Интервью с Виктором Верновым, генеральным директором «Лайф Факторинг».
– Как изменился рынок факторинга за первое полугодие 2014 года, какие события и тенденции вы бы выделили в качестве основных?
– В первом полугодии 2014 года мы отметили снижение темпов роста рынка факторинга. С нашей точки зрения, это обусловлено рядом причин. Одна из них – наступление периода «зрелости» рынка. В предыдущие годы взрывной рост можно было объяснить эффектом низкой базы, поэтому снижение темпов роста – вполне закономерная тенденция. Вторая причина – неблагоприятная экономическая и политическая конъюнктура рынков капитала. В третью очередь могу отметить ухудшение качества портфелей факторов и, как следствие, усиление требований к клиентам.
Если говорить о сегменте малого и среднего бизнеса, в котором мы занимаем лидирующие позиции, то на него повлияло в основном ухудшение рыночной среды.
– Ощущаете ли вы рост проблемных активов по итогам первого полугодия 2014 года? Изменились ли подходы компании к оценке рисков с начала 2014 года?
– Конечно, ситуация поменялась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом самым плохим сценарием для нас было бы не принимать это во внимание и не менять наши бизнес-процессы. Если говорить о первопричинах, то можно отметить две основные проблемные зоны: ухудшение качества факторинговых активов и снижение активности государства и крупных банков в части кредитования реального сектора экономики.
Для многих игроков первое полугодие 2014 года стало определяющим, ведь именно в стрессовых условиях любая компания должна уметь подстраиваться под ситуацию, принимать оперативные решения и перестраивать свои внутренние процессы. С нашей точки зрения, основную зону «турбулентности» в 2014 году мы уже преодолели, как за счет внедрения изменений в кредитную политику, регламенты и процессы, так и благодаря изменениям в политике привлечения заемных средств и диверсификации наших источников фондирования.
– Какова была динамика доли мошеннических запросов в 2013–2014 годах? Нет ли у вас опасений насчет активизации неблагонадежных клиентов на фоне замедления рынка факторинга и экономики в целом?
– Исходя из опыта других кризисных периодов, например, 2008 года, который наша компания успешно прошла, любое ухудшение экономической конъюнктуры сразу приводит к увеличению доли мошеннических заявок. Это неизбежный момент, которого мы ожидали еще с первого квартала. В первую очередь мы стали более пристально смотреть на входящий поток клиентов и отдавать приоритет тем, которые приходят по рекомендации от уже проверенных контрагентов. Если в прошлом году через фильтр системы риск-менеджмента проходила каждая вторая компания, то теперь наш approval rate приблизился к 25%.
Из потенциально положительных моментов можно отметить то, что в 2014 году государство сделало больший упор на внедрение современных технологий в предпринимательскую деятельность. Были введены универсальные передаточные документы, у предпринимателей появилась возможность подавать налоговую декларацию в электронном виде. Для нас внедрение подобных технологий не только позволяет сделать факторинговое обслуживание проще и перевести его полностью в электронный вид, но и в значительной мере повышает прозрачность процессов, то есть помогает минимизировать риск мошенничества. Сейчас мы работаем над повышением доли сделок с инструментами электронного документооборота в нашем портфеле.
– Ощущаете ли вы рост спроса на безрегрессный факторинг в первом полугодии 2014 года? Если да, то с чем связана эта тенденция?
– В части безрегрессного факторинга мы наблюдаем интересную тенденцию – с точки зрения спроса продукт по-прежнему имеет колоссальный потенциал. Большинство наших клиентов хотели бы пользоваться именно безрегрессом, так как он позволяет им застраховаться от риска неоплаты. Факторы же в первом полугодии 2014 года повышали требования к сделкам. Аппетит к риску в этом периоде стал более умеренным. Как следствие, доля безрегресса существенно не выросла.
Если говорить о нашем опыте, то фактический объем сделок по безрегрессному факторингу в «Лайф Факторинг» по сравнению с показателями 2013-го и особенно 2012 года вырос, однако темпы его роста были не столь значительными. Естественно, мы не забываем о возможностях продукта и думаем о том, как нарастить его долю в портфеле при поддержании адекватного уровня рисков.
– Изменилась ли стоимость фондирования для «Лайф Факторинг» в первом полугодии 2014 года?
– С начала 2014 года на рынке наблюдается увеличение стоимости фондирования. Конечно, это отразилось и на стоимости фондирования «Лайф Факторинг». Однако в текущем году стоимость фондирования как таковая в нашем сегменте может играть неглавную роль. На данный момент у нас есть несколько источников привлечения финансирования, и мы придаем огромное значение возможности диверсифицировать наш пассивный портфель сделок.
Убежден, что те компании, которые не приспособятся к текущим реалиям и не смогут адекватно фондировать свой бизнес, могут покинуть рынок уже в перспективе этого года.
– Какова прогнозная динамика факторинговых ставок на следующие 12 месяцев?
– Большого потенциала для увеличения ставок на текущий момент не предвидится, поскольку конкуренция на рынке все же возрастает, особенно из-за новых игроков, которые находятся на инвестиционной стадии и озабочены не столько ставками, сколько долей рынка и объемными показателями.
