Новый Портал об услугах нашей факторинговой компании. Перейти

Отсрочка платежа! Финансируем легко и просто!

Подводные камни факторинга в Беларуси: почему у нас не как у людей?

19.09.2014

- Нужно понимать, что факторинг для банка – это непрофильная операция, на развитие которой затрачиваются большие ресурсы, как человеческие, так и материальные, - рассуждает эксперт. - Факторинг – это отдельно взятый продукт и по-другому быть просто не может. Кроме того, намного легче работать на рынке, когда ты один из многих а не просто – один в своем роде. Если бы в нашей стране факторинг сформировался как бизнес, это бы способствовало развитию рынка, повышению конкуренции и созданию более благоприятной среды для его дальнейшего развития.

По белорусскому законодательству создать факторинговую компанию также непросто, как и банк. Уставной фондтакой организации должен составлять 5 млн евро. К тому же нужно получить банковскую лицензию. В принципе, по мнению Русланы Клевжиц, это мешает развитию факторинга как бизнеса по аналогии с Российской Федерацией. С одной стороны, понятно, что фактор несет большую ответственность и должен иметь соответствующее обеспечение, но все же планка для белорусского рынка слишком высока.

- В России на рынке факторинга работают и банки, и факторинговые компании. Создавая друг другу конкуренцию, они стимулируют развитие рынка, - подчеркивает спикер.

Среди белорусских банков, по словам эксперта, лишь единичные игроки рассматривают факторинг как направление бизнеса. При этом в каждом банке наверняка могут сделать договор факторинга, но не более того. Понятие факторинга как бизнеса в республике нет.

При этом даже в банках, в которых есть правильное понимание факторинга, есть свои сложности с его развитием.

- Мы постоянно сталкиваемся с низкой осведомленностью субъектов хозяйствования о том в чем разница между кредитом и факторингом. Представители малого и среднего бизнеса, как правило, не понимают, какие преимущества они могут получить, отдав предпочтение именно факторингу. Очень часто обращаясь в банк, клиент сам до конца не знает, что нужно его бизнесу, и он просто просит у банка денег: дайте, много, быстро и дешевле, - приводит пример Руслана Клевжиц.

Кроме того, по ее словам, на внутреннем рынке банк может предлагать клиенту только факторинг с правом регресса. Это, конечно же, дает клиенту по сути повод говорить о том, что ему все равно придется возвращать долг банку (в случае неплатежеспособности покупателя, например) и это никакими другими преимуществами не замажешь.

- Если бы у нас была возможность работать с факторингом без права регресса, а именно выкупать у клиента задолженность и работать с ней своими силами, предоставив возможность клиенту заниматься своей профильной активностью – производством или оптовой торговлей, это был бы очень мощный стимул для развития факторинга. Однако, у нас очень не развитый финансовый рынок. По сути, какую-то активность проявляют только банки и страховые компании, которые периодически «гремят» вопросами своего финансового состояния. Года 4 назад мы разговаривали со страховыми компаниями по поводу возможности разделения наших рисков 50 на 50 при работе по факторинговым схемам. Кроме того мы предлагали создать коллекторскую организацию, которая будет заниматься сбором дебиторской задолженности, - поясняет банкир.

Само по себе белорусское законодательство не мешает заниматься факторингом и его не нужно менять.

- Хотелось бы его немного дополнить, - высказывает пожелания банкир. - Только у нас факторинг понимается как узкая банковская услуга. На Западе в это понятие входит комплекс услуг: банковских, страховых, коллекторских.

К слову, вчитываясь в наше законодательство, это понять можно разве что косвенно, исходя из того, что помимо дисконта при факторинге могут взиматься и другие платы за оказание услуг.

- Было бы очень хорошо, если бы Беларусь ратифицировала конвенцию о международном факторинге УНИДРУА, что сделала Россия в 2014 году. Это поможет отойти от узкого косноязычного понимания факторинга как финансирования под уступку дебиторской задолженности, - отмечает Руслана Клевжиц.

Как оказалось, есть трудности в развитии не только внутреннего, но и международного двухфакторного факторинга, ведь такого понятия даже нет в законодательстве.

- При осуществлении финансирования в рамках международного двухфакторного факторинга мы создаем 100% резерв. Это не правильно, - считает эксперт.

Вопросов, несомненно, много, но с чего-то нужно начинать. Потенциал такой финансовой операции как факторинг очень велик и для белорусского рынка. Остается надеяться, что найдутся силы для его реализации.

Юлия Локоткова

 

Источник: Myfin.by


Статьи по теме

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies и обработкой данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.