Еженедельный обзор законодательства (09-15.01.2012).
Указание вносит в Положение Банка России от 20 марта 2006 года № 283-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери» следующие изменения.
1. Установлен отдельный порядок формирования резервов на возможные потери по вложениям в паи паевых инвестиционных фондов. Резерв по вложениям в паи паевых инвестиционных фондов, активы которых составляют денежные требования и требования, вытекающие из сделок с финансовыми инструментами, признаваемыми ссудами в целях Положения Банка России от 26 марта 2004 года № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности» (далее – Положение Банка России № 254-П), формируется в размере, соответствующем оценке риска по ссудам, являющимся имуществом паевого инвестиционного фонда, но не менее 21% от стоимости указанных ссуд.
2. В базу для расчета размера резерва на возможные потери добавлены следующие виды активов:
? недвижимое имущество;
? вещи, не относящиеся к недвижимости;
? права требования по договорам долевого участия в строительстве, полученные кредитной организацией по договорам об отступном или по договорам о залоге в результате реализации прав на обеспечение по предоставленным кредитной организацией ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности, определенной в соответствии с требованиями Положения Банка России № 254-П;
? активы, полученные банком в результате реструктуризации дебиторской задолженности;
? остаточная (балансовая за минусом амортизации) стоимость недвижимого имущества и земли, не используемых для осуществления банковской деятельности.
При расчете размера резерва по указанным видам активов должны применяться следующие коэффициенты:
? для активов, учитываемых на балансе более года, – не менее 10%;
? для активов, учитываемых на балансе более 2 лет, – не менее 20%;
? для активов, учитываемых на балансе более 3 лет, – не менее 35%;
? для активов, учитываемых на балансе более 4 лет, – не менее 50%;
? для активов, учитываемых на балансе более 5 лет, – не менее 75%.
Указанные коэффициенты подлежат применению также при формировании резерва по вложениям в паи паевых инвестиционных фондов, активы которых в размере 50% и более составляет указанное выше имущество.
При передаче вышеуказанного имущества в доверительное управление или на баланс дочерней организации, резерв формируется кредитной организацией (головной кредитной организацией) с применением указанных коэффициентов до момента реализации переданного имущества.
Резерв по указанным видам активов, учитываемых кредитной организацией в течение 12 месяцев и более до вступления Указания в силу, начиная с отчетности на 1 февраля 2012 года, должен быть сформирован в размере не менее 10%. Резерв по данным активам формируется ежегодно по состоянию на 1 февраля каждого последующего года.
Указание вступило в силу с 1 января 2012 года.
Информационное письмо ФСФР России от 28 декабря 2011 года № 11-ДП -10/37974 «О разъяснении отдельных вопросов практики применения Федерального закона от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Инфор мационное письмо)
ФСФР России разъяснила ряд вопросов, связанных с практикой применения Федерального закона от 27 июля 2010 года № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 224-ФЗ).
В Информационном письме даны следующие разъяснения.
1. Состав лиц, подлежащих включению в список инсайдеров в соответствии с положениями частей 2, 3 статьи 9 Закона № 224-ФЗ , является исчерпывающим.
2. В список инсайдеров юридических лиц, указанных в пунктах 1-8, 11, 12 статьи 4 Закона № 224-ФЗ включаются организации и физические лица, которые имеют доступ к инсайдерской информации.
Работники, члены органов управления и органов контроля за финансовохозяйственной деятельностью организации, включаемой в список инсайдеров юридического лица, не подлежат включению в список инсайдеров этого юридического лица (но могут быть включены в список инсайдеров самой организации), за исключением управляющей организации, осуществляющей функции единоличного исполнительного органа указанного юридического лица. В список инсайдеров юридического лица включаются члены органов управления и органов контроля за финансово-хозяйственной деятельностью указанной управляющей организации.
Физическое лицо (за исключением физических лиц, входящих в органы управления или ревизионную комиссию юридического лица) может быть включено в список инсайдеров юридического лица только при наличии заключенного между соответствующим физическим и юридическим лицами гражданскоправового или трудового договора, который предусматривает доступ к инсайдерской информации юридического лица.
