ру