Новый Портал об услугах нашей факторинговой компании. Перейти

Обзор факторинговой отрасли.

17.05.2011

Рэнкинг по общему количеству клиентов в 2010 году возглавляет Промсвязьбанк. Он также лидирует по объемам факторингового портфеля, а замыкают тройку «ВТБ факторинг» и Альфа-банк.

Продуктовая линейка расширяется. Все чаще решающим фактором для клиентов при принятии решения в пользу факторинга служат не только тарифы и условия обслуживания, но и наличие дополнительных услуг, гибкость схемы работы с дебиторами.

Это вынуждает факторинговые компании работать над расширением собственной продуктовой линейки. При этом факторинг с регрессом по-прежнему остается основным продуктом рынка – 75%.

В отличие от спроса со стороны клиентов, за прошедший год на рынке факторинга существенно возросла конкуренция. Под напором крупнейших игроков рынка эффективные ставки по факторингу с регрессом достигли минимального значения.

Рэнкинги факторов.

В проведении исследования принимали участие специалисты в области факторинга, поэтому особое внимание уделяется показателям, которые зачастую остаются вне поля зрения при оценке факторинговых компаний. Совокупность этих показателей дает разноплановую картину, которая может быть полезной для потребителей и контрагентов факторинговых компаний.

1. Широта продуктового ряда

2. Количество факторинговых продуктов и специализация факторов играют важную роль при выборе «своей» факторинговой компании потребителем. В первой части исследования мы ставили цель определить возможности факторов по обслуживанию различных компаний в рамках разных факторинговых продуктов.

При этом обслуживание клиентов в рамках международного факторинга (импортный факторинг, прямой экспортный факторинг, двухфакторный экспортный факторинг) осуществляют две факторинговые компании – банк НФК и Юникредитбанк.

Реверсивный факторинг (факторинг, основанный на договоре с покупателем) предлагают четыре факторинговые компании – банк НФК, Юникредитбанк, Русская факторинговая компания, банк «Петрокоммерц».

Структура активов факторинговой компании

Ключевым показателем надежности факторинговой компании является качество ее активов (факторингового портфеля). Для оценки качества факторингового портфеля мы использовали критерии:

2.1. Объем факторингового портфеля
Под «факторинговым портфелем» понимаем объем принятого факторинговой компанией риска. Объем факторингового портфеля – показатель результативности работы факторинговой компании.
Для потребителя позиция фактора в рэнкинге по объему факторингового портфеля позволит сделать вывод о масштабе деятельности фактора, отлаженности процедур обслуживания клиентов, а также способности работы с большими объемами дебиторской задолженности.

2.2. Среднее количество дебиторов на одного клиента
Показатель среднего количества дебиторов на одного клиента позволяет оценить эффективность защиты фактора в случае дефолта клиента. Также данный показатель позволит потенциальным потребителям сделать вывод о требованиях, предъявляемых факторинговой компанией к портфелям дебиторской задолженности большинства своих клиентов.

2.3. Уровень предельной концентрации риска на крупнейшего клиента
Уровень предельной концентрации рисков по клиентам – важнейший показатель устойчивости факторингового портфеля. Низкая доля крупнейшего клиента в портфеле свидетельствует о высоком уровне диверсификации рисков и защиты фактора от дефолтов клиентов.

Потенциальным клиентам данный показатель позволяет оценить политику факторинговой компании по управлению рисками и подход к определению условий обслуживания клиентов.

2.4. Доля портфеля, приходящаяся на активы с оборачиваемостью свыше 120 календарных дней
Высокая доля «длинных» (с оборачиваемостью свыше 120 дней) активов в факторинговом портфеле может свидетельствовать об уровне просроченной дебиторской задолженности.
Для клиента высокая доля «длинных» активов в случае традиционно короткого периода ожидания погашения задолженности по уступленным денежным требованиям может свидетельствовать о возможном значительном количестве просроченной задолженности в портфеле и, как следствие, его потенциальной нестабильности.

В случае традиционно большого для фактора периода ожидания погашения задолженности высокая доля «длинных» активов может быть показателем лояльного отношения фактора к срокам отсрочки для финансирования поставок дебиторам и продолжительного срока для погашения регресса клиентом.