3. В список инсайдеров профессиональных участников рынка ценных бумаг и иных лиц, осуществляющих в интересах клиентов операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами (далее – посредники), получивших инсайдерскую информацию от клиентов, подлежат включению, в том числе, лица, имеющие доступ к инсайдерской информации посредников на основании заключенных с ними договоров. Не подлежат включению в список инсайдеров посредников:
1) клиенты посредников, от которых посредники получили инсайдерскую информацию;
2) другие посредники, совершающие операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами в интересах указанного посредника;
3) организаторы торговли, через которых посредник совершает операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, а также соответствующие клиринговые организации, депозитарии и (или) кредитные организации, за исключением случаев, когда на основании договора посредник передает лицам, указанным в пунктах 2) и 3) инсайдерскую информацию, полученную от своих клиентов.
Выставление посредником заявки (дача посредником поручения) для совершения другими посредниками операций с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами и (или) для совершения на торгах организатора торговли сделки с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) иностранными товарами само по себе не может рассматриваться как предоставление указанным посредникам, организаторам торговли, клиринговым организациям, депозитариям и (или) кредитным организациям инсайдерской информации, полученной посредником от своих клиентов.
4. Выставление управляющей компанией паевого инвестиционного фонда, инвестиционные паи которого допущены к торгам на организаторе торговли на рынке ценных бумаг или в отношении инвестиционных паев которого подана заявка об их допуске к торгам на организаторе торговли на рынке ценных бумаг, (далее – управляющая компания) заявки (подача поручения) посреднику для осуществления операций с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами само по себе не может рассматриваться как предоставление посреднику доступа к инсайдерской информации управляющей компании.
5. При определении лиц, являющихся инсайдерами, ФСФ Р России рекомендует учитывать, что под депозитариями и кредитными организациями, осуществляющими расчеты по результатам сделок, совершенных через организаторов торговли, относятся только депозитарии и кредитные организации, которые на основании договоров (соглашений), заключенных с организаторами торговли и (или) с клиринговыми организациями, оказывают таким организаторам торговли и (или) клиринговым организациям услуги по осуществлению расчетов по результатам сделок, совершенных на организованных торгах.
6. К инсайдерской информации доверительных управляющих, осуществляющих в интересах клиентов операции с финансовыми инструментами, относится полученная от клиентов информация, составляющая существенные условия договоров доверительного управления, связанные с совершением сделок с ценными бумагами и (или) заключением договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, в случае, когда осуществление доверительного управления в соответствии с указанными условиями может оказать существенное влияние на цены соответствующих ценных бумаг. ФСФ Р России разъяснила, что доверительные управляющие самостоятельно определяют, какие из существенных условий договоров доверительного управления относятся к существенным условиям, осуществление доверительного управления в соответствии с которыми может оказать существенное влияние на цены соответствующих ценных бумаг.
7. К инсайдерской информации профессиональных участников рынка ценных бумаг, участников биржевой торговли, биржевых посредников, биржевых брокеров, кредитных организаций, осуществляющих в интересах клиентов операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, относится полученная от клиентов информация, содержащаяся в подлежащих исполнению поручениях клиентов на совершение сделок с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами в случае, когда исполнение таких поручений может оказать существенное влияние на цены соответствующих финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров. Указанные лица самостоятельно определяют поручения клиентов, которые могут оказать существенное влияние на цену соответствующих финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров.
8. В целях реализации положений части 4 статьи 10 Закона № 224-ФЗ ФСФ Р России разъяснено, что под юридическими лицами, указанными в пункте 5 статьи 4 (лица, имеющие доступ к инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1-4 статьи 4 Закона № 224-ФЗ , на основании договоров, заключенных с соответствующими лицами, в том числе аудиторы (аудиторские организации), оценщики (юридические лица, с которыми оценщики заключили трудовые договоры), профессиональные участники рынка ценных бумаг, кредитные организации, страховые организации) следует понимать юридических лиц, которые на основании договоров, заключенных с соответствующими лицами, имеют доступ к инсайдерской информации эмитентов, управляющих компаний, хозяйствующих субъектов, включенных в предусмотренный статьей 23 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» реестр и занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара в географических границах Российской Федерации, организаторов торговли, клиринговых организаций, а также депозитариев и кредитных организаций, осуществляющих расчеты по результатам сделок, совершенных через организаторов торговли.
9. ФСФ Р России разъяснено, что производные финансовые инструменты, базисным (базовым) активом которых являются фондовые и иные индексы, не могут рассматриваться как зависящие от цены ценных бумаг или товаров, а также касающиеся инсайдерской информации, к которой инсайдеры имеют доступ в соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона № 224-ФЗ , поскольку цены на такие производные финансовые инструменты зависят от цен нескольких финансовых инструментов (товаров) или курсов нескольких иностранных валют.
