Новый Портал об услугах нашей факторинговой компании. Перейти

Управление. Финансирование. Безопасность.

Доброжелательный факторинг.

06.08.2013

- Роман Владимирович, почему – факторинг?

- Весной 1995 года в МГИМО, где я учился на экономическом факультете, пришла делегация банка «Российский кредит» приглашать на работу. Это было время, когда банки бурно росли и зачастую принимали людей, которые, по их мнению, имели хороший потенциал. Но в банках не всегда знали, как этот потенциал развивать и использовать. Таким образом я попал в отдел текущего анализа и прогнозирования. В один из первых дней работы ко мне обратился коллега с просьбой помочь его коллеге перевести на английский язык письмо в международную организацию. Именно так мы познакомились с Михаилом Трейвишем. Михаил быстро понял, что выбор состоит в следующем: либо пытаться делать то, что тебе поручают, бессистемно, либо найти что-то из того, чем может заниматься банк, но еще не занимается.

- И это систематизировать…

- Да. Поскольку Михаил – человек с системным мышлением, математик по образованию, он взял финансовый словарь и, пролистывая его в алфавитном порядке, наткнулся на слово «факторинг». Этим в банке «Российский кредит» никто не занимался, и он решил изучить вопрос более подробно. Нашел контакты Международной факторинговой ассоциации, а поскольку в своем английском был на тот момент не очень уверен, воспользовался моей помощью. Когда мы разговорились, я сразу понял, что это новое направление и что у него должны быть хорошие перспективы в России. Вот такая история, в которой есть элемент случайности.

- Как же начинался национальный факторинг?

- В «Российском кредите» мы за два года смогли создать технологию, которая позволяла принести этот продукт на российский рынок. Но грянул август 1998-го. «Российский кредит» столкнулся с серьезными проблемами, и мы начали искать новую площадку для дальнейшего развития проекта. Это привело Михаила в «Никойл», где он представил суть проекта Николаю Александровичу Цветкову, которому идея понравилась. 29 января 1999 года в составе ИБГ «Никойл» появилось управление факторинга, а с 2003 года было принято решение развивать этот бизнес на балансе отдельного юридического лица, которое и явилось прообразом НФК (Национальной факторинговой компании).

- Как растет рынок в последние годы?

- По итогам 2011 года российский рынок уступил только Китаю, и хотя в 2012-м он несколько потерял в темпах развития, все равно пока зал рост 65%. С одной стороны, рост бешеный. С другой – уровень проникновения этой отрасли в экономику России оставляет возможность для роста не на проценты, а в разы в среднесрочной перспективе. По итогам 2012 года объем рынка факторинга составил порядка 2,5% от величины ВВП Российской Федерации. С моей точки зрения, для России вполне достижим горизонт 8%, который является медианой по Европе и постоянно там растет.

- Как бы вы охарактеризовали нынешний российский рынок факторинга?

- В целом это рыночная среда.

Но надо сказать, что рынок еще совсем не «взрослый» с точки зрения зрелости игроков. Несмотря на то что мы активно вовлекаем наших коллег в работу созданной по нашей инициативе Ассоциации факторинговых компаний, российский рынок зачастую под термином «факторинг» имеет в виду очень разные продукты.

Нет стандартизации, и зачастую от этого больше всего страдают клиенты. Для того чтобы создать единую терминологию и общие правила игры на рынке, некий этический кодекс поведения, нам предстоит сделать еще очень много.

- Какие меры помогут факторинговому рынку стать цивилизованнее, эффективнее?

- Есть два момента. Один – это «взросление» самих участников и готовность более активно вовлекаться в процессы, которые происходят под эгидой Ассоциации факторинговых компаний. Пока эта деятельность занимает второе место. А первое прочно удерживает взаимодействие с государственными органами. Дело в том, что специального закона о факторинге нет.

Я считаю, что ситуация, в которой рынок развивается, имея существенные сегменты, полностью изъятые из регулирования, неправильна. С другой стороны, такая сильная зарегулированность, как в банковской сфере, факторинговым компаниям не нужна. Они не играют такой серьезной социальной роли, как банки, привлекая средства населения, осуществляя расчетные операции и т. д. Здесь возникает вопрос, традиционный для России: а нужен ли закон?

Многое зависит от того, кто будет этот закон писать и с кем будут проводиться консультации по поводу его содержания.

