Посетите новый портал о наших услугах факторинговой компании. Перейти

115583, г. Москва, ул. Елецкая, д. 8 к. 2
Наши социальные сети:

Продуктовый сдвиг.

17.10.2011

Демпинг уходит

И хотя, по оценкам «Эксперт РА», более 40% рынка приходится на долю трех игроков — Промсвязьбанка, Альфа-банка и «ВТБ-факторинга», участники рынка говорят о существенном увеличении количества игроков. Этот тренд зародился еще в 2010 году, когда коммерческие банки стали развивать факторинговые услуги. Они не могли разместить скопившуюся ликвидность в должном объеме за счет кредитования, так как не видели достаточного числа надежных корпоративных заемщиков, а факторинговое финансирование как инструмент быстрооборачиваемого размещения (чаще всего — до 90 дней) посчитали вполне приемлемым способом заработка. В том числе потому, что здесь прогнозировать ситуацию с платежеспособностью заемщика проще.

Ряд банков, не имевших достаточного опыта в проведении факторинговых операций, специализировались исключительно на регрессном факторинге, по сути, предлагая кредитование под товары в обороте. Конкурировать они могли лишь посредством демпинга. При этом большинство таких банков использовали (и, по признанию участников рынка, этот тренд по-прежнему актуален) факторинг скорее как приманку для корпоративных клиентов с целью продажи им стандартных услуг — кредитования, ведения РКО, гарантийных операций, за счет дохода с которых они намеревались покрыть низкую маржинальность факторинга. В результате за прошлый год объем факторингового вознаграждения отечественных факторов, по данным «Эксперт РА», снизился на 10—15%.

«В первом полугодии 2011 года портфели факторов в основном увеличивались, — рассказывает заместитель директора департамента по работе с корпоративными клиентами Санкт-Петербургского филиала Промсвязьбанка Станислав Краснов. — Так, прирост в нашем филиале составил примерно 16% по сравнению с прошлым годом. Но конкуренция на рынке факторинга в первом полугодии была сосредоточена в ценовом сегменте».

Постепенно ситуация меняется. Турбулентность на финансовых рынках привела к сокращению банковской ликвидности, и даже те кредитные организации, которые, казалось бы, должны чувствовать себя более вольготно, предпочитают попридержать ликвидность на всякий случай. Ставки по привлечению уже растут, поэтому демпинговать в такой ситуации будут способны лишь единицы. «Ситуация с ликвидностью меняется, те игроки, которые завоевывали рынок демпингом, больше не имеют возможности снижать ставки. Сдвиг в сторону продуктовой конкуренции произошел, и мы рассчитываем, что под влиянием этого тренда рынок факторинга продолжит набирать обороты. Есть и тенденции к повышению ставок», — констатирует Краснов.

Вдвойне рискованно

Качественное развитие факторингового рынка сдерживается и отсутствием общепринятого определения границ услуги факторинга, которое создает возможности для недобросовестной конкуренции, в том числе предоставления под видом факторинга кредитов под залог дебиторской задолженности, когда клиентам приходится самим разбираться, почему факторинг в разных компаниях отличается по стоимости в разы. В этой связи участники рынка, специализирующиеся именно на факторинге, ищут новые направления и стремятся развивать те услуги, которые не способны предоставить универсальные финансовые организации.

Так, по словам директора по маркетингу компании «НФК» Дарьи Николаевской, становится актуальной организация финансовой логистики для клиента: «Если речь идет о сравнительно крупном клиенте, мы стремимся получить максимально полное представление о деятельности предприятия, оценить его товарные потоки и сделать выводы о том, какие продукты можно ему предложить. Например, можем финансировать предприятие по обоим направлениям — и его поставки, и закупки».

Понятно, что такой подход удваивает риски фактора и требует более тщательного анализа финансового состояния и клиента, и дебиторов. До кризиса о глубоком анализе рисков, в том числе со стороны дебиторов, факторы не задумывались. Но после прецедентов с невозвратами задолженности, а также банкротства одного из лидеров рынка ряд компаний стали уделять равное внимание оценке участников факторинговой сделки.

