Внедрение и управление факторинговыми операциями в банке
1. Определение бизнес-стратегии банка при оказании факторинговых услуг.
Отражение бизнес-стратегии банка по оказанию факторинговых услуг находится в бизнес-плане, в котором должны содержаться такие разделы, как маркетинговые исследования рынка, определение основных условий оказания факторинговых услуг в банке, клиентская стратегия, организация продаж, операционная стратегия, определение основных операций при оказании факторинговых услуг, финансовая модель (тарифная политика, определение показателей эффективности оказания факторинговых услуг, определения сроков внедрения и этапов развития факторинга в банке).
Маркетинговые исследования
Проведение маркетингового исследования конкурентной среды и оценка качества предоставляемых факторинговых услуг (виды услуг, объемы финансирования, требования, предъявляемые к клиентам, тарифы и тому подобное)
Определение основных условий (критериев и принципов) оказания факторинговых услуг в банке.
Клиентская стратегия
Определение наиболее перспективных отраслей, где можно использовать факторинговые схемы. Составление базы данных клиентов, содержащей сведения обо всех предприятиях – потенциальных клиентах соответствующих отраслей. Определение емкости рынка факторинговых услуг, доли насыщения рынка, динамики развития рынка. Выбор сегмента потенциальных клиентов: предпочтение работы с крупными, средними или мелкими клиентами. Работа только с клиентами банка или привлечение новых компаний на обслуживание в банк.
Организация продаж
Выбор способов продвижения факторинговых услуг в банке (проведение семинаров, посещение выставок, почтовые рассылки презентационных материалов, рассылка по электронной почте предложений по оказанию факторинговых услуг, проведение переговоров, прочее).
Финансовая модель
Разработка тарифной политики, определение норм и показателей эффективности оказания факторинговых услуг.
Постановка задач и сроков их исполнения (определения сроков внедрения и этапов развития факторинга в банке).
2. Организация факторинговых услуг
Основными этапами организации факторинговых услуг являются разработка и утверждение:
- пакета договоров на оказание факторинговых услуг;
- списка документов (финансовых, в том числе для оценки кредитной истории поставщика и его дебиторов, юридических, для Службы экономический безопасности),
- положений бухгалтерского учета факториинговых операций в банке;
- тарифной политики и порядка финансирования;
- лимитной политики (а также прочие методики по управлению рисками);
- программного обеспечения;
- внутрибанковской инструкции\ положения оказания факторинговых услуг в банке;
- организационной структуры подразделения факторинга;
- порядка взаимодействия с другими подразделениями;
- должностных инструкций, определение полномочий отдела факторинга (например, кто будет заниматься учетом поставок, финансированием и т.д.)
- прочее.
3. Технология осуществления факторинговых услуг
Перечень операций, которые осуществляются при факторинговом обслуживании, может меняться в зависимости от вида факторинга (например, факторинг с регрессом, без регресса, внутренний или международный факторинг, прочее) и внутрибанковского документооборота. Однако в прилагаемой ниже таблице приводятся основные стадии процесса оказания факторинговх услуг :
Стадия процесса | Выполняемые функции |
Обращение клиента в банк | 1. Проведение первичных переговоров с Клиентом, разъяснение общих условий факторингового обслуживания, проведение переговоров с первоначальной оценкой бизнеса клиента. |
2. Если проект соответствует общим условиям факторингового бслуживания, сотрудник кредитного подразделения предлагает клиенту представить установленный набор документов, необходимый для принятия решения. | |
Первоначальное рассмотрение, сбор и проверка информации | 1. Сбор и проверка документов (информации), необходимых для проведения комплексного анализа, включая беседу с руководством компании, посещение предприятия. При необходимости истребование дополнительной инфомации от Клиента. |
2. Проверка полученных документов юридическим подразделением. Составление письменных заключений по вопросам, относящимся к ведению своего подразделения. | |
3. Проверка полученных документов службой безопасности. Составление письменных заключений по вопросам, относящимся к ведению своего подразделения. | |
