Новый Портал об услугах нашей факторинговой компании. Перейти

Кредиты для бизнеса

12.03.2008

Вклад малого бизнеса в ВВП по итогам 2007 года колеблется в пределах 13-15%, в то время как в развитых странах этот показатель добирается до 50%, а то и до 70%. Очевидно, что в ближайшие годы России придется если не ликвидировать, то хотя бы сократить это отставание. Ожидается, что текущий 2008 год ознаменуется бумом кредитования этого сегмента: кредитные организации готовы бороться за потенциального клиента и стремятся занять свою нишу на рынке, обладающем большим потенциалом.

Прошедший год, по мнению специалистов, подтвердил мнение, что рынок кредитования малого и среднего бизнеса переживает времена "перенастройки". Банки начали активную экспансию в регионы, причем если ранее они приходили в регион в формате филиала, то в 2007 году более распространенной практикой стало открытие дополнительного или операционного офиса, то есть менее капиталоемкие форматы. Банки задумались о расширении продуктовой линейки, что стало возможно за счет накопления статистки по уже выданным кредитам. Кроме того, в 2007 году наблюдалось увеличение параметров отнесения клиентов к субъектам малого и среднего бизнеса с одновременным ростом максимальных сумм и сроков кредитования.

В 2007 году Сбербанк России предоставил субъектам малого предпринимательства 130 тыс. кредитов на общую сумму 1023 млрд руб. "Альфа-Банк" анонсировал масштабную программу кредитования малого и среднего бизнеса. По оценкам банка, к 2009 году его портфель кредитов малому бизнесу вырастет в 6 раз, до 600 млн долл. Начали кредитовать малый бизнес "КИТ Финанс" и Промсвязьбанк. Старожилы рынка представили новые продукты и объявили о готовности улучшить условия кредитования. Например, РОСБАНК принял решение снизить проценты по кредитам, рассчитывая, что это повысит привлекательность кредитов, создаст дополнительные возможности для расширения клиентской базы, а также обеспечит дальнейший рост кредитного
портфеля банка. МДМ-Банк в конце 2007 года запустил десятый кредитный продукт "МДМ-Энергия", созданный при поддержке IFC (Международной финансовой корпорации), с помощью которого предприятие сможет повысить энергоэффективность.

По наблюдениям Андрея Кузнецова, начальника департамента кредитования малого и среднего бизнеса МДМ-Банка, в последнее время обстановка на рынке кредитования МСБ достаточно спокойна, нет агрессивного выхода новых игроков, конкуренция сохраняется на достаточно умеренном уровне. Он полагает, что в ближайшем будущем значительных перемен следует ожидать не в части изменений сумм, сроков и ставок, а в части упрощения подходов, улучшения сервисов и формирования пакетных продуктов для клиента. "В нашем банке, как, я думаю, и во многих других, сейчас идет работа по повышению эффективности разных каналов продаж, с тем чтобы сделать наши продукты и услуги для предпринимателей более доступными и понятными. Говоря о
доступности, я имею в виду не только нашу готовность с ними работать. Необходимо повышать финансовую грамотность, вести разъяснительную работу - как сотрудничать с банками, как вывести свой бизнес на новый этап развития, какие инструменты необходимо использовать", - рассказывает Андрей Кузнецов.

Заместитель начальника департамента малого и среднего бизнеса Русского банка развития Алексей Доманов, говоря о перспективах 2008 года, ожидает развития по нескольким направлениям. Так, кредитование малого и  среднего бизнеса ждет адаптация с учетом специфики среднего бизнеса коммерческой ипотеки - кредита на приобретение объектов недвижимости с последующим (после перехода прав собственности на недвижимость к заемщику) обременением этого объекта залогом. "Данный продукт очень востребован среди наших региональных заемщиков, так как выкуп квартир на первых этажах зданий с последующим переоформлением в торговую точку является одним из самых распространенных способов развития бизнеса в регионах с не очень высокой стоимостью недвижимости", - говорит эксперт. Также он считает перспективной разработку партнерских программ между банками и поставщиками оборудования с целью финансирования приобретения основных средств их покупателями. Данный вид сотрудничества имеет ряд преимуществ для всех сторон данной сделки, что, несомненно, повлияет на популярность этого продукта.

"В 2007 году много говорилось о кредитовании старт-апов, однако реально работающих программ как таковых не было. В 2008 году ситуация может измениться в части кредитования менее рисковых стартовых проектов, - это, например, финансирование франчайзинга", - добавляет Алексей Доманов. Подобные программы могут появляться в результате сотрудничества банка и франчайзера для разработки системы кредитования, которая, с одной стороны, максимально закрывала бы кредитные риски, а с другой - отвечала бы потребностям развивающегося бизнеса в стороннем финансировании.

Таким образом, потенциальному клиенту остается выбирать и сравнивать. Малому и среднему бизнесу нужны денежные средства, и, как показывает практика, банки готовы их дать. Противоречие кроется в том, что представители малого и среднего бизнеса не готовы к требованиям, предъявляемым к желающим получить кредит. Таким образом, банки будут идти по пути дальнейшего развития по целому ряду направлений, а их клиенты - стремиться к повышению прозрачности деятельности компании.

Источник: РБК.Кредит


Статьи по теме

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies и обработкой данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.