Новый Портал об услугах нашей факторинговой компании. Перейти

Кризис факторинга или факторинг в кризис?

20.10.2009
"http://www.cfin.ru/management/finance/payments/factoring_cris-02.gif" border="0" />

«Спрос, безусловно, возрастет, — уверен Владимир Колодяжный, начальник управления факторинговых операций «Номос-Банка». — В то же время получить финансирование и факторинговые услуги станет сложнее и дороже. Факторы будут уделять все больше внимания риск-менеджменту, а требования к клиентам, соответственно, ужесточатся. Одновременно увеличится доля проблемной дебиторской задолженности. Продолжится процесс перераспределения долей рынка между его участниками, часть из которых может покинуть его. Все это вынудит поставщиков — а многие из них уже сегодня не соответствуют текущим критериям факторов — сокращать отсрочки платежей или переходить на полную или частичную предоплату».

Естественно, на фоне кризиса выросла стоимость факторингового финансирования. По оценкам «Металлинвестбанка», с конца осени прошлого года в среднем по рынку ставки увеличились в 1,5 раза. «В части непосредственно финансирования стоимость возросла пропорционально росту стоимости средств, привлекаемых самими факторами. А в части покрытия кредитных рисков — пропорционально росту вероятности их реализации, — поясняет Корнелиу Робу. — В целом ставки финансирования на рынке факторинга соответствуют уровню кредитных ставок коммерческих банков. Стоимость факторингового сервиса колеблется в пределах от 0,5 до 2,5% от оборота. Покрытие риска неплатежа обойдется еще порядка 2%».

«Компании, которые пользовались факторингом до кризиса, не отказались от него из-за увеличения ставок и комиссий», — говорит Борис Медовой. С ним согласен Геннадий Золкин: «Достаточная ликвидность нашего банка, финансовая устойчивость, оперативность и технологичность позволили сохранить основных клиентов, вопреки существенному росту процентных ставок».

Однако Ольга Карюкина, заместитель генерального директора торгового дома «Алтан», комментирует ситуацию иначе: «Наша компания начала пользоваться факторингом с июля 2008 года. Этот инструмент финансирования привлек нас тогда рядом преимуществ. В настоящий момент мы не используем факторинг, поскольку условия предоставления этой услуги изменились самым существенным образом. Так, стоимость финансирования была увеличена с 12 до 19% годовых на начало февраля этого года. Также фактор уменьшил размер лимита финансирования с 85–90 до 55–60% от суммы дебиторской задолженности. Увеличились и размеры фиксированной комиссии от суммы уступленного требования. На предлагаемых в настоящий момент условиях эта схема для нас не интересна».

Такой же позиции придерживается и Татьяна Барановская, финансовый директор компании «Любимый край»: «Наша компания начала пользоваться факторингом в 2006 году. Однако в настоящее время мы вообще отказались от использования такого инструмента финансирования. Дело в том, что еще в октябре прошлого года ставки по факторинговому финансированию выросли почти в два раза. И нашему бизнесу стало невыгодно увеличивать оборотный капитал за счет факторинга. Когда мы отказались от факторинговых услуг, то в части финансирования деятельности предприятия ничего не изменилось. Особо отмечу: укреплению нашей финансовой независимости способствовало сокращение кредитного портфеля».

Хотя уверенность в том, что факторинг не потерял своей привлекательности («В условиях ограниченности предприятий в кредитных средствах спрос на комплексное факторинговое обслуживание только растет, выгоды и преимущества использования факторинга остались прежними: главным образом, это возможность постоянного пополнения оборотного капитала, избавление от трудоемкого процесса управления дебиторской задолженностью и предоставление покупателям отсрочки платежа за поставленную продукцию», — Виктор Носов), имеет, безусловно, и свои подтверждения.

В частности, Ольга Коновалова, финансовый директор мясоперерабатывающего комбината «СевЗапПродТорг» так комментирует современное состояние рынка факторинговых услуг: «В первый раз мы воспользовались поддержкой факторинговой компании в сентябре прошлого года. Тогда нам потребовалось срочное финансирование на закупку необходимого объема сырья для производства продукции. Привлечь банковское кредитование мы не могли, так как оно требует предоставления залога. Поэтому наиболее привлекательным способом быстрого получения беззалогового финансирования оказалась продажа дебиторской задолженности фактору. На примере нашего опыта могу сказать: даже на фоне кризисных явлений в экономике мы не наблюдаем никаких ухудшений. Когда нам срочно нужны деньги, фактор мгновенно решает вопросы с оформлением документов и предоставлением финансирования. В отличие от банков, осуществляющих финансирование под уступку денежного требования, он полностью выкупает дебиторскую задолженность клиента. Соответственно, она тут же списывается с баланса клиента».

