Новый Портал об услугах нашей факторинговой компании. Перейти

Удержаться «на плаву» за счет факторинга

16.02.2008

Пока не тесно

По словам директора по маркетингу МФК «ТРАСТ» Людмилы Климановой, сейчас в Сибири наблюдается самая высокая численность подразделений факторинговых компаний и банков, занимающихся факторингом (около 60), по сравнению с другими федеральными округами.

Впрочем, несмотря на массовую экспансию, об ужесточении конкуренции говорить пока не приходится. «В течение последних двух лет многие кредитные организации осознали привлекательность проведения факторинговых операций. Несколько десятков банков объявило о начале предоставления соответствующих услуг, однако в большинстве случаев дальше декларативных заявлений дело не пошло», — констатирует сотрудник представительства ОАО «КБ «Петрокоммерц» в Новосибирске Максим Морозов. Директор департамента факторинговых операций Промсвязьбанка Виктор Носов также отмечает, что количественного увеличения компаний или банков, оказывающих факторинговые услуги, практически не произошло. Ведущие игроки, а это пять компаний («Еврокоммерц», Национальная факторинговая компания (НФК), «Петрокоммерц», Промсвязьбанк, НОМОС-БАНК), которые занимают 73% рынка, охватывают совершенно разные сегменты и между собой практически не конкурируют.

По версии «Еврокоммерц», 80% рынка контролируют четыре игрока. «В большинстве стран Европы наблюдается аналогичная ситуация. Как правило, у крупнейшего игрока 20–30% рынка, а на долю нескольких остальных компаний приходится еще 50%, — комментирует директор по развитию ФК «Еврокоммерц« Илья Волков. — Потенциал же факторинга огромен: это весь рынок товарных отсрочек. Общий объем рынка отсроченных платежей в торговле в 2007 году мы оцениваем в $240–250 млрд. Пока факторинг занимает всего около 10% рынка. Таким образом, несмотря на колоссальный спрос, на сегодняшний день около 90% клиентов любой факторинговой компании или банка, предлагающего факторинг, — новые клиенты. Поэтому о конкуренции говорить рано. Слишком велик потенциал роста».

Впрочем, возможно, факторы и лукавят, говоря о том, что на рынке им пока не тесно. Клиенты, которые опробовали инструмент факторинга и осознали его эффективность для развития бизнеса, в регионах все еще достаточно малочисленны, и ни одна факторинговая компания не откажется переманить их на свою сторону. Частично это и произошло в связи с кризисом ликвидности. Как отмечают эксперты, большинство факторов во второй половине 2007 года было вынуждено скорректировать свои условия работы с клиентами. Прежде всего от этого выиграли лидеры рынка. «В момент самого кризиса ликвидности ряд факторинговых компаний испытывал проблемы. Дело доходило даже до того, что клиенты других факторов обращались к нам с вопросом: «Что же происходит, почему нам не финансируют поставки?« — рассказывает зам. руководителя службы маркетинга НФК Мария Мурашова. — Соблюдая приличия, нам приходилось отстаивать коллег по цеху и объяснять, что это временная мера. Однако переубедить некоторых нам не удалось — ряд потребителей услуг перешел к нам от наших конкурентов». Виктор Носов также отмечает, что некоторые игроки, в том числе из пятерки лидеров, были вынуждены приостанавливать финансирование. Правда, назвать конкретные компании собеседник «КС» отказался. В результате Промсвязьбанк принимал на факторинговое обслуживание новые компании. «Сейчас еще рано делать окончательные выводы, официального исследования рынка факторинга не было, но уже известно, что портфели многих факторинговых игроков во втором полугодии не росли. Правда, они и не сокращались, компании сохраняли стабильный оборот», — добавляет Людмила Климанова. «По итогам 2007 года мы не будем наблюдать такого прироста выручки, как в предыдущие годы. За счет этого может несколько снизиться концентрация на рынке. Однако об утрате позиций лидерами говорить бессмысленно. Фора, полученная теми, кто вышел на рынок раньше, — колоссальная», — прогнозирует Мария Мурашова

От количества к качеству

Одна из основных тенденций рынка факторинга в Сибири, характерная для 2007 года, — то, что он перестал расти по принципу «даешь пятилетку за три года». Такова точка зрения опрошенных «КС» экспертов. «Дело не в том, что наблюдается спад спроса на услуги, нет, совсем наоборот — у потребителей сформировалась осознанная потребность в факторинге не только как в инструменте финансирования, но и как инструменте покрытия ряда рисков, — отмечает Мария Мурашова. — Рост сменил характер с экстенсивного на интенсивный — компании все активнее инвестируют средства в развитие технологий».

Управляющий Новосибирским филиалом НОМОС-БАНКа Ирина Демчук наблюдает, что региональный рынок факторинга расширяется за счет заключения договоров с крупными предприятиями, которые до этого активно кредитовались в банках. Прежде всего, по мнению собеседника «КС», это объясняется необходимостью диверсификации финансовых рисков. «Многие торговые сети с появлением крупных игроков на рынке обеспокоены оборачиваемостью товаров, а, соответственно, и финансированием бизнеса. Но резкого увеличения объемов факторинга не происходит, так как этот сегмент рынка сложился и будет развиваться ситуационно», — считает Ирина Демчук.

