ГАРАНТ: вправе ли органы местного самоуправления переуступать дебиторскую задолженность третьим лицам?
Вправе ли органы местного самоуправления переуступать (продавать) дебиторскую задолженность третьим лицам?
Право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона (п. 1 ст. 382 ГК РФ). Уступка требования кредитором (цессия) другому лицу допускается, если она не противоречит закону, иным правовым актам или договору (п. 1 ст. 388 ГК РФ).
Из ст. 128 ГК РФ следует, что право требования взыскания задолженности относится к имущественным правам, и, соответственно, его следует рассматривать как муниципальное имущество.
В силу ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон N 178-ФЗ), т.е. возмездно и исключительно одним из способов, предусмотренных п. 1 ст. 13 Закона N 178-ФЗ (ст. 1, 2, п. 5 ст. 13 Закона N 178-ФЗ). Действие Закона N 178-ФЗ не распространяется на отношения, связанные с отчуждением имущества, исчерпывающий перечень которого предусмотрен п. 2 ст. 3 Закона N 178-ФЗ. Права требования в этот перечень не входят. Ни из одной нормы Закона N 178-ФЗ не следует, что такое имущество, как имущественное право, не может быть приватизировано.
Соответственно, формально выбор контрагента при заключении органом местного самоуправления договора уступки прав требования задолженности должен проходить в соответствии с требованиями Закона N 178-ФЗ. Аналогичный вывод сделан в письме Минфина России от 18.02.2020 N 02-05-10/12249, хотя в нем сделана оговорка, что в соответствии с положениями постановления Правительства РФ от 30.06.2004 N 329 "О Министерстве финансов Федерации" Минфин России не осуществляет функции по нормативно-правовому регулированию управления государственным (муниципальным) имуществом.
Исходя из положений законодательство о приватизации, выбор контрагента при заключении органом местного самоуправления договора уступки прав требования задолженности по арендной плате должен проходить в соответствии с требованиями Закона N 178-ФЗ:
- на аукционе (в случае, если его покупатели не должны выполнить какие-либо условия в отношении имущества (ст. 18 Закона N 178-ФЗ));
- посредством публичного предложения (если аукцион по продаже имущества был признан несостоявшимся (ст. 23 Закона N 178-ФЗ));
- без объявления цены (если продажа имущества посредством публичного предложения не состоялась (ст. 24 Закона N 178-ФЗ)).
В найденном нами постановлении Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 3 сентября 2009 г. N 20АП-3142/2009 суд признал недействительным договор цессии, поскольку право требования было уступлено местной администрацией безвозмездно, иные обнаруженные нами судебные акты также косвенно подтверждают необходимость соблюдения требований законодательства о приватизации в подобных ситуациях, однако суды в них взыскали задолженность с должника в пользу нового кредитора, несмотря на несоблюдение требования Закона N 178-ФЗ (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 20 мая 2020 г. N Ф09-2478/20, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 5 октября 2023 г. N Ф09-5110/23, постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 3 ноября 2022 г. N 14АП-8163/22).