Новый Портал об услугах нашей факторинговой компании. Перейти

Фактор риска.

15.06.2012
Чем рискуют участники факторинговых сделок и как можно свести опасность потерь к минимуму?

Факторинг, как и любой другой вид коммерческой деятельности, сопряжен с определенными рисками. Генеральный директор факторинговой компании «Лайф» Александр Карелин считает, что их можно было бы разделить на две базовые категории: кредитные риски, сопряженные с неплатежеспособностью и просрочкой платежа со стороны дебитора, и риски некредитного свойства (операционные), связанные с недобросовестностью контрагентов и операционными ошибками.

К последним наши эксперты относят прежде всего мошенничество, подлог, так называемые воздушные поставки, подделку документов, уступку одних и тех же прав требования двум и более факторам и сговор продавца и дебитора, который несет для фактора риск полной потери выданных средств. Помимо этого, к операционным рискам можно отнести риски внутреннего мошенничества в компании, которые, к сожалению, могут иметь место как на стороне фактора, так и на стороне клиента.

«Клиент в первую очередь несет риск недофинансирования или нефинансирования, риск нестабильной, непредсказуемой работы фактора, — продолжает эксперт. — Это базовый риск для клиента, который рассчитывает на финансирование и в некотором смысле сидит на факторинговом обороте, у него может не быть иной альтернативы в получении денежных средств».

Среди новых рисков для поставщика при работе по факторингу вице-президент Промсвязьбанка Виктор Носов отмечает несвоевременное получение финансирования от фактора. «Поставщик рассчитывает финансовые потоки, планирует деятельность, поэтому надежность финансового партнера очень важна, — поясняет он. — Кроме того, правильный выбор фактора — гарант хороших деловых отношений поставщика и дебитора. Если фактор в процессе административного управления дебиторской задолженностью ведет себя слишком навязчиво и некорректно, в один прекрасный день дебитор найдет себе нового поставщика, чтобы не связываться с таким фактором».

По словам начальника отдела развития факторинга Московского кредитного банка Максима Микульшина, на сегодня наиболее востребованным продуктом на рынке факторинговых услуг является факторинг с регрессом. «Данный продукт подразумевает возможность предъявления фактором обратного требования о возмещении финансирования к клиенту в случае возникновения неплатежей со стороны покупателей, — поясняет он. — Об этом необходимо помнить и планировать финансовые потоки с учетом такой особенности продукта».

Как уточняет заместитель начальника управления факторинга ЮниКредит Банка Геннадий Золкин, в случае факторинга с регрессом клиент несет солидарную с дебитором ответственность перед фактором, это аналогично поручительству, но при этом клиент, во-первых, получает выручку либо досрочно, либо точно в срок, а во-вторых, имеет дополнительное время в виде «льготного периода» для совместного с фактором урегулирования вопросов с дебитором. «Если же это факторинговая сделка без регресса, то клиент несет ответственность только за недействительность денежного требования, — добавляет эксперт. — То есть клиент обязан вернуть фактору сумму финансирования в случае претензий покупателя по качеству товара, возвратов и взаимозачетов. При этом риски длительного неплатежа и банкротства покупателя переходят к фактору».

Выходит, фактор рискует более других? Почему? «Потому что именно фактор отдает деньги, — говорит начальник отдела факторинга банка «Возрождение» Марина Герасимова. — Клиент получает деньги, дебитор получает товар, а фактор только отдает». Кроме того, факторинг, по ее словам, — это непрерывный процесс выплат финансирований по вновь уступаемым поставкам и разнесения платежей дебиторов в оплату ранее профинансированных поставок. «Это конвейер, который, в отличие от кредита, делает возможным и необходимым ежедневный мониторинг действующей сделки», — подчеркивает эксперт.