По мнению Виктора Носова, минувший год также характеризовался расширением спектра факторинговых продуктов, появившихся на сибирском рынке, таких как факторинг с регрессом, факторинг без регресса, учет дебиторской задолженности, международный факторинг. Мария Мурашова в этот список добавляет «аутсорсинг риск-менеджмента в факторинговой компании». «Только у нас объем денежных требований, под которые не предоставляется финансирование, фактически уступленных нам, в первом полугодии 2007 года составил почти 4,5 млрд рублей. Рост по сравнению с аналогичным результатом 2006 года составил 54,8%. По объему безрегрессного факторинга темпы роста в первом полугодии 2007 года составили 542% в сравнении с аналогичным отчетным периодом 2006 года. У ближайшего преследователя цифра тоже впечатляющая — 283% роста за первые полгода», — говорит собеседник «КС».

Кроме того, по мнению Мурашовой, игроки стали больше внимания уделять диверсификации продуктовой линейки, предлагая факторинг малому бизнесу. В апреле НФК запустила совместный двухфакторный проект с ООО «ОФК «УРАЛСИБ-Факторинг» — «Экспресс-Факторинг» для факторингового обслуживания клиентов малого бизнеса. Аналогичный продукт появился у МФК «ТРАСТ» и Пробизнесбанка.

НОМОС-БАНК в 2007 году заключил договор на факторинговое обслуживание на территории Сибири на 100 млн рублей. Бурятский филиал Промсвязьбанка провел сделку по внутреннему и импортному факторингу с одной компанией, лидером на рынке в своей отрасли, на общую сумму $30 млн. На чуть меньшую сумму подписал договор Красноярский филиал Промсвязьбанка с одним из крупных металлургических предприятий.

Курс на замещение

Не менее интересной тенденцией, появившейся во второй половине 2007 года, участники обзора называют рост интереса клиентов к замещению кредитных ресурсов другими финансовыми инструментами. В их число входит и факторинг. «Мировой опыт индустрии Commercial Finance, частью которой является факторинг, говорит о том, что в условиях кризисов именно компании небанковского финансирования в наибольшей степени готовы помочь своим клиентам оставаться «на плаву», — соглашается Илья Волков. «Для многих банков сегодня приоритетным является размещение ресурсов на короткие сроки — до одного года, одним из таких направлений является факторинг. Поэтому клиенты, пользующиеся услугами факторинга, не испытывали трудности с получением денежных средств», — констатирует и начальник отдела факторинга банка «Акцепт» Вероника Сергеева.

Минимум $3,5 млрд

По прогнозам экспертов ФК «Еврокоммерц», развитие рынка небанковских финансовых услуг в 2008 году будет зависеть от того, насколько длительным и интенсивным будет влияние не завершившегося пока кризиса ликвидности. Если его последствия сойдут на нет, то по итогам 2008 года объем российского рынка факторинга может составить $40–45 млрд. Если же влияние кризиса будет существенным и продлится до конца года, то его объем составит не более $35 млрд. «В любом случае стоит учесть, что, несмотря на возможное незначительное сокращение роста рынка, мы ожидаем восстановление прежней динамики роста в период, следующий за окончанием кризиса, — говорит Илья Волков. — При этом доля СФО по итогам 2008 года, согласно нашим прогнозам, может составить около 9,5% (то есть $3,5–4,5 млрд)». В МФК «ТРАСТ» считают, что прогноз развития рынка факторинга в Сибири будет соответствовать тому, который эксперты компании давали в августе 2007 года. Даже несмотря на определенные затруднения, связанные с финансовым кризисом, и трудности с финансированием у некоторых игроков. В частности, по оценкам аналитиков МФК «ТРАСТ», рынок факторинга в Сибири уже к 2010 году вырастет в восемь раз. Этот рост будет обеспечен благодаря нескольким условиям: объективно быстрому развитию рынка факторинговых услуг в России в целом и переходом до 25% компаний, в настоящее время прибегающих к классическому кредитованию, к использованию факторинговых услуг. Прежде всего это компании, работающие в сфере оптовой торговли, производства и строительства, бизнес которых построен таким образом, что решение вопросов финансирования будет удобнее и выгоднее решать с помощью факторинговых услуг, а не классического кредитования. Кроме того, происходит рост числа клиентов факторинговых компаний из числа предпринимателей, пока не использующих никаких способов привлечения финансирования. В банке «Акцепт» говорят о росте оборота по факторинговым сделкам в 2–2,5 раза. По оценкам экспертов банка, это произойдет не только за счет обращения к факторингу компаний, которые им еще не пользуются, но и за счет появления новых предприятий, в том числе из других регионов.

По мнению Марии Мурашовой, в среднесрочной перспективе, особенно в условиях продолжающегося кризиса ликвидности, с рынка уйдут те компании, которые вкладывали недостаточно средств в риск-менеджмент и технологии. «В 2008 году, во всяком случае в первой его половине, учитывая нехватку денежных ресурсов в стране, дополнительные конкурентные преимущества получат те участники рынка, которые смогут обеспечить стабильное финансирование своих клиентов», — прогнозирует Людмила Климанова. «Для достижения успеха факторинговой компании, кроме финансирования, необходимо научиться предоставлять клиентам качественные и гибкие услуги по защите от кредитных рисков, управлению и сбору дебиторской задолженности, экспертизе дебиторов, обладать передовыми технологическими решениями, — добавляет Мурашова. — Скорее всего через какое-то время мы получим цивилизованный рынок факторинга в России — это всего лишь вопрос времени и налаживания технологий в соответствии с мировыми стандартами, заточенными под удовлетворение потребностей клиента».

Источник: газета "Континент Сибирь"



Статьи по теме

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies и обработкой данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.