115583, г. Москва, ул. Елецкая, д. 8 к. 2
Наши социальные сети:

Средний и малый бизнес и факторинг

29.08.2008

Предприятия среднего и малого бизнеса (далее – СМБ) могут финансировать свои потребности из внутренних и внешних источников. Даже среди стран – членов ЕС существует разница между долей собственного и заемного капитала предприятий СМБ. В некоторых странах, например, Германии и Австрии, владельцы бизнеса меньше надеются на собственный капитал, но больше на заемный. В других странах (Франция, Бельгия, Португалия) собственный капитал играет превалирующую роль. Всех их объединяет то, что в большинстве случаев любое предприятие СМБ испытывает потребность в дополнительном финансировании – будь это кредит, факторинг или другие способы заимствований.

В некоторых странах, таких как США, факторинг используется как основной источник финансирования в отдельных отраслях, например, в текстильной промышленности. Но в других странах, таких как Италия, факторинг распространен гораздо шире. И очень важным источником финансирования факторинг является в странах Восточной Европы, являющихся членами Евросоюза. Не менее грандиозный рост рынок факторинга имеет и в России.

Факторинг – это форма финансирования, в основе которой лежат активы предприятия, в первую очередь такие, как дебиторская задолженность. Сумма финансовых средств, которую может получить предприятие, зависит от величины дебиторской задолженности и качества его клиентов (дебиторов). Возврат финансирования также обеспечивают клиенты предприятия. В отличие от других форм финансирования, основанных на оценке активов предприятия (т.н. asset-based finance, asset-based lending), в случае применения факторинга компания-фактор выкупает права требования к дебиторам предприятия, в то время как в других случаях активы служат, скорее, обеспечением выданного финансирования. Таким образом, при факторинге право собственности и право требования дебиторской задолженности переходят к фактору. Факторинг, как правило, не ограничивается финансированием и включает дополнительные услуги: защиту от рисков неплатежа или несвоевременного платежа, управление дебиторской задолженностью и её сбор.

Эта совокупность сервисов и является одним из основных преимуществ факторинга по сравнению с кредитованием, особенно для предприятий среднего и малого бизнеса, которые не имеют качественной кредитной экспертизы и достаточного человеческого ресурса, чтобы управлять своей дебиторской задолженностью. Во-первых, учет платежей, оформление и обработка счетов – всем этим видам деятельности свойствен эффект масштаба (т.е. потенциальная экономия при увеличении объема операций). Во-вторых, сбор долгов – это особый бизнес, который требует специального опыта и знаний. Малой фирме может быть просто не по карману нанять и подготовить специализированного кредитного менеджера.

Факторинг также исключительно подходит для обеспечения финансированием высоко рискованных, информационно закрытых предприятий, потому что процесс принятия решения о предоставлении финансирования базируется не на оценке риска заемщика, а на оценке риска его дебиторов. Таким образом, факторинг очень хорош в том случае, если дебиторами выступают крупные или иностранные компании, обладающие лучшим кредитным потенциалом, нежели клиент факторинговой компании. Наконец, необходимо отметить, что факторинг играет очень важную роль как финансовый инструмент в условиях слабого, не защищающего коммерческие интересы финансовых институтов законодательства и непрозрачной экономики.

По всему миру факторинг составляет доминирующий объем среди услуг, которые представляют собой финансирование, основанное на оценке активов предприятия (asset-based finance) и играет очень важную роль, как источник дополнительного финансирования для крупных корпораций и предприятий среднего и малого бизнеса. В факторинге актив, лежащий в основе финансирования, – это дебиторская задолженность, которую фактор покупает с дисконтом. Например, продавец может получить от фактора 80 % стоимости от уступленных прав требований немедленно, и оставшиеся 20 % (за минусом комиссий и процентов) после того, как дебитор полностью расплатится с фактором.

