Новый Портал об услугах нашей факторинговой компании. Перейти

Управление. Финансирование. Безопасность.

Сервисный срыв. Будет ли бум спроса на дополнительные услуги.

04.04.2008

Российские компании быстро растут, поэтому, покупая услуги факторинга, они в первую очередь стараются исчерпать максимум средств, на который готова профинансировать поставки факторинговая компания. «Поскольку российская экономика быстро растет, особым спросом пользуются продукты, позволяющие обеспечить поддержку развития предприятий, – рассказывает Константин Лебедев, исполнительный директор факторинговой компании «Еврокоммерц». – А значит, первостепенным параметром для отечественных клиентов является возможность получения максимально возможного объема финансирования».
На этом фоне нефинансовые сервисы, сопутствующие факторингу, отодвигаются на второй план. Однако вечно так продолжаться не может, уверены эксперты. Будущее факторинга – потребление его как комплексной услуги. Сейчас для реализации подобного сценария есть все предпосылки.


Не только деньги
«Если мы с вами говорим о российском рынке факторинга, то, безусловно, на данный момент, помимо финансирования, самой востребованной является услуга учета дебиторской задолженности, – считает Виктор Носов, директор департамента факторинговых операций Промсвязьбанка. – Но полноценно предоставить эту услугу клиенту, не располагая соответствующим программным обеспечением, невозможно». Ведь клиент все равно хочет контролировать качество учета дебиторской задолженности, несмотря даже на то, что эта функция отдана в руки профессионала. Такую возможность может дать лишь качественный софт, предоставленный фактором. Помимо учета задолженности, клиенты охотно пользуются опцией по страхованию рисков от неплатежа дебиторов, а также услугами по проверке новых потенциальных дебиторов, отмечает Виктор Носов. Все это элементы, из которых складывается полноценное, комплексное факторинговое обслуживание.
«Факторинг – не только финансирование, но и оказание сопутствующих услуг», – поддерживает его Сергей Бабичев, исполнительный директор компании «Система Фактор». По наблюдениям эксперта, сегодня, помимо финансирования поставок, наиболее востребованной услугой является страхование рисков. «Это вызвано желанием клиента защитить свой бизнес от проблем, связанных с поставкой товаров с отсрочкой платежа, в том числе – риска неполучения платежа от покупателя (дебитора) в срок, – объясняет Сергей Бабичев. – А ведь когда средства от дебиторов перечисляются с опозданием, компания сталкивается с недостатком денег для расчетов с контрагентами, включая налоговые платежи в бюджет». А это грозит дополнительными расходами, так как за просрочку выплат в бюджет фискалы начисляют вполне ощутимые штрафы и пени.


Помощь в экспансии
Еще одно направление, где факторинг начинает пользоваться популярностью – это освоение новых рынков, в том числе экспансия крупного бизнеса в регионы. «Если компания ставит перед собой задачи по завоеванию нового рынка или расширению сбытовой сети, ей просто необходимо предлагать более привлекательные условия своим потенциальным покупателям по сравнению с существующими в этом регионе игроками», – рассуждает Виктор Носов. Предоставление отсрочки платежа за поставленный товар может стать вполне весомым преимуществом на новом рынке.
По словам Виктора Носова, собственными силами организовать для покупателей рассрочку по оплате поставок могут немногие компании: ведь это нарушает денежный поток фирмы. Особенно сложно и опасно поставлять товары в долг при выходе на новый рынок, где работают незнакомые дебиторы.
«Когда компания планирует развиваться за счет экспансии в другие регионы, ей требуется информация: что собой представляют новые контрагенты и рынки. Здесь возможности службы безопасности и собственные знания обычно ограничены, – рассказывает заместитель председателя правления «Национальной факторинговой компании» (НФК) Антон Мусатов. – Тогда поставщик как раз пользуется услугами фактора, у которого есть представительства во всех экономически значимых регионах страны, налаженные связи и массив информации, необходимый опыт и специализация». В таких случаях факторы предлагают сервис по проверке дебитора и работу по безрегрессу, когда риск невозврата долга дебитором фактор берет на себя. Эти услуги существенно упрощают и делают более безопасным выход компаний на новые рынки. «Россия – очень большая страна, поэтому здесь бизнес ведется на обширном пространстве, в регионах, у каждого из которых своя специфика, – объясняет Константин Лебедев («Еврокоммерц»). – А факторинг – как раз тот инструмент, который позволяет избежать рисков. Поставщики могут ничего не знать о своих покупателях, а мы как факторы обладаем достаточно подробной информацией о большинстве российских компаний». Например, если какой-нибудь фирме из Красноярска, занимающейся оптовой торговлей молочными продуктами, захочется выйти на рынок Иркутска, но возможно это лишь при предоставлении покупателям отсрочки, а уверенности в них нет. Здесь факторинг, особенно без регресса, когда фактор в случае просрочки платежа не потребует от клиента вернуть деньги, ранее выданные под поставку, может быть оптимальным решением, считает Константин Лебедев.
Такой вид факторинга, предполагающий покрытие кредитного риска, получил широкое распространение в сфере экспортных операций, отмечает Антон Мусатов. Поэтому безрегрессный факторинг позволяет компании развиваться за счет экспансии не только в другие регионы, но и в другие страны.


