Магазины станут уступчивее
В 2015 году рынок факторинга сократился более чем на 10 процентов. Причин падения много: это и высокая стоимость фондирования, и сокращение продаж продукции длительного пользования, и смещение потребительского спроса в бюджетные товарные категории, и отказ участников рынка от финансирования клиентов из отраслей с повышенным уровнем риска.
Сокращение номинального объема рынка в 2015 году позволила смягчить инфляция, которая частично компенсировала падение деловой активности бизнеса. Кроме того, поддержку рынку оказало повышение лояльности к факторингу со стороны торговых сетей и крупных промышленных компаний.
А просел рынок во многом за счет сокращения сделок в сфере торговли. Их доля по итогам года упала на 9 процентов. Быстрее всего торговый факторинг сокращался в Москве. Если ранее столица традиционно формировала 50-60 процентов оборота рынка, то сейчас ее доля упала до 46 процентов. При этом немного выросли доли Приволжского, Уральского и Центрального (без учета Москвы) федеральных округов.
Также сокращение рынка в 2015 году сопровождалось снижением доли, приходящейся на сделки с субъектами малого и среднего бизнеса (МСБ). Вместе с острым снижением доступности кредитов для "малышей" - по данным ЦБ РФ, объем выдачи кредитов МСБ за год упал более чем на 20 процентов - еще более внушительными темпами сокращается факторинг для малых и средних предприятий.
По оценкам RAEX, сегмент за год сжался на 34 процента - до 330 миллиардов, даже несмотря на изменение критериев отнесения юридических лиц к субъектам МСБ. Рынок в значительной мере сконцентрировался на работе с малым бизнесом, имеющим крупных устойчивых дебиторов (например, продуктовые торговые сети), а также на сборе задолженности с проблемных клиентов, число которых росло по мере нарастания негативных тенденций в экономике.
"В сегменте малого и среднего бизнеса совершенно очевидна тенденция к ухудшению качества портфелей у многих факторов. Некоторые этого ухудшения уже не выдержали и свернули бизнес", - отмечает Владимир Инякин, генеральный директор Русской факторинговой компании.
"Малый и средний бизнес кредитовать нельзя. Это высокорискованный сегмент, - высказался Михаил Окунев, начальник банковского управления "Металлинвестбанк". - МСБ никогда не возвращает кредиты, взятые под честное слово. Все проблемы, которые у меня были, возникали с МСБ".
В то же время виден потенциал в этом сегменте. По его словам, объем сделок с субъектами МСБ может вырасти за счет "эффекта каннибализма" - если факторингу удастся заместить по ряду направлений кредитование предпринимателей. Однако, по мнению Виктора Вернова, генерального директора, председателя правления "Открытие Факторинг", у такого "каннибализма" есть один существенный минус: "Мы забираем долю у других подразделений, а сам рынок не растет, не развивается экономика и бизнес".
При этом аналитики отмечают усиление конкуренции за компании из числа крупного бизнеса. "Факторам интересно работать в первую очередь с крупнейшими должниками, сетевиками, - отмечает Александр Карелин, генеральный директор "Промсвязьфакторинг". - Те, кто под критерии надежных клиентов не попадали, вымывались из портфеля. Рискам сейчас уделяется повышенное внимание".
Не обошелся год и без дефолтов в сегменте крупного бизнеса. В частности, они затронули факторов, работающих с компаниями из сфер авиаперевозок, торговли компьютерной и бытовой техникой, ювелирной отрасли.
Сокращение потенциала торгового сегмента стимулирует лидеров рынка искать возможности для встраивания факторинга в деятельность новых крупных клиентов из производственного сектора. В результате доли сделок в сферах обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства увеличились соответственно с 31,6 до 38,8 процента и с 2,3 до 3,6 процента.
Доля безрегрессного факторинга выросла до 35,3 процента за счет увеличения объема сделок парой крупных факторов. А сегмент международного факторинга продолжил сжиматься: объем сделок за 2015 год упал до 19,1 миллиарда рублей против 32,4 миллиарда годом ранее.
В 2016 году негативное влияние на рынок окажут низкие цены на энергоносители и геополитическая напряженность, которые предопределят снижение инвестиционной привлекательности ВВП и падение реальных доходов населения.
Поддержку рынку окажут работа с поставщиками продуктовых сетей благодаря расширению применения электронного факторинга и крупные сделки - Как следствие, концентрация рынка на крупных игроках возрастет, равно как и уровень конкуренции.
"Из-за сжатия экономики, с одной стороны, и роста ликвидности в банковском секторе - с другой, многие игроки будут рассматривать возможность выхода в новые сегменты, что неминуемо приведет к значительному росту конкуренции", - уверен Михаил Окунев.
Также поддержку рынку могут оказать точечные сделки по экспортному факторингу, считают в RAEX. Речь о сделках в рамках закона "О валютном регулировании и валютном контроле", который после поправок исключил финансирование в иностранной валюте по договору факторинга из перечня запрещенных валютных операций.
Нефть поддержит факторинг
На 10-15 процентов рынок факторинга вырастет лишь при среднегодовой цене на нефть в 45 долларов и уровне инфляции в 7-8 процентов.
Базовый сценарий, подразумевающий 35 долларов за баррель Brent и 10-11-процентную инфляцию, предполагает нулевую динамику рынка.
Если же нефть упадет до 25 долларов за баррель, а инфляция скакнет до 14-15 процентов, рынок сократится на 10-15 процентов.
В 2015 году рынок факторинга упал на 10,4 процента. Его объем составил около 1,85 триллиона рублей, стало известно на XII Ежегодной конференции "Факторинг в России".
Источник: Российская газета