Пограничное состояние.
«В целом в связи с геополитической и экономической ситуацией в стране мы отмечаем замедление платежей, а также рост интереса к факторингу как инструменту для быстрого пополнения оборотных средств», — подтверждает директор департамента факторинга банка «Петрокоммерц» Марина Трошина. Начальник банковского управления Металлинвестбанка Михаил Окунев добавляет, что первый квартал 2014 года показал, что в условиях сокращающегося предложения традиционного кредитования со стороны банковской системы факторинг для многих потенциальных клиентов становится практически единственной возможностью пополнения оборотного капитала.
При этом, несмотря на международные осложнения, наиболее бурно развивается международный факторинг. Начало этому тренду было положено в прошлом году. «В течение 2013 года мы наблюдали повышение спроса на международный факторинг как со стороны экспортеров, так и со стороны импортеров, — рассказывает генеральный директор ФК «Политекс» Владимир Емельянов. — Многие компании в своей деятельности так или иначе применяют внешнеторговые сделки, и спрос на международный факторинг продолжает устойчиво расти». Об этом же говорит и вице-президент, управляющий директор по факторингу Промсвязьбанка Виктор Носов: «2013 год стал выдающимся по темпам роста и превзошел все ожидания. Прирост в сравнении с 2012 годом составил порядка 160%». Хотя большая часть мирового факторинга приходится на Европу, у российского рынка имеется своя специфика. По данным FCI (Международной факторинговой ассоциации), в 2014 году больше половины российского оборота по импортному факторингу заняли операции с Юго-Восточной Азией — Китаем, Тайванем, Гонконгом, Японией.
Правда, в абсолютном выражении объем международного факторинга выглядит пока скромно: общая сумма по обороту всех игроков, по данным АФК, за прошлый год составила чуть более 40 млрд рублей. Из них 10 млрд рублей — оборот по экспортному факторингу, 30 млрд рублей — по импортному. Для сравнения: общий оборот по рынку факторинга в 2013 году составил 1,9 трлн рублей, то есть доля международного сегмента равнялась всего 1,8%, и в первом квартале этого года доля не изменилась, уверяют в АФК. Так же скромно выглядит доля России на мировом рынке факторинга: всего 2%. Впрочем, российский рынок международного факторинга сравнительно молод и имеет большой потенциал роста. Об этом говорили и на встрече российских факторов — членов FCI с представителями международной факторинговой ассоциации Factors Chain International в Москве в апреле 2014 года.
Теоретически международным факторингом может воспользоваться как крупный, так и средний и даже малый бизнес. Но пока на практике почти весь оборот импортного факторинга, занимающего большую долю рынка международного факторинга, приходится на клиентов из крупного бизнеса, комментирует Виктор Носов. Импортный факторинг применяется успешнее всего в отраслях FMCG (электробытовая техника, одежда и обувь, продукты питания и т.д.), где товарооборот носит регулярный характер. Компании-импортеры по факторингу получают отсрочку платежа от своих иностранных контрагентов. «Главное, чтобы внешнеторговый контракт компании был «факторабельным» — предусматривающим регулярные поставки, с отсрочкой платежа, с низким процентом возвратов и брака», — поясняет начальник отдела международного факторинга департамента структурированного финансирования ЮниКредит Банка Виктория Митрофанова.
Экспортный факторинг в России развит пока слабее. Это отчасти объясняется структурой российского экспорта. «Основные российские экспортеры, к которым относятся добывающие и перерабатывающие компании, не нуждаются в дополнительном финансировании или исключении риска неполучения выручки по контракту, — говорит коммерческий директор Национальной факторинговой компании (НФК) Корнелиу Робу. — Поэтому среднестатистический клиент по экспортному факторингу — это поставщик товаров массового (реже – промышленного) потребления в страны бывшего СССР».