- То есть от того, насколько глубоко законодатель будет понимать специфику этого бизнеса?

- Именно так. Закон ради закона не нужен.

- В чем изюминка НФК?

- Если говорить о наших продуктах, то мы делаем ставку на те, которые для клиента несут большую дополнительную ценность, нежели просто получение финансирования для замены банковского кредитования.

Мы позиционируем себя как компания, которая занимается факторингом и финансовой логистикой. Мы не банк, который занимается факторингом, а факторинговая компания, у которой есть банковская лицензия. Для нас ключевые аспекты позиционирования – это прежде всего комфорт для клиента. Основная философия: с нами работать удобней всего.

И мы стараемся это рыночное позиционирование, обещание бренда операционализировать во все бизнес-процессы. Именно поэтому наиболее важный источник информации для планирования – это мониторинг двух показателей: удовлетворенности клиентов качеством нашей работы и готовности рекомендовать нас своим бизнес-партнерам.

В прошлом году мы приросли более чем на 50%, что я считаю большим достижением. Это оправдывает ту дополнительную комиссию, которую клиенты платят нам по сравнению с конкурентами. Мы нередко слышим от них примерно следующее: «За ваше качество сервиса мы готовы переплачивать порядка 3–4% годовых». В продолжение этого:мы № 1 на рынке по количеству контрагентов, количеству покупателей. Сейчас у нас более 7 тыс. действующих кредитных линий, действующих лимитов, а у игрока, следующего за нами в этом рейтинге, их меньше в 2,5 раза. В этом плане очень показательна разница в подходе между одним из крупнейших российских банков, который присутствует в списке лидеров рынка, и нами: при том что у них объем оборота превышает наш в 2 раза, мы процентов на 20% имеем большую выручку, нежели они.

- Удивительная цифра...

- Эта цифра удивительна потому, что это очень разный факторинг. Миссия, которую мы для себя сформулировали, – поддерживать умный рост клиентов, освобождая их ресурсы для основной деятельности. Наша задача – создать условия для клиента. Например, если это производитель, то кредитные средства он вкладывает в развитие мощностей. А мы занимаемся поддержкой системы продаж, одновременно снимая риски серьезных потерь, связанные с предоставлением товарного кредита и, как следствие, кассовыми разрывами. А, например, клиенту-дистрибьютору работа с нами дает возможность укреплять свою логистику.

- Расскажите о команде НФК.

- Подавляющий процент объема рынка факторинга делается банками и факторинговыми компаниями, в которых ведущие должности занимают выпускники школы «Российского кредита», «Никойла» и НФК. Можно сказать, что наша площадка стала кузницей кадров для всего рынка. Что, безусловно, приятно, и, наверное, в этом тоже проявилась наша миссия.

Сейчас команда НФК – это огромный коллектив порядка 450 человек, работающих от Владивостока до Калининграда, с дочерней компанией за пределами Российской Федерации – в Молдове. Средний стаж управляющего компании превышает 8 лет, средний возраст составляет 33 года.

Мы считаем приоритетными кандидатами на любую руководящую позицию тех людей, которые уже работают у нас. Крайне редко приглашаем топ-менеджеров с рынка. Такую школу, которую можно пройти у нас, вряд ли можно получить где-нибудь еще.

- За какие заслуги вы стали лауреатом конкурса «Лучший сотрудник конгломерата по итогам 2012 года» в номинации «Человек года»?

- Для меня это стало неожиданностью. Во время награждения я спонтанно вспомнил известного ленинградского сатирика Константина Мелихана, который как-то сказал: «Никогда не спрашивайте человека, за что он вас любит, потому что если он над этим задумается, он может решить, что любить вас не за что».

А если серьезно, то, наверное, меня наградили за те заслуги, которые уважаемые члены комиссии отметили не как мои личные, а как заслуги коллектива НФК в целом. У нас очень хорошая командная атмосфера. Свобода творчества, помноженная на то, что ключевой точкой опоры компании является доброжелательность, позволяет раскрывать творческий потенциал всех сотрудников. Для нас точки опоры – не декларация, вывешенная на сайте. Мы действительно стараемся жить, ориентируясь на них. Весь топ-менеджмент компании по итогам исследования вовлеченности получил очень высокую оценку.

- Доброжелательность вы считаете одним из приоритетов в компании?

