Новый Портал об услугах нашей факторинговой компании. Перейти

Факторинг и бухгалтерский учет

07.04.2008

Во-первых, необходимо четко разделять два основных вида факторинга: факторинг с регрессом и факторинг без регресса. Отражаются в бухгалтерском учете они по-разному.  

Факторинг с регрессом

Факторинг с регрессом фактически предусматривает выплату клиенту финансирования на условиях срочности, платности и возвратности под обеспечение уступкой дебиторской задолженности. В данном случае финансирование целесообразно отражать исходя из условий его предоставления на счете 66 "Учет расчетов по краткосрочным кредитам и займам". Что касается денежного требования к покупателю (дебитору), передаваемого в обеспечение, то списание его с баланса по РСБУ является возможным, но необязательным. В случае принятие решения о списании денежного требования к дебитору, выбытие отражается через 91 счет "Учет прочих доходов и расходов" с отражением требования к Фактору на счете 76 "Учет расчетов с разными дебиторами и
кредиторами", которое, в свою очередь, закрывается в корреспонденции со счетом 66 в момент погашения финансирования из средств, поступивших Фактору от дебитора в оплату уступленного денежного требования. При этом необходимо отметить, что МСФО не предусмотрено выбытие денежного требования к дебитору по операции факторинг с регрессом.

Факторинга без регресса

Отражение в бухгалтерском учете операций факторинга без регресса во всех его возможных проявлениях как по РСБУ, так и по МСФО предусматривает выбытие денежного требования с баланса клиента. Выбытие отражается через счета 91 с отражением требования к фактору на счете 76, которое в свою очередь закрывается в корреспонденции с расчетным счетом в момент получения финансирования от Фактора. и в налоговом+

Наибольший интерес здесь представляет вопрос применения статьи 269 НК РФ к расходам на оплату вознаграждения фактора.

Официальная позиция сводится к тому, что расходы организации в виде процентов от суммы финансирования под уступку денежного требования и процентов от суммы счетов-фактур за административное управление задолженностью, взимаемых по договору факторинга, учитываются в составе внереализационных расходов в размерах, установленных ст. 269 Кодекса. Но есть и противоположная арбитражная практика*.

Неприменение разъяснений Минфина с большой вероятностью может стать причиной появления арбитражной практики по данному вопросу, которая в настоящее время отсутствует. Но и вероятность разрешения вопроса в пользу компании - весьма положительная.

Также хотелось бы обратить внимание на вопрос возможности принимать к вычету суммы НДС с суммы вознаграждения Фактора. Некоторые налоговики считают, что механизм удержания Фактором вознаграждения из платежей дебиторов, широко применяемый до вступления в силу новой редакции пункта 4 статьи 168 НК РФ с 01 января 2007 года, подпадает под определение зачета взаимных требований, что, в свою очередь, в соответствии с положениями указанной статьи требует уплаты суммы НДС на основании платежного поручения. Минфин, в свою очередь, высказал позицию о том, что в данном случае расчеты между клиентами и факторинговыми компаниями (банками) в форме удержания последними своего вознаграждения относятся к денежным (письмо
Минфина России от 25.07.07   03-07-05/44). Однако, во избежание споров факторинговые компании предлагают клиентам на выбор несколько вариантов оплаты факторинговой комиссии, полностью отвечающих требованиям пункта 4 статьи 168 НК РФ, предусматривающих, в частности, оплату вознаграждения Фактора или его части на основании выставленного счета.

Часто поднимается вопрос негативного отношения налоговых органов к факторингу, как к механизму недобросовестной налоговой оптимизации. Отмечу, что "схемный факторинг" не имеет никакого отношения к "Коммерческому факторингу", который предлагает рынку большинство финансовых агентов. Правовая структура, а также размер и порядок оплаты вознаграждения добросовестных Факторов не дает ни малейших оснований сомневаться в налоговой законопослушности клиента.

Электронный документооборот снизит издержки и ускорит расчеты.

Расскажите как компании лучше организовать документооборот при факторинге?

Надо отметить, что в рамках договора факторинга клиент передает Фактору о первичные документы (накладные) в значительных объемах. Они являются основанием для выплаты финансирования и оказания иных услуг. Клиенту же, в свою очередь, необходима встречная информация для отражения операций в учете, а также подтверждающие ее первичные документы. Значительно оптимизировать документооборот и снизить издержки на его организацию позволяют системы автоматизации факторинговых операций. Например, системы "Электронный факторинг" и е-Факторинг. Первая предоставляет клиенту возможность
удаленной регистрации накладных в системе автоматизации факторинговых операций с использованием электронного аналога собственноручной подписи, что является достаточным основанием для начала факторингового обслуживания поставки. Вторая позволяет получать всю необходимую информацию о факторинговых операциях клиента вплоть до генерации проводок в режиме он-лайн. 

Источник: НФК


Статьи по теме

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies и обработкой данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.