Новый Портал об услугах нашей факторинговой компании. Перейти

Осторожное оживление

12.04.2010

 

Поволжские факторы отмечают, что рынок начал активизироваться, а с ним и конкуренция. Так, Денис Ульянов, директор саратовской компании «Эконом-факторинг», отметил, что стали активно искать клиентов факторы, предпочитавшие отсидеться в кризисное время. «Мы стали постоянно сталкиваться во время переговоров с потенциальными клиентами с предложениями наших конкурентов. Естественно, это влечет за собой снижение стоимости услуг факторов», — говорит наш собеседник. При этом политика факторинговых компаний однозначно говорит о расширении перечня отраслей. И сегодня даже факторинг строительной отрасли уже не является движением против тренда. 

Аналогичное мнение у Валерия Бабушкина, директора Волго-Вятского дивизиона Национальной факторинговой компании (Москва), который рассказал, что со второго полугодия 2009 года они отказались от жестких отраслевых ограничений. 

Однако о докризисном уровне числа факторинговых сделок пока говорить рано. Так, по итогам 2009 года поволжские банки-резиденты показали значительное снижение операций по финансированию под уступку денежного требования. К примеру, в татарстанских Акибанке, Татфондбанке и яр 

Участники рынка факторинга говорят о снижении стоимости своих услуг уже как о сложившейся тенденции. Андрей Малышев, заместитель генерального директора банка BSGV в городе Самаре, отметил, что этому способствует и достаточно низкая стоимость заемных ресурсов на межбанковском рынке, и хороший уровень ликвидности у банков и компаний, переживших активную фазу финансового кризиса и не ушедших с рынка.

Алексей Щеглов, руководитель Волжской дирекции факторинговой компании «ЛАЙФ», отметил, что в данный момент среднемесячное удорожание от суммы поставки снизилось с 2,5 — 3% до 1,5 — 2%. Это, конечно, еще не докризисный уровень, но уже близкий к тому. «Снижение комиссий за факторинговое обслуживание связано и с увеличением конкуренции — многие банки возобновили оказание данной услуги своим клиентам», — отметил Щеглов. С другой стороны, по его мнению, факторы предпочитают работать все в тех же низко рисковых сегментах — в сетевом ритейле, на рынках товаров народного потребления и продуктов питания, неохотно или очень осторожно заходя в другие, более рисковые отрасли — ГСМ, металл, зерно и т.д.

Однако, как полагает Андрей Малышев, говорить о возвращении докризисного подхода к оценке клиентов не приходится, хотя и наблюдаются определенные послаб­ления по сравнению с 2009 годом.

Обратная реакция

На фоне снижения стоимости услуг факторов, а также некоторого снижения требований, которое началось во второй половине 2009 года, значительного роста спроса не произошло. Владимир Ланев, руководитель службы маркетинга «ВТБ Факторинг» (Москва), полагает, что это связано с настороженным отношением к услуге со стороны клиентов, имевших негативный опыт при работе с другими факторами во время кризиса.

С ним согласен Денис Ульянов: «Я отмечаю всего лишь сезонное оживление». Интересна и в чем-то негативна, как он полагает, другая тенденция: если еще год-два назад многим клиентам приходилось объяснять механизм функционирования факторинга, то сегодня большинство уже хорошо с данной услугой знакомы. Но негативное в некоторых случаях отношение к факторам подогрела еще и рискованная деятельность одного крупного фактора – «Еврокоммерца».

Прогнозы о дальнейшем росте рынка факторинговых услуг неоднозначны. Алексей Щеглов говорит о том, что начавшийся рост будет только усиливаться. Денис Ульянов также оптимистично полагает, что осень 2010 года будет подводить факторинговый бизнес к докризисным результатам.

Кроме того, на рынок факторинга могут оказать влияние и другие обстоятельства, в том числе принятие нового закона, регулирующего торговую деятельность.

Подарки от законодателя

Андрей Малышев рассказал о том, что новый закон о торговле диктует ограничения для торговых предприятий, которые могут повлиять на рынок факторинга. «В скором будущем предприятия, осуществляющие закупки, должны будут привести срок отсрочки платежа в соответствие со сроком годности закупаемой продукции. Это означает, что для многих видов продуктов питания факторинг потеряет экономическую целесообразность», — сетует он.

