Новый Портал об услугах нашей факторинговой компании. Перейти

Управление. Финансирование. Безопасность.

Факторинг в России 2011.

06.06.2012

Что следует понимать под инфраструктурой? Начнем с самого простого. Выходит Петрокоммерц в регион и испытывает проблемы с набором персонала. Можно пригласить из Еврокоммерца, но что-то от этого удерживает. Надо взять продавцов, которые раньше носками торговали, и объяснить им, что именно им придется продавать. Тем, кто торговал носками, тяжело будет познакомиться с банковской сферой. Надо их как-то научить. Как научить? Надо их привезти в Москву на семинар и т. д. А кто будет учить? Не каждый человек способен научить, быть учителем, преподавателем. Это определенный склад личности, определенный характер, определенный навык. Поэтому приходят аутсорсеры и учат ваш персонал.

 

Второй аспект, о котором говорил Огоньков [Роман Владимирович]: появляются маленькие факторинговые компании со штатом три с половиной человека. У них действительно там три с половиной человека. Причем сотрудников трое и еще половинка от какого-то кредитчика, депозитчика или еще от кого-то. Эти банки не могут ни систему риск-менеджмента построить, ни качественно заниматься верификацией, кредитным контролем. Часть этих функций целесообразно передать на аутсорсинг. Возьмем функцию регистрации счетов, которая, казалось бы, святая святых. Как же можно регистрацию отгрузочных документов передать на аутсорсинг? Если речь идет уже об электронных счетах или о счетах, которые не несут в себе никаких исправлений и оформлены по стандартным нормативам, прописанным в законодательстве, их вполне можно отдать на аутсорсинг. Такой опыт существует во Франции. Сидят люди за стеклом, внутри офиса факторинговой компании (если вам так хочется) и регистрируют эти счета, для чего нужна только усидчивость и расторопность. Почему нет? Без сомнения, IT-обеспечение может быть отдано на аутсорсинг. У нас на рынки всего лишь две таких компании. Одна принадлежит Владимиру Юрьевичу. Это Огонькова. Вторая компания – это Актив-Факторинг. Они пытаются создать на рынке инфраструктуру. Однако они, наверное, согласятся со мной, что пока потребителями их услуг являются не все факторинговые компании и банки, представленные в этом зале.

На чем работают остальные Факторы, остается только догадываться. Возможно, это стороннее программное обеспечение. То, что сделано «на коленке», имеет существенные минусы. Недоумение вызывает применение такого рода технологий крупными компаниями, даже очень крупными компаниями с участием очень серьезных акционеров. Это приводит к последствиям, которые не надо сравнивать с Еврокоммерцем (там были другие причины), но может приводить к серьезным рискам, в том числе операционного характера, на которые мы с вами не всегда обращаем внимание.

Глядя на своих бывших коллег по БЦЖВ, я вспоминаю времена, определенные сделки, у меня волосы на всем теле дыбом встают. Мы делали все сами: регистрировали счета, были сами себе аналитики, сами себе инспектора, управляли задолженностями. Мы сами отражали все это в учете. Продолжу мысль господина Окунева [Михаила Алексеевича]. Он говорил, что надо куда-то сбрасывать эти массивы данных. Как это будет организовано, пока непонятно, то ли в Ассоциации, то ли где-то рядом. К сожалению, при всем моем уважении к ассоциациям, та, о которой мы сегодня целый день говорили, этот коллегиальный орган рынка или организация участников рынка, почему-то не замечает того, что лежит на поверхности. А на поверхности лежит тот проект, о котором я вам рассказывал в прошлом году. Это бюро факторинговой информации, где все те функции, о которых говорил участник рынка, можно реализовать. А именно исключать двойную уступку, рейтинговать клиентов и дебиторов и т. д. Кто хочет узнать подробнее, знает, где нас искать.

