Елена Гладких: "2009 год стал годом становления Русской Факторинговой Компании"
Мы не новички на рынке банковских услуг, а факторинг – одна из многих услуг, предлагаемых банками. Десятилетний опыт работы в Русском Банке Развития, основными клиентами которого были компании оптово-розничной торговли, знание их потребностей и специфики бизнеса подтолкнули нас к мысли целенаправленно и уже на другом качественном уровне заняться факторингом, т.е. создать специализированную компанию. Мы изучили рынок, сделали расчет. Далее, важно было собрать лучших специалистов, которые смогут воплотить в жизнь наши планы. Создавать компанию с нуля - непростая задача, и наличие опытной команды стало одним из главных факторов успеха. Были прописаны процессы, приобретено программное обеспечение, и в декабре 2008 года мы выплатили первое финансирование клиентам. Как вы понимаете, специально под кризис мы не подгадывали, просто так сложилось – решение о создании компании было принято в мае 2008 года, поэтому и стартовать пришлось в самый разгар кризиса. Отступать от намеченной цели мы не привыкли.
В какой-то мере нам повезло, мы открылись, когда все самое страшное для факторинга уже произошло – неплатежи дебиторов, проблемные клиенты, отсутствие финансирования в факторинговых компаниях. С другой стороны, наша компания столкнулась с последствиями кризиса в торговой среде – многие оптовые и производственные компании существенно сократили объемы продаж и перестали отгружать товар с отсрочкой платежа, а это является основой для предоставления факторинговых услуг. Но сложности не изменили наши планы – мы верим в перспективы дальнейшего развития рынка факторинга и готовы занять достойное место среди основных игроков рынка факторинговых услуг.
Перед началом своей деятельности изучали ли Вы зарубежный опыт осуществления факторинговых операций, возможно ли его применить в России?
Факторинг появился в России сравнительно недавно, поэтому, конечно, мы изучали и продолжаем изучать опыт зарубежных факторинговых компаний.
Однако нужно понимать, что в России у бизнеса своя специфика, и многие устоявшиеся западные модели на российской почве видоизменяются, особенно это заметно в финансовой сфере. Причины могут быть разными – от малой осведомленности предпринимателей о финансовых инструментах развития бизнеса в целом до простого нежелания что-то менять в работе компании. Учитывая этот фактор, мы используем зарубежный опыт – стандарты обслуживания и технологии – в качестве ориентира, но стараемся адаптировать его к нашим российским реалиям.
На что Вы опирались при выборе программного обеспечения для автоматизации факторинговых транзакций?
Когда встал вопрос о выборе программного обеспечения, мы стали изучать особенности российского рынка ПО для факторинга.
В результате исследования пришли к выводам, что этот рынок пока слабо развит, квалифицированных разработчиков и экспертов по внедрению мало. Существует большое количество российских «самописных» систем, однако возможность их приобретения сопряжена с существенными рисками. В свою очередь, зарубежные системы внедряются преимущественно в иностранных компаниях, и количество таких внедрений невелико.
Проведя тендер, мы нашли программу, которая максимально соответствовала нашим базовым требованиям и не влекла за собой серьезных капитальных затрат. Конечно же, со временем возникла необходимость внести в программу доработки, мы и сейчас продолжаем ее усовершенствовать, но на этапе start up нам было достаточно базового функционала.
Как Вы оцениваете итоги 2009 года для РФК?
За 2009 год мы успели сделать многое. Наша компания по разным показателям вошла либо в 10-ку, либо в 15 крупнейших факторов России, мы открыли представительства в Воронеже и в Санкт-Петербурге, первыми из специализированных факторинговых компаний получили кредит от Российского Банка Развития в рамках программы финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства. Наш совокупный оборот по факторингу превысил 2,5 млрд.рублей, что также является показателем успешной работы в течение года.
В некоторой степени нас сдерживал серьезный подход к оценке рисков, все-таки мы вышли на рынок в самый разгар кризиса. Однако, подводя итоги 2009 года, можно смело сказать, что мы показали себя как профессиональная команда и положили хорошее начало для активного развития в 2010 году.
Какие планы ставит перед собой РФК в 2010 году?
2009г. стал годом становления Русской Факторинговой Компании, основная задача на 2010 год – развитие компании.
Мы разрабатываем новую продуктовую линейку, работаем над расширением клиентских сервисов, планируем запуск международного факторинга. Также в 2010 году рассматриваем возможность открытия новых региональных представительств.
Факторинг-это высокорентабельный бизнес, или уже перестал быть таковым? Как оцениваете перспективы выхода на рынки стран СНГ для Вашей компании?
Мы не считаем факторинговый бизнес высокорентабельным. Рентабельность здесь чуть выше, чем в банковском кредитовании.
О наших планах по международному факторингу хотелось бы сказать отдельно.
В 2010 году мы планируем выход на рынок СНГ, в частности сейчас ведем переговоры с казахскими факторами. Наша компания является членом IFG (International Factors Group), что позволяет более эффективно взаимодействовать с зарубежными коллегами, упрощает документооборот и само проведение международных факторинговых операций.
При продаже как вы позиционируете факторинг как продукт или как услугу?
Существует всего две технологии факторинга – факторинг с регрессом и без регресса. На основе этих технологий факторы выстраивают собственные продуктовые линейки.
