Новый Портал об услугах нашей факторинговой компании. Перейти

Интервью с Михаилом Юрьевичем Карякиным

02.06.2008

– Приведет ли выход новых игроков и некоторое обострение конкуренции на рынке факторинга к росту спроса со стороны Факторов на услуги страховых компаний, или же факторинговые компании и банки, напротив, будут стремиться сэкономить на услугах страховщиков?

– Мы действительно видим, что ряд иностранных игроков начинают или планируют начать предлагать факторинг в России, однако нельзя сказать, что это ведет к существенному усилению конкуренции на российском факторинговом рынке. Таким Факторам удается достаточно быстро привлечь наиболее крупных и интересных клиентов за счет того, что они могут предложить клиентам предпочтительные условия как с точки зрения технологии работы и обеспечения необходимого сервиса, так и с ценовой позиции. Поэтому некоторое обострение конкуренции можно отметить лишь в сегменте премиум-клиентов. Что касается конкуренции на рынке в целом, то пока ее уровень низок. Во-первых, передаваемые на страхование портфели Факторов сформированы в основном за счет дебиторской задолженности, уступаемой Факторам крупными компаниями и компаниями из верхнего сегмента среднего бизнеса (таков клиентский сегмент, на который ориентированы Факторы, с которыми мы работаем); во-вторых, потенциальная емкость рынка товарных кредитов настолько велика, а существующий охват рынка факторинговыми услугами пока такой несущественный, что говорить о заметной конкуренции на рынке факторинговых услуг сегодня не приходится.

Если говорить о том сегменте, в котором мы работаем, то здесь появление новых игроков ведет, скорее, к росту спроса на страхование, но не к стремлению сэкономить на услугах страховщика. Ведь стремление сэкономить у Фактора есть всегда, независимо от количества игроков на рынке, и оно выражается не в отказе от страхования, а в том, чтобы найти у партнера-страховой компании более выгодные условия, что при прочих равных условиях становится возможным с увеличением общего объема передаваемого на страхование портфеля. С этой точки зрения рост конкуренции в определенных сегментах рынка факторинга будет стимулировать спрос на услуги страхования среди Факторов, работающих на соответствующих сегментах.

– Но ведь конкуренция предполагает в том числе ценовую борьбу, и при росте конкуренции Факторы, чтобы поддерживать приемлемый для себя уровень доходности, должны стремиться максимально сократить издержки и в том числе, возможно, затраты на услуги страховщика.

– Я не вполне согласен с этой мыслью. Здесь все зависит от того, как рассматривать страхование: либо это что-то такое, чем можно пренебречь, тогда это действительно та статья расходов, на которой можно сэкономить, либо этим пренебречь нельзя, потому что положено страховать, тогда вопрос только в том, как это сделать дешевле. Второй вариант – это позиция большинства международных Факторов, которые принципиально не держат на себе определенные риски, поэтому даже теоретически не могут себе позволить отказаться от страхования.

– Не повлечет ли вывод банками факторинга в отдельную компанию к отказу от страхования портфеля, ведь одна из основных причин, по которым банки прибегают к услугам страховщиков – это возможность формировать меньший объем резервов?

– Я ни разу не слышал, чтобы банк-Фактор, страхующий свой портфель, принял решение об отказе от услуг страховщика в связи с планируемым выделением факторинга в отдельную компанию. Я объясняю это тем, что наши существующие клиенты-Факторы и те, с кем мы ведем переговоры, рассматривают страхование как необходимый составной элемент определенных факторинговых услуг. Подход следующий: без страхования не будет в нашем банке безрегрессного факторинга.

Мне не приходилось сталкиваться с Фактором, который, «уйдя» от регулятора и избежав таким образом необходимости формировать существенные резервы, поспешил бы отказаться от услуг страховщика. Факторы без банковской лицензии также создают резервы под факторинговый портфель, поэтому нельзя сказать, что регулирование Банком России нормативов резервирования – основной повод для Фактора застраховать свой портфель. Наилучшее этому доказательство – тот факт, что среди наших клиентов есть и банки, и специализированные факторинговые компании без банковской лицензии.

– Среди клиентов компании «КапиталЪ Срахование» больше российских или иностранных Факторов?

– Изначально мы ожидали увидеть в большинстве своих клиентов российские компании и банки, однако сейчас мы видим, что наибольший объем операций приходится на присутствующих в России международных Факторов, и по мере развития клиентских отношений становится ясно почему. У иностранных компаний и банков нет склонности к противопоставлению категорий «дешевле» или «со страхованием». Вторая причина – существенная доля безрегрессного факторинга в портфелях международных Факторов.

– Как Вы оцениваете емкость рынка страхования торговых кредитов в 2007 г.?

– По нашим оценкам, в 2007 г. общий объем страхования торговых кредитов составил не более 50 млн долл., включая портфели Факторов. Для сравнения: в 2006 г.объем страхования составлял 30 млн долл.

– Что обойдется для поставщика дешевле – застраховать риск неплатежа дебитора в рамках работы с Фактором или напрямую у страховщика?

– Если мы видим портфель, приходящий к нам на оценку от клиента напрямую, и такой же портфель, но внутри портфеля Фактора, то наша оценка с точки зрения коммерческой стоимости страхования будет абсолютно одинаковой, так как мы берем на себя один и тот же риск. В дальнейшем, когда Факторы будут передавать на страхование действительно большие по объему портфели, где дебиторская задолженность одного поставщика будет составлять незначительную долю, страховщик будет устанавливать ставку по общему портфелю Фактора, и, вероятно, эта ставка будет ниже, чем та, которую мы дали бы по единичному портфелю. Однако пока мы оцениваем дебиторскую задолженность по каждому поставщику в отдельности. Для того чтобы перейти к страхованию общего портфеля Фактора, необходим большой опыт в страховании торговых кредитов как напрямую, так и через Факторов, мы же работаем на этом рынке всего два года.

– Какие риски, помимо риска неоплаты дебитором поставки, могут страховать Факторы? Есть ли спрос на такие виды страхования? Можно ли застраховать, например, риск мошенничества со стороны клиента?

– Для покрытия рисков мошенничества (покупателя или поставщика) применяется отдельный полис, защищающий от операционных рисков в целом. Если речь идет о банке-факторе, то эти риски в числе других операционных рисков будут покрываться полисом BBB. Однако в рамках кредитного страхования предлагается только защита от неплатежа покупателя (дебитора). Если говорить об услугах, которые предлагает Фактору страховщик при кредитном страховании, то это не только непосредственно страхование, но и оценка дебитора (то есть Фактор может передавать дебиторскую задолженность своего клиента напрямую страховщику, сокращая, таким образом, свои трудовые и финансовые расходы), а также коллекторская функция в случае наступления убытка. Причем услугу взыскания долга страховщики предлагают относительно недавно, год назад о ней еще не говорили.

– Какие события и тенденции на российском рынке факторинга Вы бы выделили в качестве основных в 2007 г.?

– Прежде всего, я бы отметил приход опытных иностранных игроков с технологиями, отвечающими европейским стандартам, а также появление у многих банков-Факторов намерений реорганизации факторингового бизнеса в отдельную компанию. Если говорить о событиях на рынке страхования факторинга, то здесь следует отметить тот факт, что впервые были озвучены крупные сделки.

Опубликовано в Аналитической записке «Российский рынок факторинга в 2007 г.: расширение границ» к конференции «Факторинг – 2008: новые горизонты»


Статьи по теме

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies и обработкой данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.