Фактор страха. Рынок факторинга и всемирный финансовый кризис
Понятно, что только собственным капиталом в таком бизнесе не обойдешься. За счет собственных средств факторинговые компании финансируют лишь 4 – 10% оборота. Остальные деньги они занимают на рынке или получают от материнских структур. «Большинство факторов на российском рынке являются подразделениями банков, – рассказывает директор департамента факторинговых операций Промсвязьбанка Виктор Носов. – Поэтому они в первую очередь пользуются ресурсами кредитной организации». Остальные занимаются поиском инвесторов либо пытаются заключать агентские договоры с банками на факторинговое обслуживание их клиентов под финансирование этих же кредитных организаций. «Средства на развитие бизнеса факторы на сегодняшний день все еще привлекают от своих «старших братьев», – подтверждает начальник управления факторинга Пробизнесбанка Александр Карелин. – В то же время все более очевидной становится активность сторонних инвесторов и кредиторов, которые в прошлом году начали проявлять оживленный интерес к российскому рынку факторинга и его основным игрокам».
Шведский стол для инвесторов
Факторинговая отрасль предоставляет инвесторам очень широкий спектр вариантов вложения средств, в том числе свежие разработки в области инвестиций, например, бумаги, обеспеченные секьюритизированной дебиторской задолженностью. Как рассказал заместитель председателя правления Национальной факторинговой компании (НФК) Антон Мусатов, у факторов на данный момент в распоряжении множество инструментов, чтобы привлечь деньги со стороны. В качестве примера эксперт приводит собственную компанию, которая в прошлом году разместила номинированные в рублях кредитные ноты (CLN) на сумму 1,2 млрд рублей, взяла кредит у «Райффайзенбанк Австрия» в размере 200 млн рублей, а еще подписала соглашение о предоставлении синдицированного краткосрочного кредита на $53,5 млн с обеспечением дебиторской задолженностью по факторингу. Годом ранее НФК выпустила облигации на сумму 1 млрд рублей.
«Под качественный портфель дебиторской задолженности, обеспеченный надежной системой риск-менеджмента фактора, кредиторы охотнее дают деньги, – делится опытом Антон Мусатов. – У нас трехуровневая система обеспечения рисков». Эта система состоит из требований к НФК как к заемщику, требований к клиентам и к дебиторам, требования к которым уступаются клиентами в пользу НФК в момент выплаты финансирования. Соответственно управление рисками дебиторов и клиентов подразумевает набор мероприятий, гарантирующих своевременный возврат денег инвесторам, поясняет эксперт.
В факторинговой компании «Еврокоммерц» также пользуются различными инструментами для получения заемных средств. «Привлекаемые нами инвестиции диверсифицированы, – рассказывает вице-председатель правления факторинговой компании «Еврокоммерц» Илья Волков. – Например, в начале февраля наша компания объявила о завершении процесса разработки совместно с «Дойче банком» и ВТБ механизма, в рамках которого была проведена сделка по секьюритизации дебиторской задолженности диверсифицированного пула российских корпоративных структур на сумму 8 млрд рублей». Как уверяет председатель совета директоров ФК «Еврокоммерц» Григорий Карповский, эта сделка является инновационной для отечественного факторинга и российского финансового рынка вообще: «Никто из российских компаний до нас не проводил секьюритизации таких коротких активов». В «Еврокоммерц» считают, что в партнерстве с «Дойче банком» и ВТБ они создали важный прецедент, фактически открыв новый канал привлечения финансирования со стороны международного финансового рынка. Однако в этой компании не собираются останавливаться на достигнутом: в конце 2008-го либо в 2009 году фактор планирует проведение IPO.
Борьба за прибыль
Возникает вопрос, а почему факторинговые компании, использующие столько сложных инструментов финансирования, не выходят на IPO сейчас? Ведь чисто технологически публичное размещение им вполне по силам. Однако в условиях кризиса ликвидности выгодно разместить эмиссию будет очень сложно. Многие российские компании, в том числе и представители факторингового бизнеса, отложили IPO до лучших времен, а точнее, до окончания кризиса международных рынков капитала.
Кризис ликвидности повлиял не только на планы по размещению акций факторов, но и на весь их бизнес в целом. «В конце 2007 года некоторые факторы даже приостановили финансирование, – рассказывает Виктор Носов из Промсвязьбанка. – Поэтому можно считать, что финансовый кризис уже повлиял на российский рынок факторинга». Негативным моментом для участников рынка также стало общее ухудшение ситуации с ликвидностью дебиторов, отмечает Александр Карелин из Пробизнесбанка. Дело в том, что финансовое состояние покупателей оказалось подорванным в результате кризиса банковской ликвидности конца 2007 года. Просрочки платежей со стороны дебиторов участились, а время опозданий увеличилось.
При этом основные игроки были вынуждены повысить стоимость факторингового финансирования на 2 – 3% вследствие изменения рыночных условий, в частности, роста стоимости их собственного фондирования. «Кроме того, на рынке ощущается дефицит финансовых средств, – рассказывает Александр Карелин. – В этих условиях факторы оптимизируют свои портфели, зачастую отказываясь от низкоэффективных клиентов, и стремятся использовать имеющиеся ресурсы с максимальной отдачей». Результатом этих усилий должно стать сохранение маржи факторинговых компаний в текущем году на прежнем докризисном уровне.
