г. Москва, ул.Ясеневая д.19 корп.1, а/я 39
Наши социальные сети:

Факторинг – актуальные проблемы и перспективы развития.

05.12.2009

Помимо прекращения деятельности компаний, которые создавали мыльный пузырь, есть еще интересный аспект, который хотелось бы затронуть. В 2008 году на рынок вышло несколько игроков из числа крупных и средних банков, которые детально повторяют линию поведения уже несуществующих компаний. Они активно демпингуют, не уделяют внимания необходимым технологическим процедурам, а из задержек платежей в период кризиса делают вывод, губительный для факторингового риск-менеджмента. Приходится слышать от них, что самая безопасная стратегия в факторинге – работа с минимальным числом крупных дебиторов. Никакие банкротства сетей, массовые возвраты товара и, как следствие, проблемы у поставщиков вплоть до банкротства не могут их убедить в обратном.

Ряд игроков «переболели» любовью к концентрированным рискам еще в конце 90-х годов прошлого века. Именно они показали свою устойчивость во время кризиса и сейчас первыми приводят свой бизнес в соответствие с реальностью для дальнейшего развития. Думаю, что таких игроков можно считать относительно опытными на рынке факторинга.

Из довольно странных «кризисных мер» в области рисков хочется отметить не только ошибочную ориентацию на концентрированный риск, но и закрытие лимитов финансирования в один день на все операции, что крайне осложнило жизнь клиентам, а также совершенно нелогичное сокращение в период кризиса дополнительного срока сверх срока отсрочки. (Наиболее взвешенным шагом была обратная реакция у опытных игроков – они увеличили дополнительные сроки с 30 до 45 дней обычно.) Это позволило на фоне работы по административному управлению дебиторской задолженностью (АУДЗ) сохранить контроль качества дебиторской задолженности и дать клиентам и дебиторам возможность для нормальной работы. Увеличение срока отсрочки увеличило для факторов период возврата финансирования, однако положительно сказалось на взаимоотношениях с клиентами.

Думаю, что в дальнейшем клиентам стоит обращать внимание при выборе Фактора на то, каковы были его действия в период кризиса 2008-2009 годов. Это очень показательный пример адекватности Фактора на рынке и наличия угрозы в его возможном дальнейшем поведении для бизнеса самого клиента.

Несмотря на все перечисленные сложности, именно в этот период была решена проблема лицензирования факторинговых компаний. Теперь факторинговой компании не обязательно быть банком. Необходимость в этом решении назрела давно, т.к. позицию, которую занимает ЦБ РФ в отношении факторинговых операций и требований к их резервированию, давно нельзя назвать оптимальной.

Сейчас наблюдается активный процесс создания факторинговых компаний, но приходится признать, что перспективу успешного развития имеют в основном компании, связанные с банковскими группами. Дело в том, что для создания факторинговой компании требуются определенные инвестиции, размер которых увеличивается год от года, и фондирование, которое не предполагает валютных рисков и является долгосрочным. Невозможно построить факторинговый бизнес на коротких валютных кредитах, несмотря на то, что такие отдельные попытки сейчас предпринимаются.

Взаимоотношения Факторов и страховщиков на российском рынке также оставляют желать лучшего. К проблемам с регулированием условий выплаты страхового возмещения добавляются и очень высокие ставки по страхованию рисков неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств дебиторов. Факторы за значительно меньшую, чем страховщики комиссию не только принимают риски, но и финансируют клиентов, проводят работы по АУДЗ.

Возвращаясь к вопросу о необходимости проведения комплекса работ по АУДЗ, можно было бы предположить, что Фактор с легкостью может доверить ее коллекторам, но, к сожалению, это не так. АУДЗ является одним из элементов технологии проведения факторинговых операций. Если Фактор исключает из своей практики эту работу, то он не понимает, какого качества у него портфель, и, как следствие, не сможет договориться с коллектором о стоимости услуг последнего.

Да и не стоит рекомендовать коллекторам работать с Факторами, которые лишь платят финансирование клиентам, не заботясь о верификации поставок или мониторинге дебиторов – в таких портфелях очень велик риск мошенничества.

Коллекторы в свою очередь в большинстве случаев не имеют достаточного опыта работы с корпоративными долгами, хотя можно отметить, что с началом кризиса это направление работы коллекторов активно стало развиваться.