2.5. Количество клиентов
Количество клиентов – показатель диверсификации клиентского портфеля. Значительное количество клиентов позволяет потенциальному потребителю сделать вывод о том, насколько факторинговая компания ориентирована на массовое обслуживание клиентов.

2.6. Специализация по масштабам бизнеса клиентов
Специализация факторинговых компаний по масштабам бизнеса клиентов демонстрирует ориентацию того или иного фактора на обслуживание компаний из сегментов малого и среднего либо крупного бизнеса, отлаженности технологий обслуживания.

3. Репутация в профессиональном сообществе
Для исследования в рамках настоящего раздела мы попросили российские факторинговые компании проранжировать пять любых участников факторингового рынка в двух номинациях. В номинации «Самая инновационная факторинговая компания» большинство голосов было отдано банку НФК. В номинации «Самая динамическая факторинговая компания» победил «ВТБ-факторинг».

Методология

Для целей настоящего исследования была разработана специальная анкета, направленная 66 факторинговым компаниям и банкам, развивающим собственные факторинговые подразделения.

В итоговый обзор были включены данные о 14 факторинговых компаниях. Позиции в рэнкингах определялись на основе значений, которые факторинговые компании указывали при заполнении анкет. Актуальность данных – конец 2010 года и конец первого квартала 2011 года.

Обзор факторинговой отрасли и формируемые в процессе проведения исследований рэнкинги основываются на сведениях, предоставленных журналу «Финанс.» факторинговыми компаниями. Ответственность за достоверность предоставленных сведений несут предоставившие их факторинговые компании.

Обзор подготовили Татьяна Пересыпкина, Вице-президент АРМ «ОмниГрейд» и Аляс Гулария.

 

Каким видится будущее факторинга?

Дмитрий Потапенко, управляющий партнер Management Development Group (сети «Гастрономчикъ» и «Продэко»):

- Причин слабого развития рынка факторинга несколько. Во-первых, крайняя формализованность этого направления бизнеса, которая влечет сложность оформления и документооборота. Учитывая, что субъекты сделки и так загружены «бумажной работой» по своему основному направлению деятельности, разгребать еще дополнительные кипы документов им не с руки. Не стоит забывать и о том, что факторинг – «дорогой» продукт, ставки по этой услуге выше, чем при классическом кредитовании. Факторы часто декларируют, что предоставляют не только финансирование, но и покрытие рисков неоплаты задолженности со стороны покупателя. Но на поверку это оказывается не всегда так: кредиторы крайне редко берут на себя риски неоплаты дебиторской задолженности. Не говоря уже о том, что многие факторы как будто «брезгуют» брать на факторинг мелких дебиторов. Понятно, что «возни» с ними больше, да и риски возрастают, но ведь все это можно заложить в стоимость факторинговой услуги. Многие так и делают, в итоге цена факторинга оказывается «неподъемной» для мелких компаний.

Михаил Керштейн, генеральный директор ГК «РАМФУД»:

- Мы неоднократно пытались пополнить замороженные в сетях оборотные средства, используя факторинг. Но операционные затраты на поддержание процесса с приемлемыми для нас рисками были слишком высоки, да и продукт был недешев. Все же мы нашли банк, который на тот период хотя и не был готов к полнокровному документарному сервису, но уже работал как «улица с двухсторонним движением». Но если посмотреть на ситуацию критически, то получается следующая картина: потребитель должен быть готов к тому, что большую часть документарного сервиса между банком и контрагентом придется обеспечивать самому со всеми вытекающими отсюда рисками и затратами; из-за операционной трудоемкости подключение к факторингу мелких контрагентов превращается в проблему; полностью отсутствует возможность разумного распределения рисков неплатежей – они все твои; отсутствие полнокровной нормативной базы приводит к тому, что значительная часть контрагентов по разным причинам не попадает в схему факторинга.