Тем не менее крупные российские компании используют международный факторинг наравне с банковскими продуктами, такими как международное финансирование, кредитование и т.д. «Импортный факторинг — более простой инструмент в оформлении, — уверена Виктория Митрофанова. — Меньше затрат денег и времени по сравнению с аккредитивом, документы оформляются не на разовую сделку, а на весь период работы с поставщиком. Комиссия по факторингу ниже, чем по аккредитиву». Корнелиу Робу добавляет: основным плюсом международного, как и внутреннего, факторинга является то, что залоговым обеспечением является исключительно дебиторская задолженность.
По словам Владимира Емельянова, сегодня международный факторинг становится актуален для малых и средних предприятий, которые начинают внешнеторговую деятельность и применяют отсрочку платежа в расчетах. Для компаний этого сегмента часто недоступны другие инструменты финансирования экспорта и импорта — аккредитив, гарантии, экспортное финансирование от банков, которые ориентируются преимущественно на крупный бизнес. «Факторы лояльнее к клиентам, чем банки, что позволяет компаниям получить необходимое финансирование или защиту от риска неплатежа для своих международных поставок», — говорит эксперт. «Предприятия МСБ оказываются более мобильными в принятии решений и охотно пробуют новые банковские продукты, альтернативные консервативным аккредитивам или банковским гарантиям», — добавляет Леонид Култыгин, руководитель управления факторинга Альфа-банка.
Тем не менее говорить о широком использовании этого инструмента пока не приходится. Основное препятствие для развития международного факторинга —это несовершенство российского законодательства. Хотя какие-то подвижки в этой области есть. Так, в начале мая президент Владимир Путин подписал федеральный закон «О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА (Международного института унификации частного права. — «Профиль») по международным факторинговым операциям». Он вступит в силу в ноябре текущего года. «Это положительное событие и для рынка внутреннего факторинга, так как Конвенция в принципе регулирует отношения, возникающие при сделках факторинга», — говорит Виктор Носов.
«Надеемся, что после внесения необходимых изменений в Гражданский кодекс и валютное законодательство (для приведения в соответствие нормативной базы РФ к положениям Конвенции. — «Профиль») будут устранены коллизии между российским и международным правом, препятствующие развитию международного факторинга в нашей стране», — отмечает Виктория Митрофанова. Но, по мнению Владимира Емельянова, присоединение к Конвенции само по себе не создает особых преимуществ для развития международного факторинга. «Необходимо принятие целого ряда нормативных актов и поправок к действующему законодательству для того, чтобы ситуация изменилась», — считает эксперт. Однако наиболее важные законодательные изменения, ожидаемые рынком, все еще находятся в стадии утверждения и согласования на разных государственных уровнях. Среди них — возможность финансирования экспортеров в иностранной валюте, а также отказ от требования репатриации валютной выручки экспортером при получении факторингового финансирования от банка или факторинговой компании, говорит Виктор Носов. Именно по причине существующих ограничений в законодательстве РФ услуги по экспортному факторингу столь мало распространены. Кроме того, игроки сетуют на низкий уровень развития факторинга в странах СНГ, куда преимущественно экспортируют товары российские компании-клиенты. «Для установления лимита на покупателя необходимо, чтобы в стране, куда экспортируется товар, его проверил свой собственный фактор, — говорит Корнелиу Робу. — Такой сценарий существенно повышает вероятность получения факторинговых услуг для российских экспортеров. Но, увы, страны бывшего СССР не могут похвастаться высоким уровнем развития факторинга».
Конечно, не может не сказаться на рынке и внешнеполитическая ситуация. По словам Робу, пока сложно давать какие-то долгосрочные прогнозы — все зависит от того, как разрешится конфликт на Украине. «Дальнейший рост будет напрямую зависеть от двух факторов — от состояния российской экономики в целом и от развития ситуации вокруг Украины, в том числе от реакции западных стран», — уверяет эксперт.
