Новый Портал об услугах нашей факторинговой компании. Перейти

Отсрочка платежа! Финансируем легко и просто!

Перспективы развития факторинга в 2008 году

17.02.2008

Это объясняется, прежде всего, размером маржи лизинговых компаний и сроком оборачиваемости активов. Просто это слишком дорогие и короткие деньги для лизинговых компаний. Да и сама сущность факторинга противоречит использованию его для рефинансирования лизинговой деятельности. В конце концов, для этого есть более удобные и привлекательные финансовые инструменты.

Совершенно другое дело использование факторинга для страхования неплатежей, либо несвоевременности платежей, со стороны лизингополучателей в адрес лизинговых компаний. С уверенностью могу сказать, что в этом аспекте факторинг выглядит гораздо привлекательнее по сравнению с условиями страхования финансовых рисков, предлагаемых другими участниками рынка. Однако сейчас, в силу того, что даже  спрос на классические факторинговые услуги еще не удовлетворен в полном объеме, российские факторы пока не очень активно стремятся  осваивать данную нишу. Это скорее перспективное направление, которое рано или поздно начнет развиваться.

Ваше отношение к попыткам появления ABL and commercial finance продуктов на российском факторинговом рынке?

В настоящее время, на мой взгляд, попытки предлагать услуги ABL носят скорее пробный характер – компании, пытающиеся предлагать данный продукт, скорее проводят нечто напоминающее «разведку боем». Все дело в том, что в силу объективных причин данная схема пока более применима в Европе и США, где для предложения данных услуг есть вся необходимая инфраструктура: более адаптированное законодательство, необходимые базы данных, сложившаяся бизнес-практика (что тоже немаловажно). В условиях же российской действительности, в настоящий момент предлагать данные услуги можно только при работе с ограниченным перечнем активов, поэтому данный сегмент рынка пока весьма не велик. Для того, чтобы предложение на рынке услуг Assets Based Lending  стало значительно шире, в этот сегмент должны выйти крупные российские Факторы. Но для этого им надо создавать соответствующую внутреннюю инфраструктуру, что, по-видимому, пока для них не целесообразно. Однако уверен, что в долгосрочной перспективе, развитие данного сегмента рынка с большой долей вероятности получит необходимый импульс, как за счет выходы на рынок факторинга западных Факторов, так и за счет повышения интереса к данному сектору со стороны крупных российских факторинговых компаний.

Какие последствия мировых кризисных явлений на финансовых рынках Вы наблюдаете и прогнозируете в России, в частности на рынке факторинговых услуг и в деятельности Вашей компании?

Конечно, кризисные явления на мировых финансовых рынках, нанесли не столь сильный удар по российской экономике, как это предрекали некоторые эксперты. Однако и наблюдаемое подобие эйфории по этому поводу явно преждевременно. Во-первых, кризис на мировых рынках еще пока не закончен, и новые его витки могут наблюдаться и в будущем. Связано это, с возможной перспективой вступления экономики США в стадию рецессии. Поэтому, негативные явления в российской экономике нельзя исключать в будущем. В то же время, кризис на мировых финансовых рынках вызвал отток инвестиций и из российской экономики. Инвесторы в периоды даже кратковременных кризисов предпочитают вложения в более надежные, пускай и менее доходные активы. Особенно ощутим отток капитала с так называемых emergency markets к которым, безусловно, относится и Россия.

Что касается влияния данной ситуации на российский рынок факторинговых услуг, то в первую очередь она может повлиять на решение потенциальных инвесторов о выходе на рынок. Российский рынок факторинга является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики. Это не может не вызывать серьезного интереса к рынку со стороны стратегических инвесторов, заинтересованных в приобретении действующих на рынке компаний, либо в создании бизнеса с ноля. В случае существенных инвестиционных вливаний в рынок, это, несомненно, станет серьезным толчком для дальнейшего развития факторингового бизнеса в стране. Поэтому стабильность экономической ситуации в России, несомненно, в значительной степени может повлиять и на темпы развития рынка факторинговых услуг.

Какие новые проблемы в риск-менеджменте факторинговых транзакций Вы наблюдаете и прогнозируете на 2008 год?

