Новый Портал об услугах нашей факторинговой компании. Перейти

Интервью с Виктором Носовым, вице-президентом и управляющим директором по факторингу ПАО «Промсвязьбанк»

06.03.2015

Если говорить об отрицательных аспектах, то основным из них стал значительный рост стоимости ресурсов для бизнеса. Это не могло не сказаться на наших клиентах. Уже есть клиенты, бизнес которых закрывается, поскольку он стал нерентабелен. Сегменту МСБ сейчас очень нелегко.

– Насколько существенно выросли факторинговые ставки для среднего и крупного бизнеса?

– Ставки по рынку выросли очень ощутимо. Причем бизнесмены реагировали на рост ставок по-разному. Многие надеялись, что Банк России быстро снизит ключевую ставку. Этого не произошло, и ставки в среднем по рынку достигали 30%. Сейчас они немного снизились.

– В кризис 2008–2009 годов Факторы столкнулись с массовым переходом клиентов на предоплату. Наблюдается ли сейчас такая тенденция?

– Да, такая тенденция существует. В конце года несколько торговых сетей подтвердили нам, что с рядом контрагентов начали работать по предоплате. Дело в том, что в ситуации, когда поставщик получает ставку по факторингу порядка 30% годовых, он транслирует в сети информацию о повышении стоимости на свою продукцию, и сетям при условии наличия свободных денег, конечно же, выгоднее вносить предоплату.

– Насколько удалось отыграть негативное влияние эмбарго на импорт отдельных видов продукции в Россию? Начал ли работать принятый курс на импортозамещение?

– Факторинг в Белоруссии мы запустили как раз для наших импортеров. Мы помогаем таким образом заменить импорт из стран, попавших под «продуктовые санкции». Первый наш клиент – крупнейший импортер сыров – больше не закупает продукцию на Западе, а осуществляет закупки в Белоруссии.

Но в масштабах России импортозамещение пока работает не так хорошо, как хотелось бы. Санкции, конечно же, привели к потере значимых объемов рынка.

– Как на объемах рынка и на динамике факторингового бизнеса Промсвязьбанка сказалось ослабление курса рубля?

– Последствия падения рубля рынок факторинга ощутит в первом квартале 2015-го, когда у сетей закончатся деньги. Покупательная способность наших граждан уменьшилась: покупать стали меньше и умереннее. Дневная выручка сетей резко падает, а стоимость аренды растет, так как она зачастую номинирована в долларах. Это в конечном итоге приведет к тому, что сети будут либо оптимизировать свою географию, либо дефолтиться. В результате спрос на факторинг значительно упадет.

Пока усиленно продолжает работать только сегмент продовольствия. Думаю, что в ближайшие несколько месяцев основной спрос на факторинг будет именно со стороны этого сегмента рынка.

– Многие Факторы на протяжении 2014 года «закручивали гайки» в системах контроля за рисками. Правильно ли я понимаю, что в декабре «гайки закрутились» еще туже?

Я неоднократно подчеркивал, что мы «закрутили гайки» еще после кризиса 2008 года. Грамотно выстроенная система риск-менеджмента позволяет нам иметь факторинговый портфель высокого качества. Конечно, в декабре никто не знал, что будет с рублем, что будет со ставками, что будет с нашими клиентами, поэтому всем Факторам без исключения пришлось сильнее «закрутить гайки». Сейчас, с оглядкой на «самочувствие» клиентов и платежную дисциплину дебиторов, мы постепенно их «откручиваем».

– Какова динамика проблемных активов по итогам 2014 года?

– Глобальных проблем на рынке пока нет, но я уверен, они проявятся в ближайшем будущем. Я думаю, проблемные активы и по рынку, и в Промсвязьбанке будут показательны по состоянию на 1 апреля.

– Каковы перспективы развития факторингового направления Промсвязьбанка и рынка факторинга в целом в 2015 году? Какие потенциальные точки поддержки рынка вы бы выделили?

– По нашим прогнозам, рынок сожмется не менее чем на 20%. Если санкции ужесточат, то рынок может упасть и на 40, и на 50%. Поводов для оптимистичных прогнозов пока крайне мало.

По моему мнению, основные задачи на 2015 год для всех Факторов – управление рисками, борьба за правильных клиентов и за сохранение портфеля и доли рынка. Боюсь, что в такой же парадигме рынок будет существовать и в 2016 году.

Я считаю, что в таких условиях Факторы должны стараться диверсифицировать свой бизнес. Мы на этот год ставим для себя задачи по увеличению числа сделок через ЭКСАР, развитию факторинга в Белоруссии и в Казахстане, выходу еще на один зарубежный рынок – в страну, не входящую в СНГ. Кстати, сейчас обсуждаются поправки в закон о валютном регулировании. Если их примут, Факторы смогут предоставлять компаниям-резидентам финансирование в валюте. Принятие этих поправок должно стимулировать рост экспортного факторинга. Уже сейчас у нас есть потенциальные клиенты, которые не пользуются факторингом только из-за того, что финансирование предоставляется исключительно в рублях.

 

Источник: Рейтинговое агентство "Эксперт РА"


Статьи по теме

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies и обработкой данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.