Новый Портал об услугах нашей факторинговой компании. Перейти

Принес долги – унес деньги

20.02.2008
Специалисты московской факторинговой компании (ФК) «Еврокоммерц» полагают, что этот тренд сохранится, и к 2010 году совокупный объем факторинговых услуг достигнет отметки 1,82,2 трлн рублей. При этом нужно учитывать, что развитие такими ураганными темпами – результат роста с маленькой базы.

Сегодня факторингом в России пользуются всего 11% его потенциальных потребителей. Более того, согласно исследованию, проведенному ФК «Еврокоммерц» в 2007 году, почти половина целевой аудитории никогда о нем не слышала. А в Поволжье известность этого продукта еще ниже: по оценке ведущего специалиста группы факторинга отдела корпоративного кредитования самарского филиала «Промсвязьбанка» Василия Луценко, четко представляют данную схему не больше 20% компаний — остальные либо вовсе о ней не слышали, либо не располагают достаточной информацией о ее достоинствах и недостатках.

Факторинг vs кредит

Будучи специальным продуктом для финансирования сделок с отсрочкой платежа, факторинг априори подходит для этой цели лучше, чем стандартный банковский кредит. При использовании факторинговой схемы деньги предоставляются ровно на тот срок, который нужен получателю, причем без залога, бизнесплана и кредитной истории. Более того, такую схему после реализации купленного на эти деньги товара можно использовать повторно, что увеличивает возможности наращивания оборотных средств. Как считают специалисты «МДМ Банка» (Москва), в этом отношении факторинг гораздо эффективнее кредита.

Кроме получения финансовых ресурсов, причем в достаточно короткие сроки, клиент фактора получает целый ряд сопутствующих услуг. По словам начальника управления факторинговых операций московского «НОМОСбанка» Владимира Колодяжного, к ним обычно относятся управление дебиторской задолженностью, информационное обслуживание, инкассирование долгов дебиторов и возможность их проверки с помощью службы безопасности фактора.

Удобен факторинг и с юридической точки зрения. Процедура получения факторинговых услуг во многом похожа на оформление кредита. «Однако, в отличие от сроков действия кредитных договоров, срок действия договора по факторингу не ограничен, – говорит начальник отдела факторинговых операций казанского ‘‘Татфондбанка’’ Екатерина Шестакова. – Как только у клиента возникнет потребность в финансировании, он может представить в банк документы, подтверждающие отгрузку товара с отсрочкой платежа, и в течение 24 часов получить финансирование». Важным, с точки зрения г­жи Шестаковой, является и то, что факторинг, опять же в отличие от кредита, не нагружает бухгалтерский баланс предприятия, что делает возможным одновременное использование факторинга и кредита.

Одним из недостатков факторинга является ограничение на размер продаваемой задолженности – она должна превышать определенный порог (обычно 12 млн рублей). Кроме того, клиент фактора должен иметь постоянных покупателей, а отсрочка платежа не может превышать 34 месяцев. Но более всего потенциальных потребителей этих услуг останавливает их стоимость — она составляет 0,07–0,1% от суммы задолженности ежедневно, что превышает аналогичный показатель кредита на 2070%. Впрочем, по мнению специалистов «МДМ Банка», прямое сравнение ставок кредита и факторинга некорректно. В комплекс факторинговых услуг включаются различные банковские комиссии, в частности, за оформление документов и управление дебиторской задолженностью, то есть за работу, от которой банк освобождает клиента.

Сдержки и противовесы

«Услуга сама по себе новая и до конца не сформированная: многие игроки называют факторингом некие схемы кредитования и тем самым дезориентируют потребителей, а компаний, специализирующихся на факторинге и вкладывающих средства в популяризацию самой услуги, пока немного», – так объясняет низкий уровень осведомленности потенциальных потребителей ведущий специалист по маркетингу Национальной факторинговой компании (Москва) Дарья Николаевская. К тому же, отмечает эксперт, факторинг работает только с белым оборотом, а его в полной мере используют далеко не все компании.

Один из независимых экспертов банковского рынка из Самары, пожелавший остаться неизвестным, более пессимистичен. По его мнению, неразвитость факторинга во многом связана с культурой нашего бизнеса: если на Западе реализацию товара с отсрочкой платежа практикует большая часть компаний, то в России почти все поставщики действуют по принципу «утром деньги, вечером стулья». Оптовые компании и производители товаров, как правило, не имеют проблем со спросом, а потому могут выдвигать удобные для себя условия. В подобной модели факторингу просто не находится места, и им занимаются либо небольшие компании, вынужденные соглашаться с условиями покупателей, либо новаторы, строящие бизнес по западному образцу.