Раз речь зашла об Ассоциации, мне бы хотелось сказать, что она немного не тем занимается. Она, к сожалению, сейчас занимается агрессивным маркетингом. Не хочу никого обидеть, это взгляд со стороны. А рынку как раз нужно то, что говорил Окунев [Михаил Алексеевич]. Рынку нужно наполнить эту общественную деятельность реальным содержанием. Маркетинг нужен, нужно развивать отношения с госвластью, Банком России, представление о факторинге. Однако почему Ассоциация не уберегла банки, которые являются членами этой Ассоциации, от тех заявлений, которые делал Банк России? Почему Банк России не слышит Ассоциацию? Проблема Ассоциации состоит в том, что она служит банковскому факторингу. Как показали результаты сегодняшнего голосования, будущее не за банковским факторингом. Народ говорит, что надо развивать сегмент факторинговых компаний. Я с этим согласен. Мне тоже кажется, что так проще и легче. Это действительно реальное предпринимательство, а не сидение на шее у своего банковского хозяина. Поэтому Ассоциации надо работать еще и над тем, чтобы диверсифицироваться с точки зрения определенной услуги и для факторинговых компаний. Завершая разговор об аутсорсинге, готов услышать ваши вопросы. Я неожиданно быстро завершил выступление. Если вопросы есть, пожалуйста, я с удовольствием на них отвечу. Надо предложить Паше [Самиеву] в следующий раз задать вопрос «кто готов пользоваться аутсорсингом?». Мы общались с некоторыми игроками рынка. К сожалению, все то же происходит, как у старых друзей. Они говорят об одном, а думают о чем-то другом. Иногда обидеть не хотят, старые друзья не могут сказать тебе правду в лицо. А иногда, возможно, по иным причинам. Но я думаю, что за этим будущее. Экономические причины подтолкнут к тому, что факторинговые компании начнут более активно пользоваться этим инструментом.

Ведущий – Волков С. А.:

– Если любого человека спросить, за аутсорсинг он или нет, он скажет – да. Я «за». Когда же начнешь вдаваться в детали, выясняется, что он не готов передать ни одной функции. Несомненно, мы включим такой вопрос.

Покаместов И. Е.:

– Существует еще одна проблема: за услуги надо платить. Этот вопрос в финансовой среде несколько специфичен. Финансисты утверждают, раз надо платить, это неподходящая услуга. Если что-то бесплатно, то хорошо. А если платить, то неправильно.

Реплика из зала:

– Бесплатно тоже не берут.

Реплика из зала:

– Вот видите, и бесплатно не берут. Безобразие! Бесплатно никому не надо. Так что коллеги зрейте, потому что за зрелостью будущее.

Ведущий:

– Слово Илье Евгеньевичу Покаместову, генеральному директору компании «ФАКТОРинг ПРО», исполнительному секретарю Федерации факторинговых компаний.

Покаместов Илья Евгеньевич, генеральный директор компании «ФАКТОРинг ПРО», исполнительный секретарь Федерации факторинговых компаний:

– Данный проект интересен. Меня напугала акционерная структура мероприятия – ЗАО. Как к нему можно присоединиться? Такую инициативу можно протестировать на рынке факторинга, а затем выводить на уровень государства. Мы готовы предложить свою поддержку.

Позитивно, что много говорится об управлении дебиторской задолженностью. Основная мысль факторингового бизнеса в том, что есть коммерческий кредит, предпосылка факторинговых отношений. Наша позиция такова: надо смотреть на поставщика, как он справляется с коммерческим кредитом. Почти 100% российских поставщиков не знают, что они предоставляют коммерческий кредит.

Я в прошлый раз призывал факторов к использованию аутсорсинга в различных областях. Мы стали активно продвигать аутсорсинг в дебиторской задолженности для предприятий МСБ. У нас есть договоренность с несколькими банками по использованию такого аутсорсингового механизма, по сути, факторинга без финансирования. Ряду банков удалось объяснить, что по большей части МСБ – торговля, где дебиторская задолженность очень важна. Если у такого заемщика случаются проблемы с дебиторкой, у него возникает проблема с возвратом кредита банку. На Западе такие продукты широко распространены. В России толковых предложений не встречал. Сейчас мы видим интерес к появлению новых региональных факторинговых компаний, которые часто не имеют денег на развитие инфраструктуры.

Ведущий:

– Каждый раз возникает вопрос. Сторонняя организация оценила риск, потом он реализовался. Какова ответственность оценивающей компании?

Покаместов И. Е.:

– У любого фактора есть проблемные задолженности, которые сгенерировали сами сотрудники. Это преступный сговор внутри факторинговой компании? Тут может пригодиться аутсорсинг. Возможно, нужен аутсорсинг не полного цикла, а филт-аудита, периодичный аутсорсинг за операционной деятельностью сотрудников и системой риск-менеджмента. На Западе все это есть. Почему мы не хотим перенимать их практику?

 

Источник: Эксперт РА


Статьи по теме

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies и обработкой данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.