Новый Портал об услугах нашей факторинговой компании. Перейти

Бег с препятствиями

10.04.2008
Причиной невыполнения планов опять стал кризис. Но на сей раз международный, что в значительной степени оправдывает отечественную экономику. Если два года назад в "недоборе" были виновны проблемы на российском алкогольном рынке, спровоцированные правительством, то теперь – кризис ликвидности, начало которому положила серия банкротств американских ипотечных банков. В результате в России сократился объем финансирования, выросли ставки по кредитам и увеличились сроки рассмотрения заявок клиентов. Кроме того, факторинговые компании (ФК) стали уделять больше внимания управлению рисками. Несмотря на некоторые сложности, темпы роста отечественного рынка (55–73% в 2007-м) свидетельствуют о значительном потенциале и привлекательности российского факторинга как для отечественных, так и для зарубежных игроков. Для сравнения: на Западе ежегодное увеличение объемов факторинга составляет 20–30%.

Главные события.

В прошлом году наблюдался рост совокупной стоимости сделок безрегрессного факторинга. В некоторых компаниях она увеличилась в 4 раза. На долю данной услуги в общем объеме рынка приходится не более 5%, между тем интерес к ней со стороны потенциальных клиентов достаточно большой.

В Европе, например, ситуация строго противоположная: доля операций по факторингу без регресса составляет почти 90%. Состояние российского рынка указывает на его огромные нереализованные возможности.

В 2007-м заключено 6–7 тыс. факторинговых договоров. Это капля в море: в России свыше 180 тыс. предприятий розничной торговли, куда поставляет товары около 460 тыс. оптовиков (они в основном и являются потребителями факторинговых услуг). По данным Росстата, годовой оборот розницы превысил $430 млрд, показателя по оптовикам пока нет, но у них он обычно вдвое больше. В идеале все $860 млрд можно было бы "пропустить " через факторинг, пока же передаются объемы в 50 раз меньшие.

Постепенно сокращается разрыв между стоимостью классического кредитования и факторинга с регрессом, который еще два года назад был значительно дороже. Таким образом, финансирование под переуступку дебиторской задолженности довольно активно конкурирует с банковскими ссудами. Кроме того, в продуктовой линейке некоторых ФК стал появляться реверсивный факторинг, когда инициатива сделки исходит от покупателя, который заинтересован в поставке товара, но не имеет средств для его оплаты.

Продолжает развиваться еще одна тенденция, наметившаяся около трех-четырех лет назад, – вывод факторингового бизнеса из банков в специализированные компании. Это значительно упрощает управление процессом и позволяет увеличить ассортимент услуг.

Спорные моменты.

Закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" не упоминает факторинг в качестве объекта своего действия. В статье 825 Гражданского кодекса говорится, что договоры финансирования под уступку денежного требования могут заключать организации, имеющие соответствующее разрешение. В результате этой юридической коллизии регулированием факторинга занимается Банк России, но лишь по отношению к банкам, предоставляющим этот вид услуг в числе прочих .

Еще в 2006 году Минэкономразвития разработала поправки в Гражданский кодекс, отменяющие лицензирование факторинга.

В прошлом году документ приняли в первом чтении. Как надеются участники рынка, процесс ускорится и закон вступит в силу уже в 2009-м.

Но это только половина дела. Даже среди профессионалов нет единого понимания, что же считать факторингом. Необходим закон, который дал бы четкое определение явления и ликвидировал терминологическую путаницу. Например, зачастую кредитные организации, предлагающие услугу invoice discounting (финансирование под уступку дебиторской задолженности) позиционируют ее как full factoring (полный факторинг), включающий, помимо финансирования, управление рисками, информационно-аналитическое обслуживание и другой клиентский сервис. Большинство клиентов не понимают, почему один и тот же продукт имеет на рынке такой большой разброс по стоимости.

Существуют и другие сложности.

Так, зачастую официальная финансовая отчетность российских компаний не соответствует действительности. Из-за этого возникают большие трудности в оценке дебиторов и растут кредитные риски. Анализ, как правило, носит дистанционный характер и является очень трудоемким процессом, в котором используется неполная информация, полученная из разрозненных источников.

Кроме того, в большинстве банков и ФК в качестве документов, устанавливающих право требования, используются счета фактуры и товарные накладные. В случае если организация работает с несколькими десятками покупателей, учет операций становится очень громоздким. Решить проблему можно при помощи внедрения электронного документооборота, но считанные единицы из числа факторов пока имеют в своем арсенале подобные системы.

