Новый Портал об услугах нашей факторинговой компании. Перейти

Факторинг для бизнеса: игроков мало, риски высокие

01.09.2010
В этом году наметилась позитивная тенденция: так, по сравнению с январем-маем 2009 г. экспорт увеличился на 31,4%, импорт - на 25,9%. Увеличение активности торговых компаний логично отразилось на спросе на финансовые операции. Банкиры отмечают, что уже сейчас наблюдается тенденция к увеличению спроса на факторинговое обслуживание.

Факторинг или кредит?

Факторинг появился около 100 лет назад в США, а в середине XX века - и в Европе. Сейчас международная факторинговая индустрия активно развивается: в мире существует около 1000 факторинговых компаний. Порядка 66% их оборота приходится на Европу, 22% - на США, 11% - на страны Азии.

Напомним, факторинг — это комплекс финансовых услуг, заключающихся в передаче права требования денежных средств (дебиторской задолженности) за поставленную продукцию банку (фактору) и получении поставщиком немедленной оплаты. То есть поставщик, работающий с клиентами в рассрочку, может получить оплату товаров или услуг сразу после их отгрузки. А задолженность перед банком или факторинговой компанией погашается дебитором. С помощью факторинга компания может получить 50–95% суммы долга без оформления кредита и предоставления залога. Срок лимита по контракту обычно составляет от 1 до 3 месяцев. Сама услуга обходится клиенту дороже, чем обычный кредит, однако у факторинга есть ряд преимуществ – например, более простой процесс получения финансирования и отсутствие ограничения по размеру финансирования, поскольку оно может увеличиваться в зависимости от роста продаж.

Факторинг выгоден оптовым торговым предприятиям, поставляющим продукцию магазинам (в сети магазинов, супермаркетам), предприятиям-производителям, реализующим товары дистрибьюторам, предприятиям-поставщикам, реализующим товары и сырье.

Услуга предназначена для пополнения оборотных средств предприятия, т.е. обеспечения поступления денежных средств сразу после поставки товара, не ожидая окончания срока отсрочки платежа. То есть дебиторская задолженность предприятия превращается в «живые» деньги.

Преимущества факторинга:

• Предприятие получает возможность финансирования оборотного капитала без обеспечения (залога);
• Факторинг ускоряет период оборачиваемости денежных средств;
• По сравнению со стандартными кредитными продуктами, например овердрафтом, факторинг позволяет получить до 90% от суммы поставленного товара (будущих поступлений).
• Факторинг - это возможность предоставлять более выгодные (конкурентные) условия расчетов своим дебиторам (покупателям).
• С помощью факторинга улучшается состояние дебиторской задолженности клиента. Фактор проверяет репутацию и платежную дисциплину должника, следит за тем, чтобы долг погашался своевременно и в полном объеме.

Если говорить о недостатках факторинга, то это: жесткие требования банка к предоставляемым документам, касающимся продажи товара , часто — необходимость поручительства за клиента, более дорогая по сравнению с кредитом цена.

Обычно для принятия решения по обслуживанию клиента банк-фактор просит его предоставить уставные документы компании, документы, подтверждающие полномочия руководителя компании, финансовую отчетность компании. После принятия положительного решения с клиентом заключается договор факторинга. В рамках договора клиент предоставляет первичные документы (накладные), подтверждающие факт реализации продукции (выполнения услуг). Против предоставленных документов банк предоставляет клиенту финансирование. Далее банк принимает на управление дебиторскую задолженность клиента, в рамках чего ежедневно информирует клиента о состоянии дебиторской задолженности, проводит работу по инкассации дебиторской задолженности, срок оплаты которой наступил и т.п. После погашения долга дебитором, банк удерживает свое вознаграждение из платежа, который приходит от покупателя.