- Скажем так: я, наверное, могу рассматриваться как некий энтузиаст такого подхода, и очень рад, что этим энтузиазмом мне удалось увлечь достаточно широкий круг сотрудников. Это важно для сферы услуг, где основную ценность для клиента представляет человеческий капитал. Сотрудник не может оказывать качественную услугу, если он раздражен, если по сути своей он человек не позитивный. Для того чтобы не разрывать наше рыночное позиционирование с тем, чем мы живем и дышим, стараемся, чтобы эти вещи были взаимодополняемы.

- Вы преподаете в МГИМО с 1997 года. Зачем вам это?

В основном я работаю с третьим курсом факультета международных экономических отношений по предмету «история экономических учений». Плюс (в меньшей степени) микроэкономика и макроэкономика. Мне преподавательская практика очень помогла в развитии компетенции, связанной с общением с большими коллективами и с навыками публичных выступлений. Я специализируюсь на проведении семинарских занятий. Здесь задача – вовлечь в процесс изучения предмета, вызвать искренний интерес, который являлся бы внутренним мотиватором для того, чтобы все это учить и понимать. Это очень хороший перманентный тренинг. С другой стороны, для меня это источник
очень ценного капитала. Я имею в виду человеческий капитал.

Два члена правления НФК – мои бывшие студенты. У нас периодически появляются клиенты, которыми руководят мои бывшие выпускники, их знакомые, родственники и т. д. Я уже более тысячи человек за эти годы «провел через себя». Плюс это некая социальная миссия, поскольку на сегодняшний день в высшей школе не так много людей, которые могли бы соединить теоретические знания с богатой бизнес-практикой. Еще важный момент – я переключаюсь. А также мне, как отцу троих детей, нужно понимать, чем живет молодежная среда, что ее интересует, что ее мотивирует.

- Вам недавно стукнуло 40 лет. Итоги подвели?

- Я считаю, что лучше задумываться более регулярно и не так глубоко. С другой стороны, увлекаясь разными видами спорта в школе и студенческие годы, я понял, что у меня характер стайера. Я стараюсь придерживаться неких долгосрочных стратегий и не шарахаться из стороны в сторону. Если ты хочешь создать вокруг себя комфортную среду, нужно не перепрыгивать с одного места на другое, а стараться своими усилиями, увлечением тех, кто рядом с тобой, создать ту среду, в которой комфортно и приятно работать.

Об итогах говорить рано. Но я в любом случае благодарен, что мне удалось сделать правильный выбор в жизни. Еще больше радует то, что мое дело имеет огромный потенциал.

- Вы родом из «лесных» мест. Бываете на родине?

Я родом из Новгородской области, город Боровичи, это Валдайская возвышенность. Очень красивые места. Я испытываю огромное удовольствие, проводя время на природе. Мне, наверное, это передалось от деда, к которому в детстве меня часто отправляли за Уральский хребет, и мы с ним много времени проводили в лесу. На свою историческую родину я приезжаю каждый год, стараюсь минимум две недели летом там проводить, тем более что там у меня есть дом на озере.

- А спортом занимаетесь?

Это печальная история. В 2002 году, защищая честь «Никойла» на мини-футбольном турнире Лиги РТС, я получил серьезную травму колена. Увы, сейчас в спортивные занятия я не так активно вовлечен, о чем в наибольшей степени сожалею из того, о чем мог бы пожалеть. Стараюсь со старшим сыном заниматься активными играми на воздухе, ну и с дочкой по горкам побегать?.

- Сколько лет вашим детям?

- Старшему – одиннадцать, дочери – три года и еще один сын родился в конце февраля.

- Главный источник вашей энергии?

- Я бы не сказал, что он один. Это позитивное мышление, которое формирует у меня заметный всем окружающим оптимистичный взгляд на жизнь. Обогащающим источником является и та любовь, которую я получаю в семье. Я очень рад, что большое удовольствие я получаю от общения на работе с коллегами. Такого законченного оптимиста, как я, найти очень сложно.

- Ваш совет нашим читателям?

- Я рекомендую развивать в себе навыки позитивного мышления, восприятия жизни, всегда заниматься тем, что ты искренне любишь, и ни при каких условиях не опускать руки.

Леонид Чаплыгин

 

Источник: ФАКТОРинг ПРО по материалам Уралсиб


Статьи по теме

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies и обработкой данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.