Возможно, многие проблемы удастся решить Ассоциации факторинговых компаний, созданной в июле 2007 года по инициативе Национальной факторинговой компании, МФК "Траст" и "Еврокоммерца". Новая структуры будет заниматься выработкой предложений по формированию нормативно-правовой базы, созданием правил поведения на рынке, оказанием информационно-консультативных услуг, подготовкой кадров. А также вести диалог с органами государственной власти и взаимодействовать со СМИ. Одна из важнейших целей – создание единой информационной базы дебиторов, призванной в значительной степени снизить риски ФК.

Кадровый вопрос.

На рынке факторинга по-прежнему ощущается недостаток профессионалов. Проблема отрасли заключается в том, что российская система высшей школы ни как не может наладить выпуск соответствующих специалистов. В результате в большинстве компаний образованием и повышением квалификации сотрудников занимаются прямо на рабочем месте путем передачи знаний новичкам более опытными сотрудниками. Такой процесс занимает неоправданно много времени.

Определенную помощь в подготовке персонала играют семинары и конференции. Однако систематических и последовательных знаний эти кратковременные мероприятия по обмену опытом дать не могут. К тому же компании по-разному подходят к бизнес-процессам, поэтому существующие разработки не являются универсальными и не пригодны для повсеместного внедрения. Большие отличия в системах вызывает также проблему адаптации специалистов при переходе из одной фирмы в другую.

Особенно остро кадровая проблема стоит в регионах, где практически невозможно найти готового специалиста по факторингу. Лидеры рынка, уже имеющие разветвленную филиальную сеть, вынуждены самостоятельно обучать сотрудников в провинции.

Некоторые наиболее крупные ФК пошли по пути открытия собственных образовательных центров либо сотрудничества с зарубежными вузами. Например, в МФК "Траст" совместно с бизнес-школой одноименного банка создана программа подготовки специалистов, предусматривающая очную и заочную форму обучения. Как минимум дважды в год каждый сотрудник участвует в тренингах на выездных семинарах, где подтверждает квалификацию.

Собственная программа повышения квалификации есть и у НФК. Она состоит из четырех ступеней. Первая – адаптационное обучение, целью которого является включение нового сотрудника в работу, на второй юристы и бухгалтеры улучшают свои знания, третья ориентирована на повышение эффективности сотрудников и совершенствовании управленческих навыков руководителей, четвертая ступень подразумевает участие в зарубежных конференциях, стажировку в международных факторинговых ассоциациях. Посылать сотрудников за границу намерен также "Еврокоммерц" – не исключено, что его менеджеры в ближайшем времени направятся в Лондонскую школу экономики.

Что будет с рынком в 2008 году?

Наталия Матюнина, старший вице-президент НОМОС-БАНКа :

– Российский рынок будет расти активными темпами и по итогам 2008 года достигнет $32,7 млрд. Доля Москвы в совокупном объеме финансирования под уступку прав требования постепенно будет снижаться. Причина этого явления заключается в увеличении активного спроса в регионах, в результате чего денежные потоки перераспределяются не в пользу столицы. Вырастет доля основных потребителей факторинговых услуг – предприятий малого и среднего бизнеса. Эти субъекты российской экономики получат в текущем году много новых продуктов. Мы также прогнозируем возрастание спроса на безрегрессный факторинг, объем которого в 2008 году должен увеличиться более чем в два раза.

Максим Солнцев, председатель правления СДМ-банка:

– Отечественный факторинг молодой и перспективный, хотя его совокупные объемы пока не сопоставимы с зарубежными показателями. Малый и средний бизнес развиваются в России очень активно, потребность в кредитовании крайне высока. По этой причине дебиторская задолженность становится существенным активом компаний, а источником ее финансирования все чаще выступают внешние заимствования, в первую очередь факторинг. Его популярность в 2008 году еще больше вырастет, так как бизнес постепенно становится более прозрачным, игроки стали доверять друг другу, многие осознали удобство данного инструмента. Усилится тенденция распространения его в регионы – многие факторы уже имеют развитые филиальные сети, на базе которых будут предлагаться новые продукты.

Андрей Сорокин, исполнительный директор ФК "Санкт-Петербург":

– В первую очередь ждем дальнейшего роста отрасли. По оптимистичным прогнозам, до $40 млрд. Надеемся также, что Госдума в 2008 году все-таки примет поправки к Гражданскому кодексу и устранит имеющиеся противоречия в законодательстве. Появятся специальные предложения для поставщиков крупных торговых розничных сетей. Усовершенствуются механизмы оказания факторинговых услуг клиентам банков, в том числе региональным лидерам. Большое внимание будет уделяться внедрению электронного документооборота. В частности, речь идет о программном обеспечении, позволяющем контактировать с клиентами в режиме реального времени.

