ГАРАНТ: переуступка права предъявления исков за нарушение сроков доставки грузов
Статья 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - устав ж/д) предусматривает сроки доставки грузов со стороны РЖД. В случае нарушения указанных сроков доставки перевозчик уплачивает штраф за нарушение сроков доставки грузов (ст. 97 устава ж/д). В соответствии со ст. 121 устава ж/д претензию за просрочку доставки грузов вправе подать грузополучатель (получатель) или грузоотправитель (отправитель).
Вправе ли данные лица переуступить право предъявления исков за нарушение сроков доставки грузов другим лицам и на основании какого документа? Например, можно ли уступить данное право по договору уступки права требования?
Согласно п. 1 ст. 797 ГК РФ до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом.
Пунктом 2 ст. 797 ГК РФ предусмотрено, что иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучение от перевозчика ответа в тридцатидневный срок.
В соответствии с частью первой ст. 120 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) до предъявления к перевозчику иска, связанного с осуществлением перевозок груза, грузобагажа, порожнего грузового вагона, к перевозчику обязательно предъявляется претензия.
Частью третьей ст. 120 Устава установлено, что право на предъявление к перевозчику претензии, связанной с осуществлением перевозок груза, грузобагажа, порожнего грузового вагона, или иска имеют грузополучатель (получатель) или грузоотправитель (отправитель) - в случае просрочки доставки груза, грузобагажа, порожнего грузового вагона. К претензии должны быть приложены транспортная железнодорожная накладная, грузобагажная квитанция.
Согласно п. 1 ст. 382 ГК РФ право (требование), принадлежащее на основании обязательства кредитору, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или может перейти к другому лицу на основании закона.
Уступка требования кредитором (цедентом) другому лицу (цессионарию) допускается, если она не противоречит закону (п. 1 ст. 388 ГК РФ).
Предметом договора уступки требования (цессии) может быть не только требование, которое существует в момент заключения такого договора, но и требование, которое возникнет в будущем. Как определено п. 1 ст. 388.1 ГК РФ, требование по обязательству, которое возникнет в будущем (будущее требование), в том числе требование по обязательству из договора, который будет заключен в будущем, должно быть определено в соглашении об уступке способом, позволяющим идентифицировать это требование на момент его возникновения или перехода к цессионарию.
Сказанное относится и к требованию об уплате неустойки (смотрите п. 16 Обзора практики применения арбитражными судами положений главы 24 Гражданского кодекса Российской Федерации, направленного информационным письмом Президиума ВАС РФ от 30.10.2007 N 120).
Однако в п. 40 постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 N 30 сформулирована следующая правовая позиция. Поскольку услуги по перевозке груза оказываются перевозчиком значительному числу контрагентов, законодательством установлен специальный порядок предъявления претензий и исков перевозчику грузов железнодорожным транспортом. В частности, в ст. 120 Устава перечислены лица, которые могут предъявлять претензии и иски, связанные с осуществлением перевозок грузов. Иным лицам, не перечисленным в ст. 120 Устава, право на предъявление претензий и исков к перевозчику Устав не предоставляет.
Следовательно, указанные в Уставе лица не могут уступать свое право на предъявление претензий и исков третьим лицам.
Поэтому, если лицо, указанное в ст. 120 Устава, в нарушение законодательства уступило свое право на предъявление претензии и иска, связанного с осуществлением перевозки груза, третьему лицу, то требование, основанное на такой сделке, не может быть удовлетворено.
На наш взгляд, такая позиция не вполне бесспорна. Предметом цессии в принципе не может быть право на предъявление претензий и исков. Как отмечается в судебной практике, условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд, являются установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права или охраняемого законом интереса, факта его нарушения и факта нарушения права истца именно ответчиком. Иском в арбитражном процессе следует считать спорное правовое требование одного лица к другому, вытекающее из материально-правового отношения, основанное на юридических фактах (постановление АС Московского округа от 19.12.2016 N Ф05-17508/16, постановление Девятого ААС от 21.08.2023 N 09АП-45676/23, постановление Тринадцатого ААС от 07.07.2022 N 13АП-10589/22).
То есть заинтересованное лицо обладает правом на предъявление иска в суд постольку, поскольку у него имеется материально-правовое требование к ответчику (например, об уплате неустойки за просрочку в исполнении обязательства). В порядке цессии возможно передать именно материально-правовое требование, а не право на предъявление претензии или иска как таковое. Закон указывает на право предъявлять претензии и иски к перевозчику грузоотправителей и грузополучателей как лиц, участвующих в отношениях, связанных с перевозкой грузов, из чего, на наш взгляд, напрямую не вытекает запрет на уступку прав (требований) к перевозчикам третьим лицам.
Тем не менее, с учетом позиции, существующей в судебной практике, уступка грузоотправителем или грузополучателем требования к перевозчику об уплате штрафа за просрочку доставки грузов, вероятно, будет признана противоречащей требованиям закона (смотрите постановление Девятого ААС от 08.06.2021 N 09АП-14093/21, постановление Девятого ААС от 08.02.2019 N 09АП-72023/18, постановление Четвертого ААС от 03.03.2017 N 04АП-3909/16, решение АС г. Москвы от 26.10.2023 по делу N А40-123532/2023).
Вместе с тем представляется, что требование об уплате штрафа может быть уступлено по договору цессии на этапе судебного разбирательства или исполнения судебного акта, то есть когда предъявление претензии и иска к перевозчику уже состоится (смотрите постановление Девятнадцатого ААС от 12.07.2016 N 19АП-3369/16).
Подчеркнем, что изложенная позиция является нашим экспертным мнением.