Уступите – это выгодно!
А вот о факторинге наши бизнесмены мало что знают. И неудивительно: этот продукт финансового рынка, известный на Западе лет сто, в нашей стране только начинает развиваться. Зато – в геометрической прогрессии. Распробовали, что называется.
Если по-умному, то факторинг – это услуга по уступке дебиторской задолженности для получения финансирования или без такового с одной из следующих целей: управление и учет дебиторской задолженностью, сбор дебиторской задолженности и покрытие риска.
Если по-простому, то выглядит это так: Иванов продает Петрову товар на 100 рублей с отсрочкой платежа, а факторинговая компания "Ромашка", с которой у Иванова договор, выплачивает ему сразу авансовым платежом примерно 90 рублей. А из тех ста рублей, что компания после взыщет с Петрова, она вернет Иванову остальное, но за вычетом своих процентов.
Хорошо всем: Иванову – потому что деньги он получит сразу и может тут же пустить их в оборот, "Ромашке" – потому что она получит свою комиссию. Петрову тоже хорошо – платеж-то отсроченный, хотя ему в принципе все равно, кому платить.
Факторинг или кредит?
Людмила Климанова, директор по маркетингу Межрегиональной факторинговой компании "Траст", убеждена, что малый и средний бизнес – основной рынок для факторинговых компаний, которые обладают известными преимуществами в управлении дебиторской задолженностью. Во-первых, им проще осуществлять учет платежей, оформление и обработку счетов. Во-вторых, сбор долгов – это особый бизнес, который требует специального опыта и знаний. Небольшой фирме может быть просто не по карману нанять или подготовить специализированного кредитного менеджера. Соответственно, многие компании, относящиеся к малому и среднему бизнесу, работающие в отраслях, где действует множество мелких производителей и розничных продавцов, не связанных между собой длительными устойчивыми связями, предпочитают пользоваться услугами факторинговых компаний, особенно сейчас, когда стало крайне модно выводить за пределы компании любую непрофильную деятельность.
К тому же очевидно, что именно малый и средний бизнес испытывает проблемы с твердым залогом для того, чтобы получить кредитование.
Когда банк выдает кредит, он оценивает способность компании выплачивать проценты по кредиту и для обеспечения возврата выданной суммы берет в залог имущество. И как показывает практика, сумм, выданных по кредиту в рамках платежеспособности фирмы, не хватает для поддержания устойчивого роста компании. При факторинге же можно получить доступ к финансовому ресурсу, используя платежеспособность дебиторов.
Отличие кредитной линии по факторингу от банковского кредита в том, что эта кредитная линия является "абсолютной", т.е. увеличивается вместе с ростом объемов продаж.
Считать, что между обычным кредитом и факторингом, в сущности, нет никакой разницы, было бы заблуждением. Это все равно, что сравнивать апельсины с яблоками. У факторинга и кредита разные механизмы пополнения оборотных средств, различный уровень контроля и возможностей.
А вообще, кому он нужен, этот факторинг? Отраслей, которым он точно не нужен, не так много: тяжелое машиностроение, строительство, драгметаллы, скоропортящиеся продукты. Зато всем остальным факторинг очень даже может пригодиться.
Почувствуйте разницу
Л. Климанова отмечает следующие преимущества факторинга перед банковским кредитом:
- Этот банковский продукт включает в себя дополнительные услуги, такие, как управление дебиторской задолженностью и страхование рисков несвоевременного платежа/неплатежа.
- Не требуется залог и поручитель.
- Не нужно формировать пакет документов, отражающих финансовое состояние.
- Финансирование увеличивается пропорционально росту продаж.
- Лимит устанавливается на основании анализа дебиторов.
К недостаткам факторинга можно отнести:
- Факторинг дороже, чем кредит.
- Используется только для пополнения оборотных средств предприятия.
Есть еще несколько факторов, на которые стоит обратить внимание, если вы решились воспользоваться факторингом.
- Некоторые факторинговые компании зачастую на переговорах не доводят до клиентов некоторых существенных условий, которые не отражены в договоре, таких, как дополнительные требования к документообороту, наличие верификации поставок и т.д.
- Вас не проинформировали о критериях отбора покупателей. Например, клиент, с которым вы работаете не первый год, оказался неподходящим для факторинговой компании или банка.
- Тарифы факторинговых компаний сложны для восприятия. Случается, что через полгода работы клиент факторинговой компании понимает, что реальные затраты на факторинг значительно выше, чем предполагалось во время переговоров.
Елена Лазина
Источник: Деловая пресса