По мнению Владимира Ланева, опасения вызывают также изменения в главе 43 ГК ? Ф. Проект закона содержит положения, которые лишают финансового агента гарантий получения платежа, создают благоприятные условия для недобросовестных действий и мошенничества и значительно ухудшают условия осуществления операций по факторингу. «Если этот законопроект примут в предложенной редакции, рынок российского факторинга может очень сильно пострадать», — предупреждает г-н Ланев.


 Правовой фактор

Директор Волго-Вятского дивизиона Национальной факторинговой компании (Москва), Валерий Бабушкин

- Прошел год с того времени, как факторинговая деятельность не нуждается в гослицензировании. Произошли в связи с этим серьезные изменения на рынке?

- С момента отмены лицензирования факторинговой деятельности прошло мало времени. Пока мы не увидели реакции рынка в виде появления новых игроков. Мало кто готов инвестировать деньги, во-первых, в новый бизнес, а во-вторых, в те сферы, которые напрямую зависят от состояния экономики, в частности, от уровня платежеспособного спроса населения. Отмена лицензирования в целом мало скажется на российском рынке факторинга. С другой стороны, после ликвидации этой коллизии в законодательстве был исключен юридический риск, который для многих иностранных факторинговых компаний до кризиса был главным стоп-фактором развития факторингового бизнеса на территории РФ. Однако в 2010 году о появлении на российском рынке серьезных иностранных сетевых факторинговых компаний говорить еще рано.

- В этом году вступил в силу Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Чего факторы ждут в связи с этими и другими изменениями в законодательстве?

- В каком-то отношении факторам становится легче, поскольку срочность размещения средств становится более прогнозируемой, если, конечно, сети будут соблюдать те ограничения по срокам оплаты, которые налагает закон. Однако у поставщиков может снизиться мотивация к использованию факторинга: ведь если система заработает так, как ее представил себе законодатель, то риски кассовых разрывов, связанные с неопределенностью поступления платежей от сетей, существенно снизятся.

А вот к явно неприятным сюрпризам для факторов можно отнести намерение сетей сделать платной процедуру подтверждения задолженности перед поставщиком. Классический пример выбора из двух зол - факторы должны либо отказаться от сверок, что повышает риски, либо платить, что увеличивает расходы. Есть, конечно, и третий путь – апеллировать к ФАС, ссылаясь на незаконность этих требований, поскольку представлять процедуру сверки задолженности «рыночной услугой», которую ритейлер оказывает фактору, с моей точки зрения, весьма сомнительно. Но перспектива третьего пути во многом зависит от готовности факторов выступить против таких «инноваций» единым фронтом.

Конкуренция усилилась

Начальник отдела продаж в филиальной сети департамента факторинговых операций Промсвязьбанка (Москва),  Дмитрий Вишневский

- В Поволжье спрос на факторинг удовлетворяется очень сегментированно. Например, Пром­связьбанк по-прежнему работает со всеми немаргинальными отраслями – от нефтянки и энергетики до оптовиков, включая малые и средние предприятия. Аналогичной политики придерживаются локальные игроки рынка факторинга, которые хорошо знают потребности своих регионов. В то же время на рынке появились агрессивные московские компании, которые предлагают дешевый факторинг. Однако это предложение действует только для поставщиков продуктов в федеральные торговые сети. А для остальных «простых смертных» дебиторов ставки, наоборот, чрезвычайно завышены.

Поэтому конкуренция уже увеличилась в продуктовом ритейле. Недавно вышедшие на рынок банки и факторинговые компании утюжат один этот сегмент, игнорируя остальные 99 процентов клиентов. Это происходит потому, что за год-полтора невозможно создать адекватную систему риск-менеджмента, чтобы работать на больших оборотах, финансировать все поставки, передаваемые клиентом, давать хороший уровень сервиса. Эти болезни роста могут расшатать рынок, но уже не разрушат его, потому что основной объем регионального рынка формируют Промсвязьбанк и местные игроки, не склонные к авантюрам.

Источник: Эксперт


Статьи по теме

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies и обработкой данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.