Что же делать на фоне такой грустной картины, нарисованной мною? Безусловно, нужно двигаться дальше – коллекторам необходимо развивать корпоративное направление, Факторам – строить системы риск-менеджмента и развивать технологии. В частности в области АУДЗ Факторы, которые занимаются этой проблематикой, пришли к выводу, что нужна постоянная работа по мониторингу состояния клиентов, дебиторов, отраслевых и прочих рисков. Причем информацию для их анализа чаще всего приходится добывать из открытых источников – Интернета, СМИ, социальных сетей и проектов и т.д. Безусловно, даже отбор, а тем более анализ информации требуют автоматизированных решений. В этой области уже несколько лет ведутся серьезные работы на базе Системы автоматизированного учета факторинговых операций «SmartFactor», в рамках этого проекта создается модуль мониторинга и анализа портфеля факторинговых операций. В основе системы лежат фундаментальные исследования в области «хронотопов», событий, удаленных во времени, которые дают возможность выявить и выстроить необходимые взаимосвязи с другими событиями, компаниями, персоналиями и т.д. За подобными разработками – будущее факторингового риск-менеджмента.

Также очень важной для формирования информационного поля и взаимодействия всех заинтересованных в развитии отрасли компаний, в т.ч. и  коллекторов, страховщиков, консультантов, сейчас является работа в области обмена информацией. Огромный вклад в этом направлении сделан компанией «ФакторингПРО» (информационный ресурс www.factoringpro.ru) и лично Покаместовым И.Е. как организатором и вдохновителем этого проекта.  Также есть надежда на объединение всех заинтересованных компаний и персоналий в рамках Федерации факторинговых компаний (не путать с Ассоциацией факторинговых компаний, которая объединяет только банки и факторинговые компании, исключая страховщиков, коллекторов и т.д.), которая создана и начинает свою деятельность.

В настоящий момент с радостью можно отметить некоторое оживление на рынке факторинга, но успех дальнейшего развития во многом будет зависеть от серьезности отношения участников к технологиям, риск-менеджменту и взаимодействию друг с другом. Серьезные перемены необходимы подавляющему большинству участников рынка. Я надеюсь, что время лозунгов «давай портфель, да хоть какой – лишь бы много и уже вчера» уже прошло. Хочется верить, что взаимодействие затронет не только непосредственных участников рынка, но и коллекторов, страховщиков и всех, кто заинтересован в развитии факторинга в России.

Данная статья подготовлена при поддержке компании «ФАКТОРинг ПРО».
Компания «ФАКТОРинг ПРО» создала и поддерживает http://www.factoringpro.ru – первый российский Интернет-проект, который профессионально освещает развитие факторинга и торгового финансирования в России и странах СНГ.
Основная миссия компании- способствовать повышению информационной прозрачности рынков факторинга и торгового финансирования в РФ и странах СНГ.
Компания «ФАКТОРинг ПРО» оказывает полный комплекс консалтинговых и информационных услуг по созданию и ведению факторингового бизнеса.
«ФАКТОРинг ПРО»  также проводит открытые и корпоративные семинары по различным тематикам: практика факторинга, кредитный менеджмент, кредитный скоринг, управление дебиторской задолженностью, взыскание долгов, торговое финансирование.

Емельянов Владимир Юрьевич,
Независимый эксперт.


Поделиться в социальных сетях:

Статьи по теме

МСП Банк выделил 1 млрд рублей на факторинговую поддержку неторгового сектора.
27.05.2014

МСП Банк (группа Внешэкономбанка) открыл Промсвязьбанку кредитную линию с лимитом 1 млрд рублей для поддержки неторгового малого и среднего бизнеса. Средства выделены сроком на 2 года в рамках нового продукта МСП Банка «Неторговый Факторинг-Банк», запущенного 25 марта 2014 года с целью активного развития факторингового направления поддержки неторговых МСП.

Оборот компании Росбанк Факторинг по итогам 9 месяцев 2013 года составил 79,5 млрд. рублей.
25.12.2013

Из них 77,4 млрд. рублей пришлись на операции по внутреннему факторингу без регресса и 2,1 млрд. рублей на сделки по внутреннему факторингу с регрессом.

Объем выплаченного финансирования компании за этот же период превысил 77,4 млрд. рублей.

Факторинговый портфель компании на 1 октября 2013 года достиг 8,35 млрд. рублей по сравнению с 2,2 млрд. рублей на 1 октября 2012 года.

Газпромбанк

Название

Газпромбанк

Адрес

117418, г. Москва, ул. Новочеремушкинская, д. 63.

Телефон

(495) 913-74-74

E-mail

 

Сайт

http://www.gazprombank.ru