По итогам 2011 года мы рассчитываем на 40-процентный рост отечественного рынка факторинга.
О том, как банку уже несколько лет удается удерживать лидирующие позиции на российском рынке, мы беседуем с вице-президентом, директором департамента факторинговых операций ОАО «Промсвязьбанк» Виктором Носовым.
Виктор Александрович, позвольте первый и личный вопрос: а сами вы сколько лет на этом рынке?
Скоро будем юбилей отмечать — мы развиваем факторинг в России с 2002 года. И я уже почти девять лет вместе с Промсвязьбанком осваиваю этот рынок.
Чем больше всего гордитесь?
Своими клиентами. Со многими мы вместе начинали, с большинством прошли кризис — было тяжело всем, но справились. И я горжусь тем, что многим помог именно факторинг! Когда бизнес рушился, было не до залогов, правила рынка менялись так резко, что кто-то не успевал реагировать. Дикие отсрочки, на которые приходилось идти ради минимального дохода, создавали огромные кассовые разрывы. Те, кто сообразил вовремя, — молодцы, в основном выстояли. И я должен сказать, что мы были, наверное, единственными, кто не прекращал финансирование клиентов в кризис осенью 2008-го года. Вы понимаете, как это было важно, когда компании не могли получить кредит, многие банки заставляли досрочно гасить займы, некоторые факторы перестали оказывать факторинговые услуги. А Промсвязьбанк продолжал работу.
Кризис сильно пошатнул развитие рынка?
До кризиса 2008 года рынок факторинга ежегодно увеличивался примерно вдвое, и Промсвязьбанк не отставал от среднерыночных темпов роста. В 2009 году и внутренний, и внешний товарообороты резко упали, некоторые факторы исчезли. Однако во второй половине года ситуация начала улучшаться, а многие компании начали использовать факторинг как альтернативный вид финансирования. В 2010 году рынок начал стремительно восстанавливаться. Не обошлось и без отрицательных моментов: инвесторы, которые не знали, как бороться с гиперликвидностью, почуяли вкус быстрых денег, и новые факторинговые компании появлялись одна за другой! Рынок стал высококонкурентным, и в пылу борьбы даже за минимальную долю рынка компании начали жестко демпинговать.
Вы тоже начали снижать стоимость финансирования?
Не могу сказать, что на нас это не отразилось, — минимальный порог по цене, безусловно, был достигнут. Но всему есть разумные пределы, и игроку на рынке под номером один не с руки вести себя как на базаре. Мы дорожим своей репутацией и ради сиюминутной копеечной прибыли не собираемся идти на поводу у факторов-однодневок. Часть клиентов, получив предложения по демпинговым ставкам от наших конкурентов, естественно, ушли, но большая часть осталась. И не прогадала, потому что мы и ставки снизили, и принципы работы сохранили. Для многих клиентов было очень важно, что они получали от нас финансирование в самый разгар кризиса, когда банки не кредитовали, когда факторинга не было нигде, а у нас они получали живые деньги.
Чем вы удерживаете своих клиентов на фоне низких ставок, предлагаемых конкурентами?
Быть лидером на рынке факторинга — это, прежде всего, иметь отлаженные механизмы, проверенные бизнес-технологии, грамотную систему риск-менеджмента и сложные IT-решения. Все это у нас есть! К тому же мы даже в кризис на многих дебиторов открывали безрегрессный факторинг; насколько я знаю, тогда его не предлагал практически никто. И важно понять: ставки падать бесконечно не могут. Закончится эпопея дешевого регрессного факторинга — начнется демпинг в безрегрессе на те же торговые сети. Это будет началом конца для тех, кто не инвестирует в риск-менеджмент.
Поставщики сетей чаще обращаются за финансированием или за сервисом по управлению «дебиторкой»?
Наши итоговые цифры говорят сами за себя: оборот и объем выплаченного финансирования в 2010 году составили 130,5 и 93,3 млрд рублей соответственно. Это о чем говорит? О том, что многие клиенты работают с нами именно в целях управления «дебиторкой». Они не берут у нас дополнительные средства, которые им не нужны. Факторинг без АУДЗ (административное управление дебиторской задолженностью. — Примеч. ред.) — это неполноценный продукт. Именно его и продают сейчас большинство наших конкурентов.
Одна из современных тенденций управления ассортиментом в розничных сетях — увеличение предложения товаров под собственными торговыми марками. Насколько активно производители товаров СТМ пользуются вашими услугами?
Естественно, у нас хорошая доля в портфеле от поставщиков private label. Для этих компаний, как и в целом для поставщиков в торговые сети, у нас действует специальное предложение, в рамках которого предусмотрено финансирование до 95% от суммы поставки и минимальная ставка комиссий. Партнерские отношения с торговыми сетями делают процедуру принятия поставщиков на факторинговое обслуживание очень быстрой, и в рамках установленного лимита на сеть поставщик всегда может рассчитывать на бесперебойное финансирование.
А что с международным факторингом? Как ведет себя рынок и как вы себя на нем чувствуете?
Мы осуществляем международные факторинговые операции с 2004 года, и стали первым участником российского рынка факторинга, которому международная ассоциация Factors Chain International присвоила статус full member. По итогам 2010 года, согласно исследованию АФК, мы являемся лидером по обороту международного факторинга в России. Мы очень удачно работаем и по импортному, и по экспортному факторингу.
Сделки российских компаний с контрагентами из каких стран финансируются банком?
По экспорту наиболее активно мы сотрудничаем через партнеров-факторов с Францией, Украиной, Японией, Болгарией, Чехией, Германией, Италией. По однофакторной модели экспортные сделки осуществляются со странами СНГ (Казахстан, Белоруссия). Основную часть среди клиентов, использующих импортный факторинг, занимают компании с закупками товаров кратковременного пользования в таких странах, как Китай, Украина, Бразилия, Германия, Испания, Тайвань. В рамках экспортного факторинга в России большую долю рынка занимают сделки с регрессом — как правило, при экспорте в страны СНГ.
В чем отличия международного факторинга от других инструментов международного финансирования?
Главное отличие — это комплекс услуг. Работая с нами по факторингу, вы получаете не только беззалоговое финансирование, но и управление дебиторской задолженностью, а также страхование рисков.
Виктор Александрович, спасибо за интересное интервью. Можете в качестве заключения дать прогноз развития рынка?
Мы уже неоднократно делали такой прогноз, и каждый раз обращались к потребительскому сегменту. Этот рынок проявил себя достойно, я с большим уважением смотрю на торговые компании. За прошедший год этот рынок показал стабильный рост, доказал свою инвестиционную привлекательность и эффективность. Торговля и дальше будет оживать, расти, набирать обороты. Это обязательно повлечет за собой спрос на гибкие и оперативные финансовые инструменты. По итогам 2011 года мы рассчитываем на 40-процентный рост отечественного рынка факторинга. Безрегрессный факторинг будет вытеснять факторинговые сделки с регрессом — думаю, к концу года его доля способна увеличится до 20–30%. В 2012 году рынок будет расти сопоставимыми темпами, а вот доля безрегрессного факторинга, вероятнее всего, увеличится и приблизится к 35–40%.
Источник: Factorings.ru