По словам Леонида Култыгина, российские факторы могут столкнуться, в частности, с трудностями по установлению новых лимитов со стороны иностранных факторинговых компаний — членов FCI. Но пока никакой катастрофы эксперты не ждут, хотя и прогнозируют замедление рынка. «Высоких темпов роста рынка ждать в 2014 году не стоит – это подтверждают результаты первого квартала. Прирост по сравнению с 1 кварталом 2013 года составил около 30%, что кажется на первый взгляд высоким темпом роста. Но с нашей точки зрения — не для рынка со столь низкой базой. Поэтому динамику рынка в 2014 году ожидаем с крайне умеренным ростом, без резких скачков», — прогнозирует Виктор Носов. По словам других экспертов, прирост по итогам года ожидается на уровне 15—20%.
НАШИ ЭКСПЕРТЫ
Леонид Култыгин, руководитель управления факторинга Альфа-банка:
«Услуги по оказанию международного факторинга прежде всего интересны компаниям, занимающимся внешнеэкономической деятельностью в рамках долгосрочных контрактов. При этом главными условиями сотрудничества являются наличие отсрочки платежа по контракту, как правило, не превышающей 120 дней, а также регулярность поставок (отгрузок) при средней сумме поставки до $ 100 тыс. При работе по импортному факторингу у дебиторов есть возможность минимизировать кредитные и (или) страновые риски перед своими поставщиками путем получения факторингового покрытия от импорт-фактора, который гарантирует поставщику возврат выручки за поставленный товар (оказанные услуги). Стоимость услуг импортного факторинга сопоставима с условиями по платежным гарантиям или непокрытым аккредитивам. При работе по экспортному факторингу поставщики получают гарантию оплаты за поставленный товар или оказываемые услуги, а также получения финансирования от экспорт-фактора».
Виктор Носов, вице-президент, управляющий директор по факторингу Промсвязьбанка:
«Прошлый год стал выдающимся по темпам роста и превзошел все наши ожидания. По итогам 2013 года совокупный оборот Промсвязьбанка в международной факторинговой ассоциации Factors Chain International (FCI) составил 495,3 млн евро, что в 2,6 раза больше, чем в 2012 году. По итогам года мы продолжаем удерживать абсолютное лидерство по объемам международного факторинга среди российских участников: доля банка по сделкам экспортного факторинга составила 98,7%, по сделкам импортного факторинга — 56,3%. В 2013 году ассоциация признала Промсвязьбанк лучшим фактором среди российских участников рынка международного факторинга по качеству работы на протяжении последних пяти лет. Мы ведем постоянный диалог с представителями крупнейшей международной факторинговой ассоциации, обсуждаем текущую ситуацию на российском и международном рынках факторинга, тенденции, планы по развитию факторинга в целом. В апреле совместно с FCI организовали знаковое событие для международного рынка — рабочую встречу российских банков и Ассоциации факторинговых компаний с исполнительным комитетом (Executive Committee) и генеральным секретарем FCI Питером Малроем. Во встрече приняли участие представители крупнейших банков и факторинговых компаний из Китая, Турции, Италии, Австралии, Греции, Великобритании, Испании и Нидерландов. Мы отмечаем значительный рост интереса к продуктам международного факторинга. Среди наших клиентов представители и малого, и среднего, и корпоративного бизнеса. Тем не менее почти весь оборот рынка импортного факторинга реализовывается на клиентах сегмента крупного бизнеса. Импортный факторинг применяется успешнее всего в отраслях FMCG, где присутствует регулярный товарооборот на условиях отсрочки платежа, не превышающей 180 к. д. Экспортный факторинг популярен преимущественно у производителей, так как структура экспорта РФ в основном сосредоточена в сырьевом секторе. Экспортный факторинг используют клиенты всех сегментов. Если говорить об отраслях, то экспортным факторингом в Промсвязьбанке пользуются производители автозапчастей, химической, деревообрабатывающей, металлопрокатной продукции, текстиля и т.д.».
Источник: Профиль