Виктор Носов, вице-президент, директор департамента факторинговых операций Промсвязьбанка:

- Анализируя достижения потребительского сегмента, который доказал свою инвестиционную привлекательность, можно рассчитывать на 40-процентный прирост отечественного рынка факторинга. К тому же, мы приближаемся к моменту, когда возможности снижения стоимости факторинга будут сведены к нулю. Это отразится на изменении спроса: безрегрессный факторинг будет вытеснять факторинговые сделки с регрессом, и его доля способна увеличиться до 20-30% к концу 2011 года. Скорректируется ситуация с инвесторами. Пока ликвидность будет подпитывать их оптимизм, факторингом продолжат заниматься все недавно образованные дочерние компании крупных банков. В краткосрочной перспективе их позиции – укрепление путем удержания низких ставок. В среднесрочной перспективе рынок сам начнет «выталкивать» слабых игроков: о возврате инвестиций при низкой марже и высоких рисках речи быть не может. Поэтому интерес инвесторов к продукту постепенно начнет падать, и мы наверняка увидим уход с рынка многих сегодняшних новичков. Регионы постепенно осознают преимущества факторингового обслуживания. Страхи в использовании продукта и нежелание вести трехсторонние отношения постепенно отступают. К тому же, кризис заставил бизнес переоценить свое отношение к заемным деньгам и сделал компании более ответственными. Сосредоточившись на повышении эффективности, предприятия вкладывают собственные и заемные средства в основную деятельность. Поэтому высок спрос на гибкие инструменты, позволяющие решать бизнес-задачи оперативно.

Факторинг будет и дальше набирать обороты в регионах, поскольку там сосредоточена большая доля компаний, нуждающихся в беззалоговом финансировании и оборотных средствах. К тому же, если бизнес будет развиваться по заданной траектории, доверие поставщиков к контрагентам будет расти, что повлечет за собой увеличение количества контрактов с условиями отсрочек платежа. Однако влияние некоторых моментов неизбежно: существующий уровень прозрачности бизнеса по-прежнему будет тормозить качественное развитие факторинга в регионах. Финансовая отчетность региональных компаний и уровень оформления сделок с покупателями зачастую оставляют желать лучшего. А такой подход к финансовой дисциплине мешает объективной оценке дебиторов и усложняет процесс установления адекватных лимитов финансирования.

Роман Огоньков, Председатель правления Национальной факторинговой компании:

- За прошедший год рынок факторинга существенно вырос, преимущественно за счет роста бизнеса тех игроков, которые появились на рынке уже после острой фазы кризиса. Однако причина этого роста не обилие новых продуктовых решений и бурное развитие технологий, а повышение доступности за счет существенного снижения стоимости. Возникает вопрос: а факторинг ли то, что по объему оказываемого сервиса соответствует продукту «инвойс-дискаунтинг» (кредитование под залог дебиторской задолженности, или, если угодно, «под товар в обороте»), который предполагает только деньги без покрытия риска неплатежа контрагента или какого-либо другого сервиса? Банки привлекает короткий срок оборачиваемости активов по таким сделкам, и ради того, чтобы «распихать» избыточную ликвидность, они готовы продавать такой «факторинг» по цене обеспеченного кредита. Видимо, анализ причин, по которым в подавляющем большинстве стран мира факторингом занимаются не банки, а именно специализированные компании, для них неинтересен. Либо, скорее всего, об этом даже не знают. В данной ситуации наиболее вероятными могут быть два сценария развития: или псевдофакторинг «растворится» в линейке стандартных банковских продуктов, или будет соответствовать европейской модели, предполагающей диверсифицированный продуктовый ряд и узкую специализацию игроков при наличии соответствующей инфраструктуры – андеррайтинг рисков неплатежа покупателей, специализированный риск-менеджмент и реальное управление дебиторской задолженностью, включая ее востребование. Первоочередной задачей для российского рынка является разработка единых стандартов, соответствующих мировой практике, начиная с терминологии: что такое факторинг с регрессом, без регресса, чем они отличаются от кредитования под залог дебиторки или под товар в обороте. При нынешнем «продуктовом винегрете» страдают, прежде всего, клиенты, которым приходится ломать голову, разбираясь, почему один факторинг дороже другого, притом, что называются они одинаково.

Это мешает развитию рынка факторинга как серьезной, самостоятельной отрасли, которая могла бы в таком случае играть гораздо более заметную роль в экономике страны. К примеру, в России уровень «проникновения» факторинга менее 1% ВВП, в то время как среднемировой показатель – порядка 3,5%.

 

Источник: Factor-News.ru


Статьи по теме

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies и обработкой данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.