Как рассказывает директор представительства «НФК» в Санкт-Петербурге Сергей Васильев, в компании принципиально разделяют отделы по оценке клиентов и дебиторов. Это позволяет избежать смещения акцента в сторону покупателя либо поставщика. «Тем самым нивелируется влияние человеческого фактора на объективность вывода об уровне риска конкретной операции, — объясняет Васильев. — Если менеджер оценивает сделку в совокупности, он может сделать ставку на платежеспособность клиента при недостаточном качестве дебиторов. И наоборот. В нашем случае такой сценарий исключен».

В ожидании крепкого плеча

Факторы любят повторять, что их услуга подразумевает комплексную работу с дебиторской задолженностью клиента. Фактор в своих интересах ведет работу с покупателями клиента начиная с их оценки, установления лимита для каждого из них и заканчивая отслеживанием возврата платежей и напоминанием должникам о том, что время очередного платежа пришло. Но таким образом он снимает с клиента работу, связанную с возвратом дебиторской задолженности. Это одна из причин того, что факторинговая услуга стоит дороже банковского кредита.

В случае с безрегрессным финансированием у фактора, по сути, не остается выбора: теперь возврат долга — исключительно его забота и его риски. Но если речь идет о регрессе, то здесь декларация о комплексном управлении задолженностью дебиторов не всегда выражается в реальных действиях. «Комплексный подход к работе с дебиторкой у клиентов востребован, так как факторинг — это целый спектр услуг, а не только финансирование. Другое дело, что не все факторы предоставляют то, о чем заявляют. В этом плане бизнесу стоит внимательнее подходить к выбору компании», — размышляет Станислав Краснов.

Одна из задач, которые клиенты были бы рады переложить на плечи факторов, — разрешение проблем с неплатежами дебиторов в случае регрессного финансирования. Финансовый директор торгового дома «Союз» Сергей Исаченко отмечает, что в настоящее время многие факторы обещают взять на себя все функции в работе с дебиторами, но как только возникает проблема с неплатежами со стороны кого-либо из них, действия факторов ограничиваются несколькими звонками должнику и письменным уведомлением. «В итоге предприятию самому приходится решать все проблемы с должниками, привлекать своих сотрудников или сторонних юристов к ведению судебных дел и т. д., — продолжает он. — Думаю, компании (и мы — не исключение) готовы были бы в разумных пределах оплачивать издержки факторов на подобную работу с дебиторами. Ведь на данный момент мы оплачиваем и комиссию фактора, и услуги юристов».

Возможно, ужесточающаяся конкуренция подтолкнет факторинговые компании к воплощению комплексного подхода в управлении дебиторкой. Причем с целью не только увеличения лояльности клиента, но и повышения добавленной стоимости услуг.

 

Источник: Банки.ру 


Поделиться в социальных сетях:

Статьи по теме

Как продать проблемный корпоративный долг?
30.06.2014

Долги, которые не получается быстро взыскать, для многих организаций являются проблемой. Одним из вариантов выхода из сложной ситуации является продажа долгов, т.е. уступка требования. Однако на практике...

Бумагу долой! Мы запустили электронный документооборот. Деньги за поставки покупателям всего в одном клике от Вас!Finmetron стал ближе к своим клиентам!
02.07.2013

Все потенциальные и действующие Клиенты могут воспользоваться полнофункциональным электронным документооборотом с использованием электронной цифровой подписи (ЭЦП). 

 Теперь вы можете отправлять...

НФК опубликовала аудиторское заключение о годовом отчете 2009
30.06.2010
НФК опубликовала аудиторское заключение о годовом отчете 2009, в котором содержится информация о снижении валюты баланса почти в два раза, что может говорить о сужении масштабов бизнеса, а также о падении...