115583, г. Москва, ул. Елецкая, д. 8 к. 2
Наши социальные сети:

Внедрение и управление факторинговыми операциями в банке

03.12.2007

1. Определение бизнес-стратегии банка при оказании факторинговых услуг.

Отражение бизнес-стратегии банка по оказанию факторинговых услуг находится в бизнес-плане, в котором должны содержаться такие разделы, как маркетинговые исследования рынка, определение основных условий оказания факторинговых услуг в банке, клиентская стратегия, организация продаж, операционная стратегия, определение основных операций при оказании факторинговых услуг,  финансовая модель (тарифная политика, определение показателей эффективности оказания факторинговых услуг, определения сроков внедрения и этапов развития факторинга в банке).

  Маркетинговые исследования
Проведение маркетингового исследования конкурентной среды и оценка качества предоставляемых факторинговых услуг (виды услуг, объемы финансирования, требования, предъявляемые к клиентам, тарифы и тому подобное)
Определение основных условий (критериев и принципов) оказания факторинговых услуг в банке.

Клиентская стратегия

Определение наиболее перспективных отраслей, где можно использовать факторинговые схемы. Составление базы данных клиентов, содержащей сведения обо всех предприятиях – потенциальных клиентах соответствующих отраслей. Определение емкости рынка факторинговых услуг, доли насыщения рынка, динамики развития рынка. Выбор сегмента потенциальных клиентов: предпочтение работы с крупными, средними или мелкими клиентами. Работа только с клиентами банка или привлечение новых компаний на обслуживание в банк.

Организация продаж

Выбор способов продвижения факторинговых услуг в банке (проведение семинаров, посещение выставок, почтовые рассылки презентационных материалов, рассылка по электронной почте предложений по оказанию факторинговых услуг, проведение переговоров, прочее).
Финансовая модель
Разработка тарифной политики, определение норм и показателей эффективности оказания факторинговых услуг.
Постановка задач и сроков их исполнения (определения сроков внедрения и этапов развития факторинга в банке).

2. Организация факторинговых услуг

Основными этапами  организации факторинговых услуг являются разработка и утверждение:

  •   пакета договоров на оказание факторинговых услуг;
  •   списка документов (финансовых, в том числе для оценки кредитной истории поставщика и его дебиторов, юридических, для Службы экономический безопасности),
  •   положений бухгалтерского учета факториинговых операций в банке;
  •   тарифной политики и порядка финансирования;
  •   лимитной политики (а также прочие методики по управлению рисками);
  •   программного обеспечения;
  •   внутрибанковской инструкции\ положения оказания факторинговых услуг в банке;
  •   организационной структуры подразделения факторинга;
  •   порядка взаимодействия с другими подразделениями;
  •   должностных инструкций, определение полномочий отдела факторинга (например, кто будет заниматься учетом поставок, финансированием и т.д.)
  •   прочее.

3. Технология осуществления факторинговых услуг

Перечень операций, которые осуществляются при факторинговом обслуживании, может меняться в зависимости от вида факторинга (например, факторинг с регрессом, без регресса, внутренний или международный факторинг, прочее) и внутрибанковского документооборота. Однако в прилагаемой ниже таблице приводятся основные стадии процесса оказания факторинговх услуг :

Стадия  процесса

Выполняемые функции

Обращение клиента в банк 

          1. Проведение первичных переговоров с Клиентом, разъяснение общих условий факторингового обслуживания, проведение переговоров с первоначальной оценкой бизнеса клиента.

          2. Если проект соответствует общим условиям факторингового бслуживания, сотрудник кредитного подразделения предлагает клиенту представить установленный набор документов, необходимый для принятия решения.

Первоначальное рассмотрение, сбор и проверка информации

        1. Сбор и проверка документов (информации), необходимых для проведения комплексного анализа, включая беседу с руководством компании, посещение предприятия. При необходимости истребование дополнительной инфомации от Клиента.

        2. Проверка полученных документов юридическим подразделением. Составление письменных заключений по вопросам, относящимся к ведению своего подразделения.

        3. Проверка полученных документов службой безопасности. Составление письменных заключений по вопросам, относящимся к ведению своего подразделения.

Комплексный анализ, окончательное структурирование сделки

1. Комплексный анализ предоставленных документов с заключениями других подразделений.

 2. Составление Заключения на Кредитный Комитет о целесообразности (нецелесообразности) принятия клиента на факторинговое обслуживание на основе комплексного анализа Клиента и полученных заключений обеспечивающих служб.

Санкционирование сделки

1. Представление вопроса на Кредитный Комитет.

2. Санкционирование сделки в соответствии с установленным регламентом Кредитного Комитета.

Подписание юридических документов и финансирование Клиента

 1. Оформление   договоров и иных документов.

