Новый Портал об услугах нашей факторинговой компании. Перейти

Управление. Финансирование. Безопасность.

Фактор санкций.

25.09.2014

При этом перспективы для развития факторинга весьма радужные: в 2013 г. факторингом было охвачено лишь 2,7% непросроченной дебиторской задолженности в стране. Это притом что в развитых государствах Европы данный показатель "стартует" от 9%. Следовательно, имеется потенциал как минимум для двукратного роста. "Предположим, что эти 2,7% являются "классическими" сегментами факторинга, но остается еще 97%. Конкуренция в сегменте торгового факторинга сегодня действительно крайне высока, но это нормально и создает условия, при которых рынок вынужден смотреть на новые сегменты: промышленные предприятия, госзаказ, - рассуждает Антон Мусатов. - Остальные рыночные сегменты достаточно малы, и проникновение в них факторинга не способно существенно сказаться на динамике рынка. Безусловно, выход факторинга в госзаказ и промышленность изменит рынок, прежде всего по оборачиваемости портфеля". По данным статистики, за последние четыре года оборот рынка факторинговых услуг в стране вырос более чем в шесть раз, а клиентская база увеличилась почти в три раза. "Рынок уже достиг такой зрелости, когда все крупные компании из традиционных для факторинга отраслей обслуживаются у "своего" фактора. Но расти как-то надо, поэтому многие банки, оказывающие услуги факторинга, начинают посматривать в сторону весьма для них специфического сегмента МСБ, работа с которым сопряжена с более высокими рисками и потому требует специальной факторинговой системы риск-менеджмента", - поясняет коммерческий директор Национальной факторинговой компании (НФК) Корнелиу Робу. Конечно, риски выше, но и потенциальная прибыль, а также возможность увеличить свою долю рынка - больше. Причем эксперты считают, что за счет работы с малыми и средними предприятиями обороты факторингового бизнеса в РФ можно увеличить еще как минимум в два раза в денежном выражении. Хотя на этом пути есть и определенные сложности. В первую очередь они связаны с тем, что значительная часть предприятий МСБ, которая теоретически могла бы быть заинтересована в работе с факторами, находится в так называемой серой зоне, и поэтому адекватно оценить платежеспособность контрагентов зачастую очень сложно.

Без "дор блю"

Но не было счастья, да несчастье помогло: санкции РФ в отношении импортеров из США, Канады и стран Евросоюза способны подстегнуть спрос на услуги факторинга, так как многие розничные сети переориентируются на отечественных поставщиков. "В том случае, если это будет долгосрочной мерой, рано или поздно остро встанет вопрос об импортозамещении, и тогда, во-первых, производители и поставщики, с высокой долей вероятности, смогут рассчитывать на поддержку инвестиционных проектов со стороны государства, во-вторых, бизнес станет расти, даже несмотря на то, что в целом уровень потребительского спроса, возможно, будет ниже", - говорит Корнелиу Робу. Естественно, с ростом бизнеса увеличится и спрос на услуги факторинговых компаний и банков, причем по преимуществу на услуги безрегрессного факторинга как продукта, позволяющего исключить риск неполучения выручки. Теоретически введение санкций действительно может помочь отечественным производителям продуктов питания, но не стоит забывать, что значительная часть продукции для того же сельского хозяйства идет из-за границы. Удастся ли заместить ее продукцией российских поставщиков или производителей из тех стран, которые не попали под санкции, - большой вопрос. Если нет, то рынок факторинга не ждет в этом сегменте ничего хорошего, так как объемы будут падать, равно как и платежеспособный спрос - из-за закрытия каналов зарубежного финансирования.