Еще одна причина, которая не даст упасть прибыльности факторингового бизнеса в условиях кризиса ликвидности, это недостаточная насыщенность рынка, а именно превышение спроса над предложением. «Тенденции рынка свидетельствуют об увеличении стоимости денег, поэтому повысится цена факторинга для клиентов, но маржа факторов останется на прежнем уровне», – прогнозирует Виктор Носов из Промсвязьбанка. То есть у факторинговых компаний есть возможность отыграть потери, возникшие из-за удорожания финансовых ресурсов, за счет клиентов. Они «проглотят» повышенные тарифы, так как все равно будут нуждаться в факторинге, пусть и ставшем немного дороже.
Хотя есть эксперты, которые считают, что факторы даже сейчас могут сохранить былую прибыльность, не увеличивая стоимости услуг. «Наша компания и, насколько нам известно, большинство других факторов не повышали ставки для клиентов, – утверждает Илья Волков из ФК «Еврокоммерц». – Наш бизнес при этом не пострадал, поскольку на российском рынке существуют отличные возможности по наращиванию факторингового портфеля и расширению клиентской базы, которыми мы успешно пользуемся».
В целом можно сделать вывод, что, несмотря на кризис, положение факторингового рынка остается достаточно стабильным. «Ведь даже в США индустрия commercial finance (небанковского финансирования), к которой относится и факторинг, оказалась гораздо более устойчивой к воздействию кризиса, нежели остальные сегменты финансового рынка», – поясняет Илья Волков. Например, по данным Fitch Ratings от 13 декабря 2007 года, перспективы банков и компаний, занимающихся потребительским финансированием, являются негативными, в то время как оценки перспектив отраслей небанковского финансирования и управления активами признаны стабильными. «Учитывая, что российские факторинговые компании растут преимущественно за счет развития внутреннего рынка, возможная рецессия экономики в США вряд ли окажет существенное воздействие на российских факторов», – считает Илья Волков. Он признает, что происходит некоторое снижение темпов роста факторингового бизнеса. Однако, по мнению эксперта, российскому факторингу сейчас ничто не угрожает, и дальнейшее увеличение объемов этого рынка все равно будет существенным. «На темпах роста факторинга в России международный кризис сильно не скажется, – подтверждает Александр Карелин из Пробизнесбанка. – Рынок все так же динамично растет, и в 2007 году превысил прогнозные $22 млрд, удвоившись по сравнению с 2006 годом».
Однако сказать, что в следующем году факторы смогут рассчитывать на снижение цен на заемные деньги, а клиенты – на удешевление факторинга, тоже нельзя. «Будущая цена денег во многом будет зависеть от мировой конъюнктуры, – отмечает Антон Мусатов из НФК. – А вообще на рынке постепенно приживается идея о том, что дорогие деньги – это, возможно, надолго». Пока же происходит долгосрочное удорожание денег, и в краткосрочном плане оно усугубляется воздействием негативных внешних факторов, считает эксперт. Инвесторы предпочитают защитную тактику, а эмитенты вынуждены приводить параметры новых размещений в соответствие с ужесточившимися требованиями рынка.
Кредит доверия
Не исключено, что российский рынок факторинга в следующем году ожидают перемены. «Конечно, если международный кризис значительно повлияет на российскую экономику, то это не может не отразиться и на рынке факторинга, – считает Виктор Носов из Промсвязьбанка. – Сейчас мы видим у ряда факторов определенные проблемы с привлечением ресурсов. Скорее всего, из-за финансового кризиса могут поменяться их позиции в рейтинге, но не более того».
С другой стороны, эксперты предполагают, что именно кризис выведет факторинговые компании на более высокую ступень в плане инвестиционной привлекательности. «Огромный потенциал российского рынка факторинга, быстрая оборачиваемость капитала (в среднем до трех месяцев) и высокая доходность делают факторинг весьма интересным для потенциальных инвесторов и кредиторов, – считает Александр Карелин. – В перспективе двух-трех лет на российском рынке стоит ожидать новых сделок M&A, подобных недавней покупке 50% акций ФК «Еврокоммерц» инвестиционной компанией «Тройка Диалог». Ведущие факторы становятся привлекательными заемщиками не только для российских банков, но и для зарубежных кредиторов, таких как Европейский банк реконструкции и развития, Международная финансовая корпорация и крупнейшие западные банки. Уже в этом году возможны первые сделки по секьюритизации коротких управляемых активов факторов – высоколиквидных портфелей уступленной дебиторской задолженности, прогнозирует эксперт.
Хотя кардинально структура финансирования факторингового бизнеса вряд ли изменится. Как пояснил Антон Мусатов из НФК, структура источников финансирования в каждой факторинговой компании зависит от среднесрочной и долгосрочной стратегий: «Кто-то, развивая бизнес, например, привлекает стратегического партера, кто-то планирует IPO, кто-то довольствуется скромными краткосрочным займами, а кто-то кормится в «материнском» банке». Таким образом, главный вопрос состоит в том, каким видит свое будущее оператор услуг. Факторинговая отрасль оправдала первоначальный «кредит доверия» на рынке капитала и может в дальнейшем пользоваться различными инструментами финансирования, уверен Антон Мусатов.
ГДЕ ДЕНЬГИ БЕРУТ
На российском рынке есть ТРИ КАТЕГОРИИ ФАКТОРОВ:
1. ФАКТОРИНГОВЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ БАНКОВ, которые финансируются казначействами самих кредитных организаций
2. ДОЧЕРНИЕ КОМПАНИИ БАНКОВ, получающие средства от родительских финансовых институтов
3. НЕЗАВИСИМЫЕ КОМПАНИИ. Они обладают существенно большей гибкостью в привлечении средств, что обеспечивает им относительную свободу в ведении бизнеса
Источник: ФК «Еврокоммерц»
Источник: Журнал "Компания"
Максим Логвинов