Интервью с Михаилом Окуневым, начальником банковского управления Металлинвестбанка
Как изменился рынок факторинга за первое полугодие 2015 года, какие события и тенденции вы бы выделили в качестве основных? С какими основными сложностями пришлось столкнуться в первом полугодии 2015 года?
В течение всего первого полугодия 2015 года стоимость всех кредитных ресурсов в российских рублях снижалась, что приводило к снижению факторинговых комиссий. Снижение стоимости делало факторинг более доступным, что способствовало популяризации услуги вместе с частым замещением кредитных ресурсов на факторинговые по инициативе кредиторов. Но вместе с тем, снижение общей экономической активности в РФ приводило к меньшей потребности в ресурсах со стороны бизнеса. Основная сложность - продолжающееся снижение конечного спроса в экономике, что приводит к падению спроса на любые финансовые услуги.
Каков был рост проблемных активов с начала 2015 года? Каковы ваши прогнозы относительно качества факторинговых активов вашей компании и на рынке в целом на ближайшую перспективу? Компании из каких отраслей, по вашему мнению, будут находиться в зоне повышенного риска?
При адекватной оценке проблемных активов их объем с начала 2015 года должен был только снижаться, поскольку все проблемы, которые могли возникнуть, уже проявились в конце 2014 года. Металлинвестбанк из месяца в месяц наблюдает снижение объема проблемных факторинговых активов, я думаю, что то же самое происходит в целом по рынку. Из-за ужесточения оценки рисков Факторы избегают высокорисковых сделок, при этом постепенно выходя из проблемных. В целом по отрасли доля проблемных активов, по моему мнению, находится на уровне 3-6% от портфеля, что примерно соответствует у многих участников уровню 2009 года.
Как изменились подходы вашей компании к управлению рисками за первое полугодие 2015 года?
Подходы к оценке кредитного качества поставщиков и дебиторов существенно не поменялись. Мы, как и раньше, абсолютно всеядны по отношению к поставщикам, и только появившиеся компании для нас являются целевым клиентом, и при этом мы крайне селективны в отношении дебиторов.
Ощущается ли на данный момент повышенный спрос на факторинг со стороны малого и среднего бизнеса, который отмечался в конце 2014-начале 2015 гг.?
Пик спроса на факторинг со стороны МСБ-сегмента пришелся на период до и после Нового года. Сейчас мы наблюдаем некоторое охлаждение спроса, связанное со сжатием экономики и замедлением экономической активности. Хотя, может быть, это замедление объясняется еще и сезонным фактором.
Насколько сильно ужесточилась конкуренция на рынке факторинга в 1 полугодии 2015 года? Ожидаете ли Вы усиления конкуренции во второй половине 2015-го?
Конечно, мы уже не наблюдаем полного отсутствия конкуренции, как в декабре 2014 года, но ее уровень по-прежнему не такой высокий, как в 2013 году. И нет ни малейшего сомнения, что конкуренция будет усиливаться во второй половине 2015 года под влиянием двух факторов: сокращения экономики и, как следствие, падения спроса на факторинговые услуги и продолжающего роста уровня ликвидности банковской системы, а также необходимости финансовых институтов куда-то ее размещать.
Насколько сильно изменились факторинговые ставки для малого, среднего и крупного бизнеса за полугодие полугодие 2015 года? Какова прогнозная динамика ставок на второе полугодие 2015 года?
Металлинвестбанк в первом полугодии снижал факторинговые ставки каждые 2-3 недели, и сейчас факторинговые ставки находятся на уровне, обусловленном общим уровнем ставок на рублевые ресурсы. Вместе с тем, при сохраняющемся негативном внешнем фоне мы видим крайне ограниченный потенциал для продолжения этой тенденции во втором полугодии.
Каковы перспективы развития компании и рынка факторинга в целом во втором полугодии 2015 года? Какие потенциальные точки роста/поддержки рынка вы бы выделили? С какими вызовами предстоит столкнуться во втором полугодии 2015 года?
Основной вызов, с которым предстоит столкнуться, - это отрицательные темпы экономического роста, и, скорее всего, эта тенденция сохраниться в стране в обозримом будущем. При этом мы считаем, что наша бизнес модель «обменный пункт для качественной дебиторской задолженности, открытый для любого у кого есть эта задолженность» будет крайне востребована в условиях снижения экономики, поскольку риски, связанные любыми формами кредитования, останутся крайне высокими. Общая сумма задействованных в экономике денег будет снижаться, и рост в факторинге, скорее всего, будет связан с замещением этим видом финансирования более рискованных форм предоставления ресурсов компаниям.
Источник: Эксперт РА