Новый Портал об услугах нашей факторинговой компании. Перейти

Управление дебиторской задолженностью транспортного холдинга

05.11.2009

Проведенный анализ финансовой отчетности ОАО «РЖД» показывает, что компания нуждается в усовершенствованной системе управления дебиторской задолженностью для того, чтобы денежные средства были эффективно задействованы в производственном цикле корпорации.

Современный подход к управлению дебиторской задолженностью включает в себя несколько основных методов (Рис 1). :

Управление дебиторской задолженностью транспортного холдинга

Рис. 1 Методы управления дебиторской задолженностью

Применение предложенного подхода позволит управлять рисками неплатежеспособности контрагентов и поддерживать оптимальную структуру дебиторской задолженности с использованием заемного капитала.

Именно краткосрочное финансирование позволяет принимать оперативные решения по ресурсному обеспечению текущей деятельности, высвобождая средства для дальнейшего развития компании.

Оценка форм краткосрочного финансирования, а также других финансовых инструментов влияющих на расчеты с контрагентами приведена на таб. 1

Таблица 1

Характеристика финансовых инструментов расчетов с контрагентами

Финансовые инструменты расчетов с контрагентами на железнодорожном транспорте

Условия использования

Основные цели

Краткосрочный кредит

Выдается на фиксированную сумму и срок под ликвидный залог

Увеличение оборотных средств

Овердрафт

Лимит открывается при наличии средств на расчетном счете как правило не менее лимита финансирования

Увеличение оборотных средств

Аккредитив

Открывается и служит обеспечением сделки с контрагентом при предоставлении всей первичной документации банку

Снижение риска неоплаты товара, услуги

Банковская гарантия

Выдается к договору с контрагентом, являясь, как правило, обязательным условием для оформления тендерной документации

Дополнительное обеспечение исполнения обязательств по сделке

Факторинг

Лимит открывается при большом количестве контрагентов с отсрочкой платежа с предоставлением полного перечня всей первичной документации банку или факторинговой компании

-Увеличение оборотных средств;

-Снижение риска неоплаты товара, услуги;

-Управление документооборотом;

-Коллекторская деятельность

 

Из сравнительной характеристики можно сделать ввод, что такой инструмент как факторинг является наиболее приемлемым для транспортного холдинга т.к. содержит в себе несколько функций, таких как:

-Увеличение оборотных средств;

-Снижение риска неоплаты товара, услуги;

-Управление документооборотом;

-Коллекторская деятельность.

Автором предложены три варианта организации факторингового обслуживания в транспортном холдинге в разрезе основных этапов бизнес-процесса (Таб. 2).

Таблица 2

Характеристика возможных вариантов организации факторингового обслуживания в разрезе основных этапов бизнес-процесса


Варианты факторингового обслуживания

Бизнес-процесс факторингового обслуживания в ОАО «РЖД»

(основные этапы)

Дочерняя компания ОАО «РЖД»

Дочерняя компания в отраслевом банке ОАО «РЖД»

Факторинговый центр в головной компании ОАО «РЖД»

Сбор необходимых для рассмотрения проекта документов


Организованный процесс экономического взаимодействия с полным доступом к первичной документации

Создание нового подразделения в банке, ориентированного на взаимодействие с контрагентами ОАО «РЖД»

Упорядочивание в головной организации всех стадий управления дебиторской задолженностью

Анализ сотрудничества ОАО «РЖД» с контрагентами,

проведение анализа финансового состояния контрагентов

Осуществляется при полном доступе к бухгалтерским документам и оперативном их получении

Осуществляется при полном доступе к первичной документации ОАО «РЖД» и его контрагентов

Вся необходимая документация будет находиться во внутреннем подразделении, т.е. в постоянном доступе

Оценка рисков с учетом специфики оказания железнодорожных услуг

Требуется создание подсистемы и специального регламента согласования процесса с бухгалтерским департаментом и казначейством ОАО «РЖД»

Утверждение банком отдельно разработанной методики оценки рисков при факторинге ОАО «РЖД»

Методика оценки рисков при проведении факторинга включена во внутренний регламент работы центра, головной и дочерних компаний.

Подготовка экспертного заключения, контроль над процессом финансирования



Осуществляется при открытии банковских лимитов на отдельную дочернюю компанию ОАО «РЖД», в рамках которого, будет происходить финансирование в разрезе групп платежеспособности дебиторов

Финансирование будет осуществляться банком, но только при наличии всей необходимой документации и прохождении всех этапов для рассмотрения на Кредитном Комитете.


Банк будет получать сводную аналитику из ОАО «РЖД», что сделает процесс финансирования более прозрачным и технологичным.

 

С учетом проведенного исследования, автором сделан вывод, что переход на фактринговое обслуживание транспортного холдинга позволит обеспечить:

  • контроль расхода кредитных средств;

  • своевременное перечисление денежных средств контрагентам через финансирование под уступку денежных требований уполномоченным банком;

  • оперативное предоставление информации о движении финансовых потоков в головную компанию ;

  • формирование аналитических форм и форм отчетности, необходимых для проведения учета дебиторской задолженности, планирования и прогнозирования движения финансовых потоков в дочерних компаниях;

  • оценку финансового состояния структурных подразделений, с помощью экономического мониторинга данных о потенциальных контрагентах или контрагентах, с которым ведется сотрудничество;

  • упорядочивание документооборота в компаниях и уменьшение за счет этого текущих расходов.

 

Автор: Терёшина Н.В.


Статьи по теме

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies и обработкой данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.