Есть и куда более категоричная точка зрения: длительное действие санкций способно вовсе "убить" значительную часть операторов факторингового рынка в России, ведь свыше 80% всего факторинга охватывало импортируемую продукцию. Хотя на смену могут прийти те же поставщики из Аргентины или Бразилии, но для того, чтобы с ними работать, необходимо в значительной степени изменить систему оценки рисков, наладить контакты. Все это может занять не один месяц. То, что санкции способны стать драйвером падения оборотов на факторинговом рынке даже в краткосрочной перспективе, видно из статистических данных последних месяцев. В связи с санкциями оборот международного факторинга российских банков снизился впервые за четыре года. Иностранные покупатели менее охотно приобретают российские товары, а значит, и потребность в экспортном факторинге снижается. Кроме того, в сложившейся непростой политической и экономической ситуации зарубежные банки опасаются предоставлять лимиты компаниям, поставляющим товары в нашу страну. Следовательно, под угрозой обвала находится в том числе и сегмент импортного факторинга.

Эффект Китайской стены

Если рассматривать иные направления роста, а не рассчитывать на положительный эффект от санкций, то в первую очередь следует обратить внимание на госсектор. "Возвращаясь к вопросу о санкциях, которые спровоцировали дефицит с ликвидностью, не раскрою никакого секрета, отметив, что это коснулось всех, не только частного бизнеса. В такой ситуации государство может наконец поторопиться с разрешением законодательной коллизии, запрещающей третьим лицам уступать дебиторскую задолженность, возникшую после оказания услуг или реализации товара на условиях отсрочки платежа государственным компаниям", - отмечает Корнелиу Робу. На сегодняшний день фактор не может вклиниваться в цепочку покупатель-продавец, если покупателем выступает госкомпания. Учитывая колоссальные объемы контрактов, которые идут по госкомпаниям, это может стать серьезным стимулом и даже катализатором для взрывного роста рынка факторинга в России. Но пока законодательные ограничения серьезно тормозят применение факторинга в подобного рода сделках.

Другими кандидатами в потенциальные клиенты могут стать нефтяные компании и коммерческие структуры, которые оказывают услуги или снабжают товарами компании, занимающиеся капитальным строительством и ремонтом. Но здесь есть особенность, присущая игрокам этого сектора: они слишком крупные, чтобы связываться с дополнительными схемами финансирования поставок. Хотя, с другой стороны, с финансовой арендой - лизингом они работают уже достаточно давно и, как говорится, не гнушаются подобных инструментов, несмотря на размеры своего бизнеса. Не исключено, что факторов не хотят пускать на этот рынок из-за не совсем прозрачных схем, там применяющихся. Ни для кого не секрет, что многие нефтяники и крупные строительные холдинги пользуются услугами аффилированных структур, схемы взаиморасчетов с которыми - тайна за семью печатями, и допускать туда третью сторону никто наверняка не захочет.

Незнание не освобождает от дебиторки

Несмотря на то, что услуга факторинга предлагается на нашем рынке уже много лет, для отдельных компаний это своего рода терра инкогнита: руководители таких компаний если и слышали о факторинге, то слабо представляют себе, что это такое. Корнелиу Робу как раз и указывает на недостаточную осведомленность покупателей - клиентов НФК о том, что такое факторинг. Многие дебиторы просто-напросто отказываются подписывать уведомление, ограничивая, таким образом, своего поставщика в получении услуг факторинговой компании. "Кроме того, по-прежнему остается актуальным низкое качество знания о факторинге в принципе, то есть, так или иначе, об этих услугах знают все, а вот чем факторинг с регрессом отличается от факторинга без регресса - немногие", - добавляет эксперт. С другой стороны, в некоторых отраслях, где есть желание всех трех сторон (фактор, поставщик, покупатель) использовать факторинг, существуют законодательные ограничения. Яркий пример - это производители и дистрибьюторы алкогольной продукции, ставшие "жертвой" федерального закона №171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".