Комплексный анализ, окончательное структурирование сделки | 1. Комплексный анализ предоставленных документов с заключениями других подразделений. |
2. Составление Заключения на Кредитный Комитет о целесообразности (нецелесообразности) принятия клиента на факторинговое обслуживание на основе комплексного анализа Клиента и полученных заключений обеспечивающих служб. | |
Санкционирование сделки | 1. Представление вопроса на Кредитный Комитет. |
2. Санкционирование сделки в соответствии с установленным регламентом Кредитного Комитета. | |
Подписание юридических документов и финансирование Клиента | 1. Оформление договоров и иных документов. |
2. Согласование с юридическим отделом | |
3. Перечисление средств в соответствии с условиями сделки (осуществление авансовых платежей). | |
4. Оформление досье. | |
Текущий мониторинг сделки | 1. Контроль за Клиентом и надлежащей реализацией сделки. Подготовка клиенту отчетов о состоянии дебиторской задолженности. Бухгалтерский учет поставок, текущая обработка поставленных на баланс накладных. |
2. списание комиссий, выделение НДС, подготовка счетов-фактур для клиента. | |
Закрытие сделки | 1. Контроль за полным и своевременным погашением задолженности и комиссий. В случае непогашения, подготовка информации для проведения работы по взысканию задолженности (в случае необходимости использовать регресс). Подготовка отчета на заседание Кредитного комитета. |
Проблемная сделка | 1. Предоставление вопроса на заседание кредитного комитета по проблемным сделкам и утверждение плана и методов взыскания задолженности. |
2. Проведение работ по взысканию задолженности. |
Детально рассмотрим круг операций, непосредственно осуществляемых при принятии поставщика на факторинговое обслуживание (выплата финансирования):
Для анализа факторинговой деятельности банка предлагается использовать следующие показатели:
Суммы по расчетным документам, первоначально предъявленные поставщиком плательщикам |
Суммы, перечисленные банком поставщикам (в тыс. руб., в % к первоначальному дебиторскому счету клиента) |
Суммы, возмещенные плательщиками банку (тыс. руб., в % к первоначальному дебиторскому счету клиента) |
Суммы, не возмещенные плательщиками банку (тыс. руб., в % к первоначальному дебиторскому счету клиента) |
Размер факторинговых операций, произведенных банком, на 1 рубль собственных средств банка, уставного фонда, валюты баланса. |
Удельный вес факторинговых операций в общей сумме активов |
Доходы по факторинговым операциям |
Комиссия за обработку документов (в тыс. руб., в %) |
Комиссия за управление дебиторской задолженности (в тыс. руб., в %) |
Ссудный процент (процент за финансирование), начисляемый на ежедневный остаток выплаченного клиенту аванса (в тыс. руб., в %) |
Доходность факторинговых операций (%) |
Анализ рассмотренных показателей должен проводиться в динамике путем сопоставления отчетных данных с аналогичными показателями на предыдущие даты. Такое сопоставление позволит выяснить тенденции развития факторингового обслуживания в банке и предпринять необходимые меры в случае выявления негативных тенденций.
Для оценки эффективности факторинговой деятельности разработана следующая система показателей:
Таким образом, анализ эффективности факторинговых сделок может быть проведен с помощью показателей рентабельности сделки (отношение доходов по сделке к затратам по сделке) и эффективности работы сотрудников (отношение прибыли факторингового подразделения от сделки к количеству сотрудников, занимающихся сделкой).
Рентабельность факторингового подразделения определяется как отношение полученной прибыли к расходам факторингового подразделения.
Если по результатам анализа выявляется неудовлетворительный уровень эффективности факторинговых операций или факторинговой деятельности в целом, необходимо проанализировать причины этого, устранить их влияние и в схему новых факторинговых сделок включить дополнительные мероприятия, направленные на предотвращение неблагоприятных результатов.
Проведение анализа по рассмотренным показателям позволит улучшить качество работы факторингового подразделения и тем самым повысить его конкурентноспособность.
Автор: аспирантка кафедры «Управление банковской деятельностью» очной формы обучения
КОЖИНА ЛЮДМИЛА МИХАЙЛОВНА.