«Основные риски фактора возникают в процессе текущего обслуживания, где возможны различные случаи мошенничества, особенно в части подделки документов, — продолжает тему Максим Микульшин. — Во избежание этого необходимо четко отслеживать, подтверждать и верифицировать все события по поставке. Фактору необходимо правильно оценить историю работы с покупателями, установив такой лимит финансирования, который соответствовал бы реальным объемам бизнеса между клиентом и покупателями». По словам эксперта, это позволит снизить риск возможного затоваривания покупателей и вследствие этого избежать существенных просрочек платежей или возврата нереализованного товара.

Факторинг является беззалоговым продуктом, обеспечением служит дебиторская задолженность, качество которой напрямую зависит от многих обстоятельств. Например, реальной платежной дисциплины дебитора, которая может изменяться. Фактор практически не защищен от недобросовестного поведения поставщика и покупателя, которые могут предъявить к финансированию несуществующие поставки. Также существует риск возврата продукции, проведения взаимозачета по уменьшению задолженности со стороны покупателя. Все эти причины напрямую могут повлиять на погашение уступленной задолженности. На рынке были случаи, когда под грузом некачественной дебиторской задолженности происходило банкротство фактора или его вынужденный уход с рынка.

А вот лучше всех при факторинге, по мнению большинства наших экспертов, чувствует себя дебитор. «Для него, по сути, при работе по факторингу почти ничего не меняется, за исключением, наверное, того, что повышается платежная дисциплина», — отмечает Виктор Носов.

О том, что для дебитора факторинговая сделка, по сути, вообще не является рискованной, говорит и Максим Микульшин: «Он [дебитор] получает несколько очевидных преимуществ. В первую очередь — возможность получить или увеличить отсрочку платежа. После накопления факторинговой компанией положительной истории платежей дебитор может расширить сотрудничество с новыми поставщиками и тоже получить от них отсрочку платежа».

Можно ли снизить риски для участников факторинговых операций? Генеральный директор факторинговой компании «Политекс» Владимир Емельянов считает, что фактор для этого должен проводить анализ поставщика и дебитора (финансовый анализ и/или истории оплат), соблюдать технологический цикл операций (проверка и мониторинг поставщика и дебитора, верификация поставок, выявление стоп-факторов и факторов отклонения в процессе обслуживания и т.д.) и иметь квалифицированный персонал и качественную систему автоматизации проведения операций.

«Снизить риски фактор может, лишь работая с опережающими рынок методиками по оценке своих контрагентов, — добавляет Виктор Носов. — Это и скоринг, и верификация денежных требований, и «правильная» борьба с просрочками, и другие превентивные меры».

Геннадий Золкин считает, что всесторонний предварительный анализ участников сделки, их репутации и кредитной состоятельности, отсутствия аффилированности с дебиторами необходим еще на первоначальном этапе. «Нужна тщательная юридическая экспертиза договорной базы и будущего документооборота, — поясняет эксперт. — Важно иметь техническую возможность мониторинга в текущем режиме для чуткого и своевременного реагирования с целью минимизации негативных последствий».

В свою очередь, клиент (поставщик) должен реально оценивать устойчивость и технологичность того или иного фактора и выстраивать качественный документооборот.

«Для клиента существует возможность снизить риск по средствам страхования дебиторской задолженности, если он использует безрегрессный факторинг, — рассказывает Александр Карелин. —В таком случае фактор берет на себя риск полного или частичного неплатежа со стороны дебиторов, покрывает его для клиента». Естественно, последнему это обходится дороже, но зато поставщик может развивать бизнес, наращивать отгрузки с отсрочкой платежа, расширять географию присутствия и увеличивать число возможных покупателей своей продукции, не опасаясь, что дебитор окажется неплатежеспособен.

Вместе с тем важно понимать, что сам факторинг является инструментом управления этими рисками, разумеется, если структура факторинговой сделки и технология ее проведения выстроены правильно.

