Новый Портал об услугах нашей факторинговой компании. Перейти

Совет АРБ обсудил вопросы резервирования по факторингу в банках.

03.10.2012

В настоящее время ЦБ продолжает ужесточать требования при оценке кредитоспособности заёмщика. В частности, это проявляется при подготовке уточнений в положение 254-П.

Ассоциация российских банков рассмотрела Проект Указания ЦБ РФ “О внесении изменений в Положение Банка России от 26.03.2004 № 254-П “О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности”.

По просьбе АРБ Проект данного документа обсуждался в банках, банковских объединениях и союзах. На основе их предложений Ассоциация направила в ЦБ развёрнутое письмо с перечнем своих предложений по смягчению ряда негативных последствий.

По единому мнению участников обсуждения, принятие Проекта данного документа в редакции, предлагаемой ЦБ РФ, вызовет ряд крайне негативных явлений:

1. окажет сдерживающие влияние на развитие кредитования, в т.ч. приоритетных проектов, а также повлечёт за собой существенное увеличение резервов банков, что приведёт к удорожанию банковских услуг;

2. повлечёт за собой масштабное увеличение документооборота между органами надзора и кредитными организациями, резко расширит объём работы в банках;

3. создаст прямое ограничение для отраслей и видов деятельности, являющихся ключевыми и профильными для банков с точки зрения кредитования (лизинг, факторинг, микрофинансирование, программа развития малого и среднего предпринимательства и т.д.);

4. создаст в отношении банков систематический риск различной трактовки регулятором правильности и корректности формируемых резервов.

Банки отмечают, что в изложенном Положении ЦБ РФ N254-П формулировка понятия «реальной деятельности заёмщика» является некорректной и необходимость соблюдения новых требований приведёт к сокращению потенциальных заёмщиков. Реальная деятельность заёмщиков подтверждается заключенными договорами на поставку продукции с покупателями, документами на её отгрузку, договорами на выполнение и оказание работ и услуг с заказчиками и подрядчиками.

Кроме того, показатель величины резервов, сформулированных в отчетности по РСБУ, по причине во многом директивного подхода к их созданию существенно превышает аналогичный показатель в международной отчётности. Дальнейшее расширение Банком России перечня формальных требований при оценке кредитных рисков ограничивает возможности реализации концепции приоритета экономического содержания над юридической формой (важнейшее требование Базеля II, III).

Банки особо делают упор на необходимость исключения или уточнения следующих принципиально важных положений, заложенных в Проекте.

Об оценке финансового положения заемщика

 В рассматриваемом Проекте по существу вводится порядок принятия решения об оценке финансового положения заёмщика отдельно от формирования профессионального суждения.

В настоящее время правила (методы, процедуры), используемые при оценке финансового положения заёмщика, перечень основных используемых источников информации по данному вопросу, круг сведений, необходимых для оценки его финансового положения, а также полномочия работников кредитной организации, участвующих в проведении оценки, уже закреплены в отдельных методиках кредитной организации по оценке финансового положения заёмщика. В свою очередь, данные нормативные документы в соответствии с установленным порядком утверждены коллегиальными органами кредитной организации.

В целях резервирования данный порядок распространяется на всех без исключения заёмщиков и исключает дополнительные трудозатраты кредитной организации по принятию отдельного решения об оценке финансового положения заёмщика. Результаты закрепляются в профессиональном суждении по результатам комплексного анализа каждой конкретной ссуды.

Считаем целесообразным не изменять действующий порядок оценки и оставить 8 абзац пункта 2.3. в действующей редакции.

[…]

О невозможности применить требования Проекта для ряда видов деятельности

Согласно Проекту, к заёмщику – юридическому лицу предъявляется требование иметь собственные либо арендованные основные средства, необходимые для осуществления деятельности (производственные мощности, складские помещения, транспортные средства, торговые точки и прочие). Это требование не может быть повсеместным.

Так, при кредитовании группы компаний банки ориентируется на производственные компании, осуществляющие реальную деятельность, поскольку они генерируют основной денежный поток, направляемый на погашение обязательств группы.

В этой связи требование о реальной деятельности нельзя распространять на ссуды, предоставленные заемщикам – юридическим лицам, являющимся:

* управляющими компаниями холдинга (группы компаний);

* компаниями, учреждённым в интересах РФ для осуществления управленческих, социальных или иных общественно-полезных функций (включая государственные корпорации);

* акционерами производственных, сельскохозяйственных и торговых компаний, получающих ссуды под залог акций и/или поручительство.

Если Банк России, несмотря на имеющиеся предложения и замечания, подсчитает необходимым принять уточненный вариант Проекта, то в любом случае, по мнению АРБ, эти изменения должны происходить поэтапно, т.к. изменение подходов при кредитовании клиентов, в т.ч. связанных заёмщиков, требует значительного времени для переформатирования кредитного портфеля банков и наращивания кредитного портфеля по другим заёмщикам. Кроме того, внесение в нормативный документ изменений и новых подходов требует тщательной и длительной проработки.

В ближайшее время мы планируем дополнительно обсудить вопросы надзора с руководством Банка России.

 

Источник: АФК


Статьи по теме

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies и обработкой данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.