Управление дебиторской задолженностью транспортного холдинга
Проведенный анализ финансовой отчетности ОАО «РЖД» показывает, что компания нуждается в усовершенствованной системе управления дебиторской задолженностью для того, чтобы денежные средства были эффективно задействованы в производственном цикле корпорации.
Современный подход к управлению дебиторской задолженностью включает в себя несколько основных методов (Рис 1). :
Рис. 1 Методы управления дебиторской задолженностью
Применение предложенного подхода позволит управлять рисками неплатежеспособности контрагентов и поддерживать оптимальную структуру дебиторской задолженности с использованием заемного капитала.
Именно краткосрочное финансирование позволяет принимать оперативные решения по ресурсному обеспечению текущей деятельности, высвобождая средства для дальнейшего развития компании.
Оценка форм краткосрочного финансирования, а также других финансовых инструментов влияющих на расчеты с контрагентами приведена на таб. 1
Таблица 1
Характеристика финансовых инструментов расчетов с контрагентами
Финансовые инструменты расчетов с контрагентами на железнодорожном транспорте | Условия использования | Основные цели |
Краткосрочный кредит | Выдается на фиксированную сумму и срок под ликвидный залог | Увеличение оборотных средств |
Овердрафт | Лимит открывается при наличии средств на расчетном счете как правило не менее лимита финансирования | Увеличение оборотных средств |
Аккредитив | Открывается и служит обеспечением сделки с контрагентом при предоставлении всей первичной документации банку | Снижение риска неоплаты товара, услуги |
Банковская гарантия | Выдается к договору с контрагентом, являясь, как правило, обязательным условием для оформления тендерной документации | Дополнительное обеспечение исполнения обязательств по сделке |
Факторинг | Лимит открывается при большом количестве контрагентов с отсрочкой платежа с предоставлением полного перечня всей первичной документации банку или факторинговой компании | -Увеличение оборотных средств; -Снижение риска неоплаты товара, услуги; -Управление документооборотом; -Коллекторская деятельность |
Из сравнительной характеристики можно сделать ввод, что такой инструмент как факторинг является наиболее приемлемым для транспортного холдинга т.к. содержит в себе несколько функций, таких как:
-Увеличение оборотных средств;
-Снижение риска неоплаты товара, услуги;
-Управление документооборотом;
-Коллекторская деятельность.
Автором предложены три варианта организации факторингового обслуживания в транспортном холдинге в разрезе основных этапов бизнес-процесса (Таб. 2).
Таблица 2
Характеристика возможных вариантов организации факторингового обслуживания в разрезе основных этапов бизнес-процесса
| Варианты факторингового обслуживания | ||
Бизнес-процесс факторингового обслуживания в ОАО «РЖД» (основные этапы) | Дочерняя компания ОАО «РЖД» | Дочерняя компания в отраслевом банке ОАО «РЖД» | Факторинговый центр в головной компании ОАО «РЖД» |
Сбор необходимых для рассмотрения проекта документов
| Организованный процесс экономического взаимодействия с полным доступом к первичной документации | Создание нового подразделения в банке, ориентированного на взаимодействие с контрагентами ОАО «РЖД» | Упорядочивание в головной организации всех стадий управления дебиторской задолженностью |
Анализ сотрудничества ОАО «РЖД» с контрагентами, проведение анализа финансового состояния контрагентов | Осуществляется при полном доступе к бухгалтерским документам и оперативном их получении | Осуществляется при полном доступе к первичной документации ОАО «РЖД» и его контрагентов | Вся необходимая документация будет находиться во внутреннем подразделении, т.е. в постоянном доступе |
Оценка рисков с учетом специфики оказания железнодорожных услуг | Требуется создание подсистемы и специального регламента согласования процесса с бухгалтерским департаментом и казначейством ОАО «РЖД» | Утверждение банком отдельно разработанной методики оценки рисков при факторинге ОАО «РЖД» | Методика оценки рисков при проведении факторинга включена во внутренний регламент работы центра, головной и дочерних компаний. |
Подготовка экспертного заключения, контроль над процессом финансирования
| Осуществляется при открытии банковских лимитов на отдельную дочернюю компанию ОАО «РЖД», в рамках которого, будет происходить финансирование в разрезе групп платежеспособности дебиторов | Финансирование будет осуществляться банком, но только при наличии всей необходимой документации и прохождении всех этапов для рассмотрения на Кредитном Комитете. |
Банк будет получать сводную аналитику из ОАО «РЖД», что сделает процесс финансирования более прозрачным и технологичным. |
С учетом проведенного исследования, автором сделан вывод, что переход на фактринговое обслуживание транспортного холдинга позволит обеспечить:
-
контроль расхода кредитных средств;
-
своевременное перечисление денежных средств контрагентам через финансирование под уступку денежных требований уполномоченным банком;
-
оперативное предоставление информации о движении финансовых потоков в головную компанию ;
-
формирование аналитических форм и форм отчетности, необходимых для проведения учета дебиторской задолженности, планирования и прогнозирования движения финансовых потоков в дочерних компаниях;
-
оценку финансового состояния структурных подразделений, с помощью экономического мониторинга данных о потенциальных контрагентах или контрагентах, с которым ведется сотрудничество;
-
упорядочивание документооборота в компаниях и уменьшение за счет этого текущих расходов.
Автор: Терёшина Н.В.