10. К операциям, обязанность по уведомлению о совершении которых установлена частями 1-4 статьи 10 Закона № 224-ФЗ , не относятся операции, осуществляемые посредниками в интересах их клиентов. Если операция осуществляется посредником в интересах клиента, являющегося инсайдером, включенным в список юридических лиц, указанных в частях 1-4 статьи 10 Закона № 224-ФЗ , такой инсайдер обязан уведомить о соответствующей операции самостоятельно.
11. З акон № 224-ФЗ запрещает использование инсайдерской информации путем передачи ее другому лицу, за исключением случаев передачи этой информации лицу, включенному в список инсайдеров, в связи с:
? исполнением обязанностей, установленных федеральными законами;
? исполнением трудовых обязанностей;
? исполнением договора.
Каждый из вышеуказанных случаев представляет собой самостоятельное основание для передачи инсайдерской информации.
12. Включение лица в список инсайдеров без достаточных на то оснований может быть обжаловано посредством письменного обращения в организацию, допустившую неправомерное включение лица в список инсайдеров, и (или) в судебном порядке. Законодательство Российской Федерации не устанавливает конкретный срок для обжалования.
13. Перечни инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1-4, 11 и 12 статьи 4 Закона № 224-ФЗ , подлежат раскрытию в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть Интернет). ФСФ Р России рекомендует размещать ссылку на раздел, содержащий перечень инсайдерской информации вышеуказанного лица, на главной (начальной) странице официального сайта указанного лица в сети Интернет.
14. З аконодательство Российской Федерации не предусматривает форму раскрытия инсайдерской информации, а также отдельный порядок раскрытия инсайдерской информации в случае если она по названию совпадает с сообщениями о существенных фактах. Также отсутствует требование на указание в заголовке раскрываемого сообщения информации о том, что раскрываемая информация является инсайдерской.
В случае раскрытия сообщения о существенном факте повторное раскрытие указанного сообщения в качестве сообщения об инсайдерской информации не требуется.
Организация-инсайдер имеет право самостоятельно определять объем информации, подлежащей раскрытию в сообщении о сведениях, относящихся к инсайдерской информации, если требования к содержанию указанного сообщения не установлены нормативными правовыми актами.
Информационное письмо опубликовано на сайте ФСФР России 30 декабря 2011 года.
Информационное письмо ФСФР России от 28 декабря 2011 года № 11-ДП -01/37972 «Об осуществлении клиринговой деятельности в 2012 году»
ФСФР России дала разъяснения по вопросам осуществления клиринговой деятельности в связи с вступлением в силу с 1 января 2012 года Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности» (далее – Закон № 7-ФЗ).
С 1 января 2012 года ФСФ Р России прекращена выдача лицензий профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление клиринговой деятельности.
До 1 января 2013 года организациям, осуществляющим предусмотренную Законом № 7-ФЗ деятельность на дату вступления его в силу:
2) без лицензии, если указанная деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежала лицензированию, разрешено осуществлять указанную деятельность в порядке, действовавшем до 1 января 2012 года, а также вносить изменения в документы, регламентирующие порядок осуществления клиринга или утверждать новую редакцию таких документов в установленном этими организациями порядке.
Регистрация изменений действующих правил осуществления клиринговой деятельности (новой редакции указанных правил) организаций, указанных в пункте 1), в течение 2012 года будет осуществляться ФСФР России на основании:
действующих в указанный период статей 6 и 44.1 Федерального закона от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»,
в порядке, предусмотренном:
Приказом ФСФ Р России от 20 апреля 2005 года № 05-14/пз-н «Об утверждении Порядка регистрации документов профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих клиринговую деятельность и деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг». Регистрация в ФСФР России документов, регламентирующих осуществление клиринговой деятельности, действующих на 1 января 2012 года, и изменений в указанные документы, вносимых в течение 2012 года, для организаций, указанных в пункте 2), не требуется.
Информационное письмо опубликовано на сайте ФСФР России 29 декабря 2011 года.
Обзор подготовлен юристами «Линии права».
Наши специалисты будут рады рассмотреть иные интересующие Вас вопросы в рамках еженедельного обзора законодательства.
Ваши вопросы и предложения по улучшению нашей работы просим направлять партнеру Линии права Дмитрию Крупышеву (Dmitry.Krupyshev@lp.ru).
Более подробную информацию об услугах Вы можете получить на сайте www.lp.ru.
Источник: ФАКТОРинг ПРО по материалам Адвокатского бюро Линия Права