Теоретически за дополнительную плату банк может принять на себя кредитный риск: в случае невозвращения долга покупателем поставщик все равно получит оставшуюся часть платежа. Это - факторинг без регресса. Однако банки такие риски берут на себя неохотно, поэтому сейчас в Украине предоставляется только факторинг с регрессом. «Факторинг без регресса дороже. Если клиенты уверены в своих дебиторах, им нечего бояться регресса. Если клиенты не доверяют своим дебиторам, то им также не будут доверять банки, и альтернативой факторинга в таком случае могут быть услуги коллекторских компаний», - отмечает ведущий специалист отдела активных операций Морского транспортного банка Игорь Самборский.

Рынок «похудел» и подорожал.

Еще три года назад факторинг активно продвигали порядка 25 банков и около десяти специализированных компаний. Среди активных игроков были Укрсоцбанк , Укрэксимбанк , Сведбанк , Райффайзен Банк Аваль , ПриватБанк , Банк Петрокоммерц-Украина , ОТП Банк , СЕБ Банк , Актив-банк , VAB Банк , Unicredit Bank , компании «Арма Факторинг », Первая Факторинговая Компания и ФК Факторинг . Предоставляли услугу и банк «БИГ Энергия » и «Украинская финансовая группа », которые сейчас в процессе ликвидации. Покинула рынок и Первая Факторинговая Компания.

Большинство банков и компаний предоставляют услугу факторинга только старым проверенным клиентам, которые могут быть отнесены к финансовому классу «А». По данным исследования компании «Простобанк Консалтинг », новым клиентам факторинг готовы предоставить лишь ОТП Банк, ПриватБанк, Райффайзен Банк Аваль и Укрсоцбанк (см. Таблица 1). Для этого заемщики должны осуществлять свою деятельность не менее 1 года, относится к финансовому классу «А», а дебиторы – к финансовому классу не ниже «Б»

Условия предоставления факторинга основными банками-игроками, июнь-2010

Факторинг для бизнеса: игроков мало, риски высокие

Источник: Простобанк Консалтинг

По информации Prostobiz.ua, большинство лидеров рынка предпочитают работать с крупными компаниями, оборот которых позволяет банкам заработать на комиссиях, поэтому факторинг в Украине сегодня считается услугой для корпоративных клиентов.

По разным оценкам, объем рынка факторинга сократился в 2009 году по сравнению с 2008 годом в два раза. Падение объемов факторинга произошло вследствие кризиса, когда торговые компании не смогли рассчитаться по своим обязательствам. Вследствие чего у банков выросли объемы просроченной задолженности, и участники рынка попросту решили прекратить предоставление факторинговых услуг из-за слишком высоких рисков. Эксперты отмечают, что многие банки из-за кризисных явлений в экономике временно приостановили факторинговое обслуживание или достаточно сильно ужесточили свои требования как к клиентам, так и к дебиторам.

Однако полного вымирания факторинга не произойдет – слишком уж востребована эта услуга отечественными компаниями и предприятиями. «В конце 2009 г. и начале 2010 г. торговые сети при заключении новых договоров поставки на 2010 г. стали требовать увеличения срока товарного кредита, поэтому для поддержания текущей деятельности и выполнения собственных обязательств поставщики стали активнее использовать возможности факторингового обслуживания», - говорит Игорь Самборский. По его мнению, факторинг в Украине все еще находится на начальных этапах своего развития по сравнению с опытом работы по факторингу в мире, и говорить о том, что началось золотое время для этой услуги, очень рано.

И все же, новым клиентам в ближайшие полгода получить факторинговые услуги будет очень сложно, а к тому же, и дорого (реальная ставка финансирования – 28-35% годовых). Только развитие экономики, стабилизация ситуации с просроченной задолженностью в банках и рост конкуренции будут способствовать пробуждению лояльности финучреждений к своим новым клиентам и снижению стоимости услуг. А это, по разным оценкам, произойдет не раньше второй половины 2011 года.

По материалам prostobiz.ua

Статьи по теме

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies и обработкой данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.