Я не склонен драматизировать ситуацию в области риск-менеджмента факторинговых компаний. Полагаю, и 2008 год не станет драматичным для Факторов, и не будет ознаменован серьезными потрясениями для них. По-прежнему, наиболее существенной угрозой для Факторов остаются мошеннические действия. Однако давно работающие на рынке игроки создали у себя достаточно эффективные системы управления рисками, поэтому серьезные мошенничества в отношении них маловероятны. Скорее мошенники могут угрожать новым игрокам, выходящим на рынок, поэтому я бы рекомендовал им уделять самое серьезное внимание проблеме построения эффективных систем риск-менеджмента, привлекая для этого опытных специалистов.

Другая серьезная проблема, которая может стать перед Факторами – кризис у тех или иных крупных дебиторов (торговых сетей). Обычно Факторы с большим интересом принимают на обслуживание Клиентов, передающих на обслуживание дебиторскую задолженность крупных компаний, чья деловая репутация и стабильность вызывает у них мало сомнений, тем самым экономя на создании эффективной системы оценки и управления рисками.  Тем не менее, как показывает практика, даже крупные компании могут сталкиваться с серьезными проблемами, вызванными в т.ч. изменениями макроэкономической ситуации в мире. О причинах таких кризисов можно рассуждать долго, однако здесь мне бы не хотелось затрагивать данную проблематику. Предсказывать наличие подобных проблем у конкретных компаний практически не возможно. Поэтому, во избежание серьезных проблем, я бы рекомендовал Факторам диверсифицировать риски, не завязываясь на обслуживание поставщиков какого-то одного крупного дебитора, и не пренебрегать риск-менеджментом.  

Ожидаете ли Вы, наконец, прихода крупных иностранных факторинговых игроков на наш рынок?

Рано или поздно крупные иностранные Факторы придут на российский рынок факторинга. Динамика развития и перспективы рынка позволяют сделать именно такие выводы. Высокая норма доходности факторинговых операций в России также не могут не вызывать интереса у иностранных игроков. Однако сроки массового выхода на российский рынок трудно прогнозировать: об этом говорится уже достаточно длительное время, но, тем не менее, серьезных западных игроков на российском рынке до сих пор нет. Сегодня уже с уверенностью можно сказать, что крупные российские факторы не боятся прихода западных игроков с их относительно дешевыми финансовыми ресурсами. Именно этот критерий считался основным конкурентным преимуществом западных факторов перед российскими. Аналогичная ситуация складывалась в свое время и в банковском секторе. Однако доминирования западных банков в России не наблюдается, хотя, справедливости ради, стоит отметить, что государство предпринимало для этого ряд защитных мер, которые, однако, не стали решающими.     

Каким должен быть новый игрок, выходящий на рынок факторинга в современных российских условиях для быстрого завоевания лидирующих позиций.

Можно с уверенностью сказать, что одной из самых важных составляющих успеха факторинговой компании является ее менеджмент. Так или иначе, все остальные необходимые факторы успеха бизнеса зависят от руководителя. Прежде всего, руководитель факторинговой компании должен не только обладать знаниями и опытом работы в факторинговой компании, но и знать специфику российского рынка.   

Еще одним необходимым критерием успеха Фактора является выработка четкой стратегии развития. Необходимо понимать, на чем именно будет специализироваться компания –  Spot factoring ,  Invoice Discounting , ABL или классический факторинг. Данное понимание позволит определить целевую группу клиентов, формировать и реализовывать концепцию регионального развития, а также эффективную маркетинговую стратегию. Как показывает практика,  в рамках одной факторинговой компании очень трудно оказывать весь спектр услуг, то есть быть на 100% универсальной компанией. Успешная факторинговая компания обязательно должна иметь свои определенные, присущие только ей, черты, которые позволят правильно позиционировать компанию на рынке, сформировать определенный имидж.

Другим важным условием для успеха факторингового бизнеса является наличие специализированного программного обеспечения. Хороший софт обеспечит не только эффективное информационное обслуживание Клиентов, но и позволит в значительной степени снизить риски, оптимизировать внутренние бизнес-процессы, сократить издержки.

Статьи по теме

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies и обработкой данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.