«Когда поставщик и дебитор работают без участия фактора, каждый из них тоже рискует, — рассказывает Виктор Носов. — Поставщик рискует не получить оплату или получить ее не вовремя и не в полном объеме, дебитор рискует приобрести некачественный товар и т.д. Когда в сделке появляется фактор, часть рисков снимается, ведь поставщик получает финансирование от фактора сразу после осуществления отгрузки.

Пример того, как, используя факторинг, клиенты могут значительно снизить риски, приводит и Марина Герасимова: «Риск ликвидности или несвоевременной оплаты поставки дебитором клиент несет до тех пор, пока не начинает использовать факторинг. Не секрет, что редкий дебитор платит вовремя, то есть в сроки, установленные договором поставки. Имея возможность получать факторинговое финансирование в день поставки на сроки, значительно превышающие фактические сроки оплат поставок дебиторами, клиент полностью покрывает для себя этот риск.

Разумеется, для покрытия риска ликвидности необходимо устанавливать сроки финансирования для клиента с учетом анализа фактической истории оплат поставок дебиторами, рассчитывая средние и максимальные сроки оплат».

Главная обязанность дебитора — просто вовремя оплачивать денежные требования. На процесс факторингового обслуживания он влияет незначительно.

Как дебитору, так и клиенту Виктор Носов настоятельно советует правильно подходить к выбору фактора — низкая или слишком высокая цена еще не говорит о качестве услуги, а отсюда и возможность возникновения рисков. «Факторинг — это уникальный продукт, основные характеристики и преимущества которого кроются в пуле предоставляемого комплекса услуг. Факторы с многолетним стажем работы, участвующие в профессиональных ассоциациях, постоянно доказывающие свои позиции на рынке — вот те три слагаемых, на которые необходимо обращать внимание», — резюмирует эксперт.

Виктор Носов, вице-президент Промсвязьбанка:

 «В целом каких-то кардинальных перемен в подходах к риск-менеджменту у нас в последнее время не происходило. Как говорится, лучшее — враг хорошего, а наша система риск-менеджмента, принятая в 2008 году и активно развивающаяся сегодня, отвечает всем современным требованиям. Поэтому к «переворотам» мы не стремимся, а движемся поступательно в сторону клиентоориентированности. Хороший риск-менеджмент для фактора не всегда равен удобству и оперативности для клиента. Тут у каждого свои интересы: фактор заинтересован в выдаче денежных средств строго по потребности со стопроцентной уверенностью в возврате. Клиенту же интересен лимит с неким заделом на рост или на план отгрузок. Совмещать одно с другим — это мастерство. Могу с уверенностью сказать, что мы умеем это делать.

Мы смотрим на поставщика и дебитора, проводим качественный и количественный анализ показателей, подробным образом изучаем историю их взаимоотношений и устанавливаем лимиты финансирования с учетом наработанной истории, сезонности бизнеса и подтвержденных будущих потребностей. Используя такие методы, мы снижаем риски для банка и в то же время позволяем клиенту работать в комфортных для него лимитах. Важным направлением деятельности в части усовершенствования системы риск-менеджмента является работа над ускорением сроков рассмотрения заявок и принятия решений, а также сокращение количества предоставляемых документов.

Например, для установления лимитов в адрес международных, федеральных и региональных торговых сетей, а также в адрес компаний, чей бизнес, по оценке банка, понятен и прозрачен, клиенту потребуется всего семь документов. Решение по подобным сделкам также принимается очень быстро. Интересной для клиентов новинкой стало внедрение скоринговых процедур для установления факторинговых лимитов.

Не секрет, что скоринг — это конкретный набор критериев соответствия и условий, при выполнении которых возможно рассчитывать на определенный лимит. Процедура очень формализована, и поэтому рассмотрение происходит очень быстро. Безусловно, наиболее популярен такой инструмент у клиентов МСБ, которых устраивают параметры лимитов, возможные при скоринговом анализе, и для которых очень важна оперативность».

 

АНДРЕЙ МОСКАЛЕНКО

 

Источник: Профиль


Статьи по теме

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies и обработкой данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.