 2. Согласование с юридическим отделом

 3. Перечисление средств  в соответствии с условиями сделки (осуществление авансовых платежей).

 4. Оформление досье.

Текущий мониторинг сделки

1. Контроль за Клиентом и надлежащей реализацией  сделки. Подготовка клиенту отчетов о состоянии дебиторской задолженности.   Бухгалтерский учет поставок, текущая обработка поставленных на баланс накладных.

2.  списание комиссий, выделение НДС, подготовка счетов-фактур для клиента.

Закрытие сделки

1. Контроль за полным и своевременным погашением задолженности и комиссий.  В случае непогашения, подготовка информации для проведения работы по взысканию задолженности (в случае необходимости использовать регресс). Подготовка отчета на заседание Кредитного комитета.

Проблемная сделка

 1. Предоставление вопроса на заседание кредитного комитета по проблемным сделкам и утверждение плана и методов взыскания задолженности.

2. Проведение работ по взысканию задолженности.

Детально рассмотрим круг операций, непосредственно осуществляемых при принятии поставщика на факторинговое обслуживание (выплата финансирования):

 


4. Оценка эффективности оказания факторинговых услуг.

Для анализа факторинговой деятельности банка предлагается использовать следующие показатели:


Суммы по расчетным документам, первоначально предъявленные поставщиком плательщикам

Суммы, перечисленные банком поставщикам (в тыс. руб., в % к первоначальному дебиторскому счету клиента)

Суммы, возмещенные плательщиками банку (тыс. руб., в % к первоначальному дебиторскому счету клиента)

Суммы, не возмещенные плательщиками банку (тыс. руб., в % к первоначальному дебиторскому счету клиента)

Размер факторинговых операций, произведенных банком, на 1 рубль собственных средств банка, уставного фонда, валюты баланса.

Удельный вес факторинговых операций в общей сумме активов

Доходы по факторинговым операциям

Комиссия за обработку документов (в тыс. руб., в %)

Комиссия за управление дебиторской задолженности (в тыс. руб., в %)

Ссудный процент (процент за финансирование), начисляемый на ежедневный остаток выплаченного клиенту аванса (в тыс. руб., в %)

Доходность факторинговых операций (%)

Анализ рассмотренных показателей должен проводиться в динамике путем сопоставления отчетных данных с аналогичными показателями на предыдущие даты. Такое сопоставление позволит выяснить тенденции развития факторингового обслуживания в банке и предпринять необходимые меры в случае выявления негативных тенденций.
Для оценки эффективности факторинговой деятельности разработана следующая система показателей:

 

 


Таким образом, анализ эффективности факторинговых сделок может быть проведен с помощью показателей рентабельности сделки (отношение доходов по сделке к затратам по сделке) и эффективности работы сотрудников (отношение прибыли факторингового подразделения от сделки к количеству сотрудников, занимающихся сделкой).
Рентабельность факторингового подразделения определяется как отношение полученной  прибыли к расходам факторингового подразделения.

Если по результатам анализа выявляется неудовлетворительный уровень эффективности факторинговых операций или факторинговой деятельности в целом, необходимо проанализировать причины этого, устранить их влияние и в схему новых факторинговых сделок включить дополнительные мероприятия, направленные на предотвращение неблагоприятных результатов.
Проведение анализа по рассмотренным показателям позволит улучшить качество работы факторингового подразделения и тем самым повысить его конкурентноспособность.

Автор: аспирантка кафедры «Управление банковской деятельностью» очной формы обучения
КОЖИНА ЛЮДМИЛА МИХАЙЛОВНА.


 


Поделиться в социальных сетях:

Статьи по теме

Семинар «Риск-менеджмент факторинговых операций и операционная деятельность фактора (Sales ledger)»
01.02.2009

Питер БринслиДата: 26-27 марта 2009 года

Компания «ФАКТОРинг ПРО» впервые в России организует уникальное мероприятие. В Москве состоится семинар зарубежного эксперта и бизнес-тренера Питера Бринсли, посвященный факторинговому...

Рейтинговое агентство "Эксперт РА" приступает к подготовке исследования рынка кредитования малого и среднего бизнеса в 1 полугодии 2011 года.
18.08.2011

В рамках проекта планируется анкетирование участников рынка, а также проведение углубленных интервью с представителями банков и экспертного сообщества. Выводы, сделанные на основе исследования, будут ...

НФК - первый участник программы ЭСКАР по страхованию экспортного факторинга для субъектов МСП.
20.12.2013

В ходе состоявшейся пресс-конференции Ассоциация факторинговых компаний (АФК) сообщила о запуске специализированной программы поддержки малых и средних предприятий-экспортеров: факторинговое финансирование...