– Какой объем факторинговых операций в компании полностью оформляется посредством трехстороннего электронного факторинга? Каковы планы компании по развитию системы электронного документооборота?
– В начале 2014 года мы заключили партнерское соглашение с одним из провайдеров электронного документооборота, авторизованных Министерством связи и массовых коммуникаций. Сейчас тестирование технологии завершено, а наш совместный продукт Лайф.doc запущен в эксплуатацию. Мы рассчитываем полностью перевести на дистанционное обслуживание 20% наших текущих клиентов уже до конца года. Главная особенность данного продукта заключается в том, что воспользоваться им может каждый предприниматель, а не только клиенты факторинговой компании.
– Планируется ли в 2014–2015 годах расширять региональную сеть подразделений компании?
– Да, мы планируем выход на новые регионы. В данный момент мы ведем переговоры с банками-партнерами из материнской финансовой группы. По их результатам станет понятно, какие субъекты для нас представляют наибольший интерес.
– Как на тенденциях и объемах рынка факторинга отразилась политическая напряженность, усилившаяся в 2014 году?
– Если говорить о рынке в целом, то влияние пока не столь велико, хотя политическая напряженность в международной сфере нанесла ряд точечных ударов. Можно привести в пример экспортный факторинг, объемы которого в первом полугодии достаточно сильно снизились.
Товары сегментов fashion, luxury и подобные им также оказались под ударом, как из-за снижения объема трансграничных поставок, так и по причине снижения спроса. Сыграли свою роль и валютные риски, об этом поговорим чуть ниже.
Еще один пример – рынок мяса и птицы. Данный сегмент остается интересным для факторингового бизнеса из-за своей капиталоемкости и относительно коротких отсрочек. Для профессиональных участников рынка сейчас непростые времена: нет ясности с квотами, есть риски введения политически мотивированных запретов на продукцию из определенных стран.
Сделки же, ориентированные на внутренний спрос, особенно в ритейле, слабо подвержены политике.
– Ожидаете ли вы выхода на рынок новых Факторов в 2014–2015 годах? Если да, то каких?
– Такие ожидания есть. Несмотря на то, что выход Сбербанка на рынок факторинга является предметом слухов и спекуляций уже несколько лет, сейчас видны предпосылки того, что крупнейший банк страны всерьез задумывается о включении факторинга в палитру своих продуктов.
С другой стороны, мы ожидаем, что ряд игроков, в первую очередь небольших, может уйти с рынка по причине ухудшения его конъюнктуры.
– С чем связано решение «Лайф Факторинг» о покупке факторинговой компании «Финметрон»? Когда планируется завершить процесс ее присоединения?
– На принятие положительного решения повлияло несколько основных факторов. Во-первых, компания «Финметрон» всегда славилась своими инновационными финансовыми решениями, такими как конферминг. С нашей точки зрения, данный продукт будет очень востребован среди клиентов. Во-вторых, вместе с присоединением компании «Финметрон» мы стали сильнее на целую команду профессионалов. Сотрудники «Финметрон» смогли легко влиться в операционную среду «Лайф Факторинг», в том числе благодаря тому, что ценности наших компаний во многом очень схожи. Ну и третий, также немаловажный фактор – рост портфеля. В дальнейшем мы также планируем рассматривать подобные сделки, благо успешный опыт у нас уже есть.
– Расскажите, пожалуйста, о первых итогах партнерства компании с центром электронных торгов B2B-Center. В чем ключевые преимущества данного проекта?
– Наш проект с B2B-Center был запущен около года назад. Именно тогда мы заключили первое соглашение и начали готовить технологическую «почву» для реализации проекта. Суть заключается в том, что клиенты B2B-Center могут оставить заявку, получить финансирование и одобрение на лимит в рамках единого окна. Проект был запущен в эксплуатацию в январе 2014 года, на данный момент услугами факторинга через систему электронных торгов воспользовались 84 компании. Совокупный объем финансирования, запрошенный ими, составил порядка 400 млн рублей.
Нас очень радуют первые результаты проекта, а также то, что спрос на данную услугу увеличился почти вдвое по сравнению с первым кварталом.
– Дайте, пожалуйста, ваш прогноз развития рынка факторинга в 2014–2015 годах.
– Я считаю, что факторинг будет развиваться быстрее, чем рынок кредитования, как минимум в перспективе трех лет. Если экономическая ситуация будет ближе к рецессии, то рынок в 2015 году вырастет в пределах 10–15%. Если же ситуация стабилизируется, то мы снова будем ориентироваться на показатели 30% и выше. В любом случае, потенциал рынка не исчерпан, поэтому снижения объемов не предполагается.
Говорить о насыщении сегмента малого и среднего бизнеса тоже пока нельзя. Я убежден в том, что темпы роста факторинга для МСБ будут превышать общую динамику рынка. Мы ориентируемся на прирост 30–40% по сравнению с прошлым годом.
Источник: Эксперт РА