Новый Портал об услугах нашей факторинговой компании. Перейти

Факторинг по-русски

30.01.2008

И если раньше практически весь российский экспорт осуществлялся на условиях предоплаты, сейчас иностранные партнеры все настойчивее вынуждают наших экспортеров заключать контракты на условиях отсрочки платежа. Эксперты как один утверждают, что факторинг сегодня является, пожалуй, самым быстрорастущим и развивающимся продуктом на финансовом рынке России.

Но многие предприниматели до сих пор не знают не только о его преимуществах, но и вообще о его существовании. Тем не менее специалисты прогнозируют, что перспективы развития факторинга самые позитивные. Все больше банков начинают предлагать факторинговые услуги. Появляются самостоятельные факторинговые компании.

На cаратовском рынке, как в целом и по России, основными игроками называют Промсвязьбанк, Петрокоммерц, НФК, Уралсиб и недавно пришедших в Саратов Еврокоммерц и НОМОС-БАНК.

Александр Пестов, директор Приволжского регионального центра ЗАО "Межрегиональная Факторинговая Компания "ТРАСТ", вспоминает классическое утверждение, которое приводится в учебниках по финансовому менеджменту: "Продолжительность оборота дебиторской (покупательской) задолженности не должна превышать 30 дней. Однако реальность с ее форс-мажорными обстоятельствами и острой конкуренцией за потребителя опровергает научные догмы. В итоге вопрос: "Что делать, когда ваш товар отгружен еще несколько недель назад, а денег на счете нет?" встает перед поставщиками чаще, чем любой другой. Но если на вашем рынке покупатель не просто зачастую диктует условия, но и не всегда выполняет свои обязательства, вы не спешите выставлять штрафные санкции дебитору, стремясь сохранить каналы сбыта. И продолжаете кредитовать своих покупателей, как правило, бесплатно. Это противоречие, как и многие другие, как раз и призван разрешить факторинг".

При помощи факторинга продавец может предоставлять покупателю отсрочку платежа за поставленные товары или услуги. То есть это комплекс услуг, включающих в себя: во-первых, финансирование под уступку денежных требований, во-вторых, управление дебиторской задолженностью, и в третьих, страхование рисков, связанных с кредитованием покупателей (риск неплатежа, риск несвоевременной оплаты).

И все же есть несколько факторов, которые мешают развитию факторинга на региональном рынке. Наталья Ватомова, главный специалист группы факторинга отдела корпоративного кредитования Саратовского филиала ОАО "Промсвязьбанк", утверждает, что, несмотря на то, что банки и факторинговые компании начали активно пиарить эту услугу, недостаточная информированность, причем как поставщиков, так и покупателей, является основной причиной, сдерживающей развитие факторинга в регионах.

 

Дорастем и поймем
Александр Филиппов, директор НФК, согласен с этим утверждением. "Недостаточная информированность бизнеса о факторинге — самая большая беда, которая ведет к искажению информации. Многие предприниматели заинтересованы в том, чтобы сохранить свои средства и чтобы рост компании не подвергался рискам. Но они рассматривают предложения банка о факторинге как беззалоговый кредит, что не имеет к факторингу никакого отношения".

Банкиры, в свою очередь, оппонируют, говоря о своих преимуществах. "Факторинг на саратовском рынке только начинает развиваться. Учитывая большой потенциал рынка, приход на рынок крупных факторинговых компаний, увеличение объема информации, у факторинга в Саратове вполне хорошие перспективы, — говорит Наталья Ватомова. — Но банки имеют больше возможностей для развития факторинга, т. к. финансирование производится за счет собственных средств, а факторинговые компании вынуждены привлекать заемные средства, что напрямую влияет на стоимость предоставляемых услуг".

Некоторые поставщики встречают непонимание со стороны покупателей при уведомлении о передаче их дебиторской задолженности специализированной компании именно потому, что в России факторинг еще не столь распространен. Хотя преимущества факторинга для покупателя не менее очевидны, чем для поставщика: получение товарного кредита (отсрочки платежа), если он не предоставлялся поставщиком ранее по причине нехватки оборотных средств или неприемлемого для него уровня риска.
"Факторинг дает возможность увеличения срока ранее предоставлявшейся отсрочки платежа, получение более льготных цен при тех же условиях отсрочки платежа за счет улучшения платежеспособности самого поставщика в его расчетах с контрагентами и расширение ассортимента продаваемых товаров (услуг), что влечет за собой привлечение новых покупателей и, как следствие, рост продаж и прибыльности бизнеса", — резюмирует Александр Пестов. Как бы там не было, на сегодняшний момент многие компании, предоставляющие услуги по факторингу, планируют расширяться. Планы у всех самые оптимистичные. В саратовском филиале Промсвязьбанка оборот по факторингу за 2007 год превысил 820 млн рублей. И прогноз относительно дальнейшего развития факторингового бизнеса в России, в том числе и в Саратове, самый позитивный.

— Уже в первый год существования нашей компании на территории России была организована региональная сеть, насчитывающая 60 представительств. В 2008 году планируется расширение этой сети до 100 офисов, — говорит Александр Пестов. — Это делается для того, чтобы все отечественные предприниматели, независимо от того, в каком городе России они осуществляют свою деятельность, могли получить максимальный доступ к услугам факторинга. Объем выкупленной дебиторской задолженности за первое полугодие 2007 года составил 8,2 млрд рублей, при этом портфель выкупленных денежных требований компании на 1 июля 2007 года составил 3,7 млрд рублей. Этот портфель включает платежные обязательства 3 000 дебиторов, переуступленные 500 клиентами нашей компании. К началу 2008 года совокупный портфель компании увеличится более чем в три раза, объем выкупленной дебиторской задолженности достигнет 7 млрд рублей, оборот составит 25 млрд рублей".

Не вызывает сомнения, что по мере финансовой стабилизации в факторинговый бизнес будет втягиваться все большее количество поставщиков и производителей. Оценят ли бизнесмены преимущества факторинга и на самом ли деле он будет развиваться, покажет текущий год.

ДО СИХ ПОР ПОСТАВЩИКИ ВСТРЕЧАЮТ НЕПОНИМАНИЕ СО СТОРОНЫ ПОКУПАТЕЛЕЙ ПРИ УВЕДОМЛЕНИИ О ПЕРЕДАЧЕ ИХ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ КОМПАНИИ.

Источник: Саратовский бизнес-журнал (Саратов)
Автор: Юлия Стефановская

 


Статьи по теме

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies и обработкой данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.