Антон Мусатов, заместитель председателя правления НФК:

– Есть все основания полагать, что в 2008-м рынок приобретет более четкие и яркие границы. Крупные банки продолжат специализироваться на Invoice Discounting (финансировании без управления дебиторской задолженностью), а факторинговые компании начнут пробовать себя в Asset Based Finance, когда дополнительные средства от фактора можно получить, передав ему в управление активы. В ближайшем будущем на рынке появятся два совершенно новых продукта. Суть первого сводится к тому, чтобы финансировать не только реальные поставки, но и заказы, то есть деньги будут выделяться под уступку еще не возникших денежных требований. Второе предложение, известное в Европе как Conёrming, в отличие от классического факторинга ориентировано не на продавцов, а на покупателей – торговых сетей или крупных производственных предприятий.

Инна Иващенко, директор по развитию бизнеса "Стройкредит Факторинга":

– Факторинг продолжит заменять собой товарные кредиты. По итогам 2008 года 17–20% сделок по поставкам товаров с отсрочкой платежа могут быть замещены операциями по переуступке дебиторской задолженности. Продолжится коррекция числа игроков, что вполне соответствует мировой тенденции. Увеличится разрыв (особенно в IT-области) между лидерами и новыми небольшими компаниями. Цена входа в отрасль значительно вырастет, сохранится дефицит кадров. Ужесточатся требования к работе факторов со стороны клиентов, которые, оценив эффективность данной отрасли, уже начинают глубже изучать и постигать схемы обслуживания. Это приведет к улучшению качества и надежности предоставляемых услуг.

Людмила Климанова, директор по маркетингу МФК "Траст":

– Сохранятся те же тенденции, что и в 2007 году. А именно: высокие темпы развития, региональная экспансия, интерес к факторинговым компаниям инвесторов, диверсификация продуктовой линейки. Сегодня на рынке сложилась очень интересная ситуация, когда количество игроков весьма ограничено, и, вследствие этого, каждый может занять собственную нишу. Например, на территории России действует более тысячи конкурирующих друг с другом банков. В то же время факторов, работающих на отечественном рынке более или менее активно, по нашим данным, не более 35. И далеко не все из них являются конкурентами: есть компании, ориентированные, как и мы, на малый и средний бизнес, остальные же работают только с крупными клиентами.

Надежда Бурикова, заместитель директора департамента факторинговых операций Промсвязьбанка:

– Объем коммерческих кредитов в 2008 году возрастет, на факторинг придется около $40 млрд. Уверенность в оптимистическом сценарии развития рынка подтверждается все возрастающим интересом потребителей данного вида финансовых услуг. Кроме того, на рынок выйдут новые игроки, в том числе иностранные, а российские лидеры расширят продуктовую линейку, усовершенствуют сервисное обслуживание клиентов, разовьют технологии, усилят экспансию в регионы, а также повысят профессиональный уровень сотрудников и информированность потребителей о преимуществах финансирования под уступку денежного требования.

Михаил Амбарцумов, заместитель начальника управления факторинга Московского кредитного банка:

– Негативные тенденции на финансовых рынках, ряд кризисных событий с начала 2008 года в некоторых отраслях экономики станут катализатором для развития факторинга. Ожидается появление ряда дополнительных программ и сервисов. Изменениям подвергнется и рынок регрессного факторинга: он будет упорядочен и классифицирован по международным стандартам. Многие поставщики пересмотрят свою политику товарного кредитования и введут в статье затрат выплаты на покрытие кредитных рисков. К сожалению, количество факторов, предлагающих подобную услугу, пока невелико. Но именно этому небольшому количеству операторов предстоит направить вектор развития отрасли в сторону наиболее полного набора сервисов.

Александр Лабзенко, начальник отдела методологии "Системы Фактор":

– 2008-й станет годом начала сегментации рынка. Компании будут определять для себя наиболее привлекательные отрасли, группы клиентов, продукты, на которых и сконцентрируют свои усилия. Появятся совершенно новые услуги. Спрос частично сместится в сторону услуг без предоставления финансирования: наиболее активно разовьются комплексные страховые решения, когда фактор принимает на себя кредитные риски. Увеличится спрос на факторинг без регресса. Важной перспективой развития является приход агрессивных игроков, ориентированных на быстрый захват существенного сегмента и рост собственной капитализации в течение трех-четырех лет. Новички будут вынуждены привлекать лучших специалистов, что усилит и без того серьезный кадровый дефицит. Кроме того, многие наверняка задумаются о диверсификации источников фондирования и привлечении внешних инвесторов.

Источник: Финанс (Москва)
Автор: ОЛЕГ МАКСИМЕНКО


Статьи по теме

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies и обработкой данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.