О полноте сервисов
Существует ли комплексный продукт, который не только подойдет для завоевания новых партнеров, но при этом еще и не нарушит наработанной структуры поставок, и вообще будет удобен в использовании? Специалисты уверяют, что существует, и в будущем он будет лишь наращивать популярность у российских потребителей. Причем чем больше видов сервисов готов предоставить клиенту фактор, тем лучше.
«Максимально широкий спектр услуг – это добавленная стоимость факторинга, одно из главных конкурентных преимуществ, – уверен Антон Мусатов. – Финансирование, как одну из составляющих, можно получить в банке, покрытие кредитных рисков, как другую составляющую, – в страховых компаниях, коллекторские услуги, как третий компонент, – в соответствующих агентствах, но только факторинг позволяет получить все и сразу в одном месте».
Однако если клиент видит у фактора длинный список услуг, это вовсе не гарантирует высокого качества. Многообразие сервисов при факторинге в России часто маскирует отсутствие базовых компонентов комплексного обслуживания. «К сожалению, базовые услуги, подразумевающие принятие кредитных рисков покупателя и действительное управление дебиторской задолженностью, предложить могут только единицы», – считает Антон Мусатов. «Максимально широкий спектр дополнительных услуг можно считать главным преимуществом в конкурентной борьбе, но только при условии, что фактор адекватно и оперативно реагирует на потребности своих клиентов, – добавляет Виктор Носов (Промсвязьбанк). – В противном случае это будет простым пиаром, что мы и наблюдаем у ряда игроков на рынке факторинга».


Пересмотр линеек
К сожалению, в нынешних российских условиях, ввиду неточностей законодательства, ни один факторинговый продукт в классическом его понимании не представлен, сетует Сергей Бабичев («Система Фактор»). Однако в дальнейшем разнообразие факторинговых продуктов, существующих на отечественном рынке, будет только расти, считает Константин Лебедев («Еврокоммерц»): «Появится больше узкоспециализированных продуктов, заточенных под потребности отдельных отраслей, направленных на решение отдельных задач бизнеса. Станут развиваться и услуги, альтернативные факторингу, но его продукты не заменят и будут существовать параллельно». Сам же рынок факторинга очень сильно вырастет, прогнозирует эксперт.
Антон Мусатов тоже считает, что в ближайшие несколько лет продуктовые линейки ряда факторинговых компаний претерпят изменения: «Уже сегодня можно говорить о том, что российский потребитель «дорос» до того уровня, когда сможет использовать для развития своего бизнеса не только факторинг с регрессом и безрегрессный факторинг, но и другие продукты из линейки».

Рецепт услуги

Классическими составляющими факторинга являются:

  • ФИНАНСИРОВАНИЕ
  • УПРАВЛЕНИЕ дебиторской задолженностью и ее учет
  • СБОР задолженности по поставкам
  • ПОКРЫТИЕ риска, связанного с дебиторской задолженностью

 

Источник: факторинговая компания «Еврокоммерц»

Классификация факторинговых продуктов

В международной классификации существуют 4 типовые группы факторинговых продуктов:

  1. ФАКТОРИНГ БЕЗ РЕГРЕССА – FULL-, или NON-RECOURSE FACTORING (фактор не требует вернуть деньги клиента, если его дебитор не расплатился по поставке в срок);
  2. ФАКТОРИНГ С РЕГРЕССОМ – RECOURSE FACTORING (фактор может заставить клиента вернуть финансирование);
  3. КРЕДИТОВАНИЕ ПОД УСЛОВНУЮ УСТУПКУ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ – INVOICE DISCOUNTING (клиент как бы отдает за финансирование поставки долг дебитора фактору);
  4. ФИНАНСИРОВАНИЕ ПОД ОБЕСПЕЧЕНИЕ АКТИВОВ – ASSETS BASED LENDING (помимо уступки дебиторской задолженности, собственник активов может получить дополнительное финансирование от фактора, временно передав их тому в обеспечение).

Есть и некоторые другие разновидности факторинга:

  1. ПРЕДПОСТАВОЧНЫЙ ФАКТОРИНГ – обслуживание заказов;
  2. ЗАКУПОЧНЫЙ (РЕВЕРСИВНЫЙ) ФАКТОРИНГ – финансирование предоставляется поставщику, но от лица постороннего фактора, клиентом которого является покупатель (дебитор);
  3. СONFIRMING – более совершенная модель реверсивного факторинга, название произошло от имени одной из западных компаний;
  4. РАЗЛИЧНЫЕ ПАРТНЕРСКИЕ ФАКТОРИНГОВЫЕ ПРОДУКТЫ

 

Источник: «Национальная факторинговая компания»

Константин Фрумкин

Источник: Деловой еженедельник Компания

 


Статьи по теме

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies и обработкой данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.