При разработке нашего продуктового ряда мы исходили из потребностей клиентов. Уже работают такие продукты как «Факторинг для поставок в сети», «Факторинг для развития ритейла», «Факторинг для закупок товаров и сырья», «Факторинг для роста продаж». В 2010 году планируем запустить и другие, например, «Факторинг для международных поставок».
Каждый продукт включает в себя специальные условия обслуживания, в зависимости от потребностей бизнеса клиента в данный момент.
Как Вы оцениваете 2009 год с точки зрения реализации мрачных прогнозов относительно уровня просроченных задолженностей факторов?
Обычно при разумном подходе к оценке рисков мрачные прогнозы не сбываются. В 2009 году мы старались оптимально рассчитывать свои риски, благодаря этому у нас не было ни одной существенной просрочки, не говоря уж о проблемных долгах. Сбылись ли мрачные прогнозы для других факторов, покажут исследования рынка факторинга, проводимые РА Эксперт, АФК и ФФК.
Ведет ли РФК сейчас сотрудничество с брокерами по продаже факторинговых услуг, актуально ли то для факторов это в данный момент?
Мы стараемся использовать все возможности для расширения агентской сети, в том числе сотрудничаем с брокерами.
Возможно, в 2009 году интернет-брокеры факторинга не пользовались большой популярностью у клиентов, однако сейчас все больше компаний выходят в интернет в поисках новых решений для бизнеса и профессиональных провайдеров услуг. Факторинг не является исключением, достаточно посмотреть на посещаемость специализированных факторинговых сайтов и количество заявок от потенциальных клиентов, приходящее с этих интернет-ресурсов.
Планирует ли РФК расширять свою региональную сеть?
В 2009 году мы успешно открыли два представительства – в Санкт-Петербурге и Воронеже. Подводить итоги региональной работы пока рано, поэтому решение о расширении будет принято ближе к середине года.
Имеете ли Вы планы брендировать РФК, например, так как в этом направлении последовательно двигалась НФК- это хорошо известный на рынке факторинга бренд. Возможно ли, на Ваш взгляд, распространять эту бизнес-модель на рынок, например, с помощью франчайзинга?
Думаю, это несколько преждевременный вопрос. Для компании, которой всего год, мы заняли хорошие позиции на рынке, но говорить о брендировании пока что рано. Нам необходимо наработать широкую базу клиентов, завоевать их лояльность, укрепить свои позиции на рынке. Только тогда будет сформирована основа для бренда «Русская Факторинговая Компания».
Что касается франчайзинга, то эта модель не вполне актуальна для современного российского факторинга. В регионах представление о факторинговых услугах очень расплывчато, на рынке до сих пор нет единых стандартов обслуживания, осведомленность клиентов о факторинге очень низка. В таких условиях франчайзер рискует своей репутацией, передавая другим компаниям право работы от своего имени, особенно если франчайзи находится в удаленном регионе.
В связи с отменой лицензирования, на Ваш взгляд, как эффективнее вести факторинговый бизнес в РФ– в рамках Банка, в рамках специализированной кредитной организации либо в рамках факторинговой компании?
В России, учитывая ограничения, которые накладывают требования ЦБ РФ, факторинговую деятельность удобнее вести вне банка, именно поэтому мы пошли по пути создания самостоятельной компании.
В банках ограничения касаются разных сторон деятельности клиента и дебиторов – это и ограничение по лимиту на одного заёмщика, и жесткие требования к показателям финансовой отчетности поставщика и покупателя. Мы же прекрасно знаем, что не только финансовые показатели отчетности определяет риски работы с тем или иным клиентом, это только один из критериев оценки бизнеса. При этом мы учитываем индивидуальные особенности бизнеса каждого клиента и строим работу исходя из потребностей клиента, а не ограничений, которые может накладывать вышестоящая надзорная организация.
Как на данный момент РФК выстраивает свою политику резервирования, или в отсутствие регулирования со стороны Банка России, Вы не придаете этому особого значения?
Факторинг – высокорисковый бизнес, поэтому формированию резервов на случай возможных потерь мы уделяем особое внимание. Размер резервирования зависит от состояния нашего портфеля.
Актуальна ли, на Ваш вгляд, двухфакторная модель для внутреннего факторинга в РФ?
Теоретически, двухфакторную модель можно было бы использовать при работе с удаленными регионами. Открывать собственное представительство далеко от центрального офиса, не зная местного рынка, – довольно рискованно. Обратите внимание, только крупные федеральные банки имеют филиалы на Дальнем Востоке, специализированные факторинговые компании не решаются на такой шаг, т.к. это необоснованно с точки зрения затрат и рисков.
Партнерство с факторинговой компанией, находящейся на том же Дальнем Востоке решило бы проблемы поручительства за местных дебиторов. Однако при существующей между факторами ценовой конкуренции встает вопрос стоимости такого сотрудничества. Вряд ли кто-то из факторов при отлаженной собственной системе риск-менеджмента захочет делиться доходом с партнерской компанией.
В завершение, позвольте личный вопрос, Ваше "кредо топ-менеджера"?
«Профессионализм во всем». В любом деле я опираюсь на свои знания и опыт, стараюсь творчески подходить к решению задач.