Спрос на факторинг поддерживается и благодаря увеличению со стороны сетей-дебиторов отсрочек платежей. Так, по оценкам НФК, средний срок оборачиваемости дебиторской задолженности, уступаемой клиентами, за последний год увеличился с 45 до 62 дней.

Но при этом рост рисков и ужесточение процедур финансирования не позволяют факторам удовлетворять весь объем существующего спроса. По оценкам «ЮниКредит Банка», в среднесрочной перспективе можно ожидать существенного роста дефолтов и падения рынка факторинга как минимум в 1,5–2 раза. «Темпы роста не могут не снизиться, а оборот факторов не может не сократиться, — говорит Виктор Носов. — Насколько существенным будет это сокращение, покажет время. Полагаю, что объем рынка факторинга в 2008 году в $28–30 млрд — это, к сожалению, потолок».

Другие ожидания факторов связаны с ростом конкуренции на рынке вследствие появления крупных иностранных игроков. «Концентрация рынка повысится, — уверены в НФК. — Не исключены дальнейшее сворачивание деятельности ряда участников рынка и продажи некоторых игроков крупным финансовыми структурам. Поскольку законодатель поставил точку в долгом споре о том, легитимно ли существование небанковских факторинговых компаний, то на рынке тем более появятся весьма серьезные игроки в лице международных сетевых факторинговых компаний, как только успокоятся рынки и улучшатся перспективы российской экономики. Безусловно, для рынка это станет огромным благом: усиление «правильной» конкуренции будет способствовать позитивному позиционированию отрасли».

С выходом на рынок новых зарубежных игроков будет углубляться специализация участников на отдельных факторинговых продуктах, группах клиентов. «В будущем на рынке факторинга будут работать две категории факторов. Первая — сильные специализированные игроки с полным комплексом услуг. Вторая — круг мелких игроков, ориентированных на удовлетворение точечного спроса», — поясняет Корнелиу Робу.

Топ-30 факторов от «Эксперт РА», по итогам I п/г 2008 г

Место

Наименование фактора

Объем денежных требований, уступленных фактору, млн руб.

1

ФК «Еврокоммерц»

77 345,8

2

Промсвязьбанк

68 899,4

3

Национальная факторинговая компания

34 047,1

4

Банк «Петрокоммерц»

31 992,4

5

БСЖВ

16 091,2

6

МФК «Траст»

14 027,4

7

Строй кредит Факторинг

12 347,8

8

ЮниКредит Банк

10 873,8

9

ТрансКредитФакторинг

94 344,7

10

Московский Кредитный Банк

9 361,6

11

Номос-Банк

8 291,7

12

Газпромбанк

6 792,3

13

ФК «Лайф»

5 581,3

14

Банк «Союз»

5 192,3

15

Металлинвестбанк

4 463,9

16

ФК «Санкт-Петербург»

1 757,4

17

Татфондбанк

1 524,7

18

Транскапиталбанк

1 505,2

19

Банк «ЦентроКредит»

1 449,2

20

ФК «Горизонт»

1 393,9

21

Банк «Казанский»

1 370,7

22

Роспромбанк

1 140,0

23

Москоммерцбанк

998,9

24

СКБ-Банк

992,3

25

СДМ-Банк

518,2

26

Банк «Северная казна»

444,3

27

Банк ВЕФК

379,3

28

Первый Республиканский Банк

303,3

29

Банк «Церих»

283,5

30

Вятка-банк

228,1

В банке ВТБ подчеркивают: на факторинг сегодня приходится порядка 2% российского ВВП, что намного меньше, чем в других странах. Теоретически это говорит об одном: в России у факторинга большое будущее. Отметим, что в последние годы рынок практически удваивался. А сейчас, из-за нехватки фондирования, его объем падает.

Александр Карелин полагает, что по итогам года объемы рынка факторинга сократятся минимум на 20%: «Уже осенью 2008 было понятно, что крупнейший игрок — компания «Еврокоммерц», удерживавшая 25% рынка факторинга, — находится в крайне затруднительном положении. Сегодня это, пожалуй, самый негативный момент в развитии отрасли: в силу дефолта этого эмитента, невыполнения им обязательств по облигациям, векселям и кредитам, другим игрокам рынка будет все сложнее привлекать финансирование. Доверие к факторинговым операциям как к предмету кредитования со стороны банков, инвестиционных компаний и зарубежных инвесторов значительно понизилось. Однако мы верим, что рынок переживет это непростое время, особенно если индустрия получит реальную государственную поддержку и новые игроки будут развивать именно факторинг, а не простое финансиров


Статьи по теме

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies и обработкой данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.