Новый Портал об услугах нашей факторинговой компании. Перейти

Само не вырастет.

18.11.2013

С подобной точкой зрения сложно согласиться, учитывая особое положение факторинга в финансовой системе. В ноябре исполняется ровно три года с того момента, когда АФК начала самостоятельные измерения российского рынка факторинга. И каждый раз, публикуя очередное исследование, мы испытывали гордость оттого, что по темпам прироста за последние три года с факторингом может сравниться разве что потребительское кредитование. А внимательное изучение статистики показывает, что «низкая база» рынка факторинга есть фикция. По данным ЦБ РФ на 1 июля 2013 года, совокупный портфель кредитов юрлицам в российской валюте равнялся 17 трлн рублей, а совокупный портфель факторов — 255 млрд рублей. На начало текущего года доля корпоративных кредитов в ВВП России составляла 33%, а оборот рынка факторинга — 2,5%. Сравнение данных рынка факторинга с оборотами биржевых площадок или валютного рынка указывает скорее на наличие гандикапа, чем лидерства. И для достижения паритета по объемам факторингу потребуются годы двузначного прироста.

Однако уникальность факторинга состоит в том, что, являясь, по сути, инструментом финансовым, он более «зависим» от развития не кредита, а торговли — как оптовой, так и розничной. По данным Росстата, в 2012 году оборот оптовой торговли составил около 43 трлн рублей, розничной — 21 трлн, а оборот рынка факторинга — 1,4 трлн рублей. И это ли не «низкая база»? Экономический смысл факторинга как финансового инструмента — превращение дебиторской задолженности (пока не оплаченных, но еще не просроченных счетов) в финансовый актив, который компании могут обменять на живые деньги у факторов. Росстат сообщает, что по итогам 2012 года непросроченная дебиторская задолженность российских компаний превышала 21 трлн рублей. Оборот рынка факторинга за весь 2012 год, напомним, менее полутора триллионов рублей.

Итак, если эффекта «низкой базы» нет, то что же тормозит рост рынка факторинга? Ответ очевиден: нереализованный потенциал использования факторинга там, где в настоящее время доступ к нему закрыт законодательными барьерами. Все они известны, по каждому из них в рамках Ассоциации факторинговых компаний подготовлены консолидированные бронебойные предложения, а по некоторым — и проекты соответствующих законов. Этих барьеров всего три: устаревшая глава 43 Гражданского кодекса «Финансирование под уступку денежного требования» (не соответствующая мировой практике), отсутствие доступа к факторингу российских экспортеров, а также поставщиков по государственным и муниципальным заказам. В первом случае модернизационный законопроект, подготовленный АФК, томится в Госдуме с апреля 2012 года.

Второй барьер распоряжением правительства РФ обещали снять в декабре 2012 года, но по русскому обычаю предлагают подождать три года. На пути к преодолению третьего барьера вырос закон о Федеральной контрактной системе, которому только предстоит вступить в силу: власти не хотят вносить изменения в систему госзаказов до того, как заработает этот закон.

Для устранения этих барьеров российские факторы сделали если не все, то многое. Но назначение министров или голосование в Госдуме не должно входить в их компетенцию. А те, в чью компетенцию эти вопросы входят, видимо, предпочитают испытывать гордость за рекорды российского факторинга и не желают озадачиваться решением проблем его роста.

 

Источник: Profile.ru


Статьи по теме

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies и обработкой данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.