115583, г. Москва, ул. Елецкая, д. 8 к. 2
Наши социальные сети:

Уступите – это выгодно!

23.04.2008

А вот о факторинге наши бизнесмены мало что знают. И неудивительно: этот продукт финансового рынка, известный на Западе лет сто, в нашей стране только начинает развиваться. Зато – в геометрической прогрессии. Распробовали, что называется.

Если по-умному, то факторинг – это услуга по уступке дебиторской задолженности для получения финансирования или без такового с одной из следующих целей: управление и учет дебиторской задолженностью, сбор дебиторской задолженности и покрытие риска.

Если по-простому, то выглядит это так: Иванов продает Петрову товар на 100 рублей с отсрочкой платежа, а факторинговая компания "Ромашка", с которой у Иванова договор, выплачивает ему сразу авансовым платежом примерно 90 рублей. А из тех ста рублей, что компания после взыщет с Петрова, она вернет Иванову остальное, но за вычетом своих процентов.

Хорошо всем: Иванову – потому что деньги он получит сразу и может тут же пустить их в оборот, "Ромашке" – потому что она получит свою комиссию. Петрову тоже хорошо – платеж-то отсроченный, хотя ему в принципе все равно, кому платить.

Факторинг или кредит?

Людмила Климанова, директор по маркетингу Межрегиональной факторинговой компании "Траст", убеждена, что малый и средний бизнес – основной рынок для факторинговых компаний, которые обладают известными преимуществами в управлении дебиторской задолженностью. Во-первых, им проще осуществлять учет платежей, оформление и обработку счетов. Во-вторых, сбор долгов – это особый бизнес, который требует специального опыта и знаний. Небольшой фирме может быть просто не по карману нанять или подготовить специализированного кредитного менеджера. Соответственно, многие компании, относящиеся к малому и среднему бизнесу, работающие в отраслях, где действует множество мелких производителей и розничных продавцов, не связанных между собой длительными устойчивыми связями, предпочитают пользоваться услугами факторинговых компаний, особенно сейчас, когда стало крайне модно выводить за пределы компании любую непрофильную деятельность.

К тому же очевидно, что именно малый и средний бизнес испытывает проблемы с твердым залогом для того, чтобы получить кредитование.

Когда банк выдает кредит, он оценивает способность компании выплачивать проценты по кредиту и для обеспечения возврата выданной суммы берет в залог имущество. И как показывает практика, сумм, выданных по кредиту в рамках платежеспособности фирмы, не хватает для поддержания устойчивого роста компании. При факторинге же можно получить доступ к финансовому ресурсу, используя платежеспособность дебиторов.

Отличие кредитной линии по факторингу от банковского кредита в том, что эта кредитная линия является "абсолютной", т.е. увеличивается вместе с ростом объемов продаж.

Считать, что между обычным кредитом и факторингом, в сущности, нет никакой разницы, было бы заблуждением. Это все равно, что сравнивать апельсины с яблоками. У факторинга и кредита разные механизмы пополнения оборотных средств, различный уровень контроля и возможностей.

А вообще, кому он нужен, этот факторинг? Отраслей, которым он точно не нужен, не так много: тяжелое машиностроение, строительство, драгметаллы, скоропортящиеся продукты. Зато всем остальным факторинг очень даже может пригодиться.

Почувствуйте разницу

Л. Климанова отмечает следующие преимущества факторинга перед банковским кредитом:

  1.  Этот банковский продукт включает в себя дополнительные услуги, такие, как управление дебиторской задолженностью и страхование рисков несвоевременного платежа/неплатежа.
  2.  Не требуется залог и поручитель.
  3.  Не нужно формировать пакет документов, отражающих финансовое состояние.
  4.  Финансирование увеличивается пропорционально росту продаж.
  5.  Лимит устанавливается на основании анализа дебиторов.

К недостаткам факторинга можно отнести:

  1.  Факторинг дороже, чем кредит.
  2.  Используется только для пополнения оборотных средств предприятия.

Есть еще несколько факторов, на которые стоит обратить внимание, если вы решились воспользоваться факторингом.

  1. Некоторые факторинговые компании зачастую на переговорах не доводят до клиентов некоторых существенных условий, которые не отражены в договоре, таких, как дополнительные требования к документообороту, наличие верификации поставок и т.д.
  2. Вас не проинформировали о критериях отбора покупателей. Например, клиент, с которым вы работаете не первый год, оказался неподходящим для факторинговой компании или банка.
  3. Тарифы факторинговых компаний сложны для восприятия. Случается, что через полгода работы клиент факторинговой компании понимает, что реальные затраты на факторинг значительно выше, чем предполагалось во время переговоров.

Елена Лазина

Источник: Деловая пресса


Поделиться в социальных сетях:

Статьи по теме

Оборот российского рынка факторинга в сегменте МСБ в 1 полугодии 2015 года составил 133 миллиарда рублей
23.09.2015

Ассоциация факторинговых компаний (АФК) при поддержке ОАО «МСП Банк» провела очередной сбор статистических показателей деятельности российских Факторов в сегменте малого и среднего бизнеса (МСБ) по итогам...

Состоялось первое заседание рабочей группы АФК по законотворческой деятельности
18.09.2009

16 сентября в помещении Банка "Возрождение" (ОАО) состоялось первое заседание рабочей группы Ассоциации факторинговых компаний по законотворческой деятельности.
В заседании принимали участие представители...

Газпромбанк внедряет факторинг для поставщиков торговых сетей.
09.11.2010

Газпромбанком внедрена программа факторингового обслуживания поставщиков торговых сетей. В рамках специального предложения комиссия за факторинговое обслуживание составляет от 7,75% годовых, а срок предоставления...