В каждой отрасли свои обычаи

делового оборота: для кого-то, например, неприемлемо появление третьей стороны в отношениях поставщик-покупатель. "Кроме того, в каких-то отраслях может просто не быть культуры предоставления отсрочки платежа, или она слишком длинная, или, наоборот, короткая для факторинга", - отмечают в НФК. В первом случае это высокие риски для фактора, способы управления которыми, так или иначе, придется находить. Например, в сельском хозяйстве отсрочки могут превышать 180 дней, но НФК смогла найти компромиссное решение и предложить услуги, удовлетворяющие потребностям компаний из этой отрасли. Во втором случае встает вопрос целесообразности использования факторинга для поставщика. Но, с другой стороны, рано или поздно в тех отраслях, где отсрочка невелика (7-14 дней), а оборачиваемость товара в два и более раз длиннее, чем предоставляемая отсрочка, рынок начнет просить ее увеличения, и тогда факторам также придется находить решения для этих отраслей.

Драйвер падения

"В ближайшие годы российский рынок факторинга должен выйти на качественно новый виток. Это затронет фактически все значимые параметры рынка, ведь развитие - это не только рост факторингового портфеля. 2014-2015 гг. "протестируют" политику рисков факторов в реальных условиях", - подчеркивает Антон Мусатов. В течение трех-пяти лет электронный документооборот станет преобладающим правилом, хотя сейчас его использует весьма ограниченное число компаний. Факторы будут открывать новые сегменты применения факторинга. Так что в ближайшие пять-десять лет говорить о достижении "потолка" рынка преждевременно, хотя динамика прироста будет иметь весьма высокую волатильность.

Серьезным испытанием для рынка может стать "война санкций", которая, с одной стороны, способствует росту внутреннего производства, а с другой - ограничивает возможности привлечения "длинных" денег и ломает складывавшиеся годами деловые связи со странами Западной Европы и США. Сейчас можно долго рассуждать, как именно скажутся санкции на рынке факторинга в среднесрочной перспективе. Да и сложно сказать, сколько вообще продлятся эти санкции. На днях чиновники в Вашингтоне не исключили, что в самое ближайшее время часть санкций может быть отменена. Но будет ли это решение обоюдным, сказать пока никто не может. Также нельзя спрогнозировать, сумеют ли отечественные сельхозпроизводители хотя бы частично заместить импортную продукцию. В надежности поставщиков из Латинской Америки тоже имеются сомнения. Однозначно можно утверждать только то, что на фоне экономической нестабильности единственным драйвером для рынка факторинга способны стать предприятия МСБ и госсектор.

Виктор Вернов, генеральный директор компании "Лайф Факторинг":

"В нашем портфеле, учитывая специализацию компании на обслуживании малого и среднего бизнеса, находится разнообразный спектр представителей различных направленностей бизнеса. Начиная с наиболее популярных, таких, как производители и поставщики товаров в адрес торговых сетей, и заканчивая более узкими направлениями, связанными с предоставлением услуг для ряда крупных организаций, в частности, услуг по рекламе, грузоперевозкам, охране объектов. Из относительно новых, но быстроразвивающихся сегментов можем также отметить бизнесы, связанные с онлайн-торговлей товарами народного потребления. Сейчас мы активно сотрудничаем с рядом крупных интернет-дистрибьюторов и считаем это партнерство взаимовыгодным. Тренд на появление спроса на "факторинг услуг" отчасти обусловлен как распространением практики передачи на аутсорсинг крупными компаниями закупочных и иных процессов, с одной стороны, так и введением в практику работы более длительных отсрочек платежей вместо работы сразу в "деньги", с другой стороны. Для подобных компаний инструмент факторинга становится достаточно удобным, а самое главное, быстрым источником пополнения оборотных средств и получения более управляемого процесса оплаты со стороны заказчика. Так, в нашей продуктовой линейке специально присутствует такой продукт, как управление дебиторской задолженностью, который позволяет нашим клиентам структурировать оплаты от заказчиков, при этом, при отсутствии необходимости, они будут иметь возможность пользоваться данным продуктом, даже если нет дополнительного факторингового финансирования".

Максим Логвинов

Источник: КОмпания


Статьи по теме

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies и обработкой данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.