Однако меняющиеся рыночные условия вынуждают все большее число компаний отказываться от принципа «сначала деньги  потом товар». «Предоставление отсрочки платежа покупателям становится нормой жизни и для российских предприятий, – утверждает председатель правления Национальной факторинговой компании Михаил Трейвиш. – В Европе товарный кредит используют 7080 процентов компанийпоставщиков. У нас эта цифра пока существенно меньше, но она растет, что не удивительно, поскольку предоставление отсрочки — один из наиболее эффективных неценовых методов ведения конкурентной борьбы».

Продукт для маленьких, но динамичных

Основная целевая аудитория факторинга — компании малого и среднего бизнеса, которые, как правило, нуждаются в оборотных средствах и заинтересованы в расширении своего бизнеса. Этот факт подтверждает уже упоминавшееся исследование ФК «Еврокоммерц» (см. график): три четверти из более 2 тыс. респондентов (руководителей торговых и производственных компаний, реализующих продукцию с отсрочкой платежа) сообщили, что регулярно или время от времени нуждаются в дополнительных оборотных средствах. Примерно две трети из них заинтересованы в работе по факторинговым схемам, а каждый четвертый проявил к ним очень высокий интерес. И только 8% опрошенных равнодушны к новым возможностям.

Среди потребителей факторинга значительную часть составляют производители продуктов питания, товаров народного потребления (в частности, бытовой химии), а также небольшие торговые организации.

Если цель компании — активный рост, факторинг обеспечит его лучше, чем любой другой вид привлеченного финансирования. Он может потребовать от получателя вдвое больших затрат, чем традиционный кредит, но при этом увеличит оборот компании в три раза, утверждают в «МДМ Банке». Бурный рост рынка факторинга доказывает, что эту истину начинает понимать все большее число развивающихся бизнесструктур Поволжья и России в целом.

Факторинг удобен для финансирования дебиторской задолженности, но он дороже кредита

Преимущества факторинга по отношению к кредиту

Возможность превратить дебиторскую задолженность в свободные денежные средства.

Не требует обеспечения.

Размер финансирования не ограничен.

Объем финансирования может увеличиваться по мере роста продаж у клиента.

Финансирование предоставляется на срок фактической отсрочки платежа (товарного кредита).

Срок получения денежных средств с момента предоставления заявки существенно короче.

ФК* не проводит анализа финансово-хозяйственной деятельности клиента.

ФК не требует обоснования необходимости в финансовых средствах.

Долг ФК выплачивает не клиент, а его дебиторы.

ФК берет на себя всю работу с дебиторами.

ФК берет на себя финансовые риски, связанные с отсрочкой платежа.

ФК работает с проблемной задолженностью.

Недостатки факторинга по отношению к кредиту

Плата за факторинговое финансирование на 20—70% выше ставки по кредиту.

Факторинговому обслуживанию не подлежат:

— предприятия с большим количеством дебиторов, задолженность которых выражается небольшой суммой;

— предприятия, занимающиеся производством нестандартной или узкоспециализированной продукции;

— строительные и другие фирмы, которые работают с субподрядчиками;

— предприятия, реализующие свою продукцию на условиях послепродажного обслуживания;

— предприятия, которые заключают со своими клиентами долгосрочные контракты и выставляют счета по завершении определенных этапов работы или до осуществления поставок (авансовые платежи);

— требования, которые выставляются бюджетным организациям;

— долговые обязательства физических лиц, филиалов или отделов предприятий.

ФК выплачивает лишь 90% от суммы сделки, остальные 10% за вычетом комиссий поставщик получает только после оплаты товара дебитором.

Первоначально ФК заключает с клиентом договор с правом регресса, то есть в случае неоплаты товара контрагентом ФК вправе потребовать от клиента возвращения выплаченной ему суммы.

Поставщик должен предоставлять ФК сведения не только о себе, но и о своих дебиторах.

ФК взимает комиссию:

— за обработку документов по каждой поставке (20-100 рублей за документ);

— за управление дебиторской задолженностью (3% от суммы задолженности);

— за риск несвоевременной оплаты товара (0,5% от суммы предоставленного финансирования);

— за риск неоплаты товаров (1% от суммы предоставленного финансирования).

* ФК – факторинговая компания или банк, предоставляющий услуги факторинга.

Автор: Юлия Ваулина

Источник: Эксперт Волга


Статьи по теме

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies и обработкой данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.