Так же, как традиционное кредитование, факторинг предназначен для увеличения оборотного капитала предприятий среднего и малого бизнеса. Но факторинг сильно отличается от обычного кредитования в первую очередь отношением к лежащим в основе активам. При банковском кредитовании залог рассматривается как возможный, но второй по счету и крайне нежелательный источник возврата кредита. При факторинге в первую очередь фактор ждет оплаты именно от приобретенного актива – уступленных прав требований, и только во вторую – от самого клиента, поэтому оценка его финансового состояния приобретает вторичный характер.

Роль факторинга


Практически все факторинговые компании заявляют, что факторинг – идеальное решение для маленьких компаний, молодого и быстро растущего бизнеса. Как уже говорилось выше, многие небольшие компании вынуждены постоянно решать проблемы привлечения финансирования из-за несоответствия финансовых показателей требованиям банков. В попытке решить проблемы увеличения оборотного капитала многие компании продают свой актив в виде дебиторской задолженности, т.е. обращаются к факторингу.
В соответствии с данными World Factoring Yearbook факторинг в последние годы действительно стал важным и постоянно растущим источником пополнения оборотного капитала предприятий.
Более того, Факторинговая Ассоциация Великобритании (UK Factors and Discounters Association (FDA)) отмечает, что более 35 % всех денежных требований средних и малых предприятий Великобритании выкупаются факторинговыми компаниями, обеспечивая соответствующее финансирование, – эти цифры сравнимы с объемом предоставленных банковских кредитов, овердрафтов, финансирования в форме лизинга, и эта цифра будет только расти.

Насколько подходит факторинг для предприятий СМБ?


После того, как стало ясно, что факторинг – весьма распространенный в наши дни продукт на финансовом рынке, имеет смысл рассмотреть два ключевых вопроса:

  • Насколько подходит факторинг для предприятий СМБ?
  • Насколько доступен факторинг для предприятий СМБ?

Как уже было сказано ранее, предприятия СМБ в большей или меньшей степени вынуждены полагаться на внешние источники финансирования для развития и расширения собственного бизнеса. В Европе существует, как минимум, семь основных источников - сторонние ивестиции, субвенции, факторинг, лизинг, кредит, овердрафт, торговое финансирование. В Украине наиболее распространенными до сих пор остаются банковский кредит, овердрафт, лизинг. Факторинг – это альтернативный источник финансирования, и особенно он хорош в случае, если предприятие нацелено на высокие темпы развития. Кроме того, факторинг – это единственный способ дополнительного финансирования, способный немедленно реагировать как на увеличение, так и на снижение объемов продаж. Помимо этого, факторинг – это не просто финансирование. Путем слияния финансирования, профессионального кредитного менеджмента и страхования рисков факторинг является абсолютно уникальным продуктом по сравнению с конкурирующими аналогами.

Факторинговый процесс и продукты

Факторинг может быть регрессным и безрегрессным. На хорошо развитых финансовых рынках преимущественно применяется безрегрессный факторинг, где фактор принимает на себя весь риск возможной неуплаты со стороны дебиторов. В Италии, например, доля безрегрессного факторинга в 2006 г. составила 64 % (BCR, FCI “World Factoring Yearbook 2006/2007” ). Аналогично, американские компании получили на безрегрессной основе 73 процента финансирования. Но на развивающихся рынках, где очень трудно оценить риск неплатежа со стороны дебиторов, львиную долю составляет факторинг с регрессом, когда фактор имеет право вернуть купленные права требования клиенту в том случае, если дебитор вовремя не расплатился. В таком случае клиент возвращает ранее полученное финансирование фактору и платит соответствующие комиссии.

Необходимо отметить, что факторинг может быть закрытым, когда дебитор не уведомляется об уступке права требования, и тогда клиент обязан после получения средств от дебитора немедленно перечислить их фактору сам. Или открытым, когда дебитор уведомляется о том, что его задолженность уступлена фактору, и он обязан платить фактору.
Как уже упоминалось, факторинг представляет собой комплексную услугу, которая включает в себя финансирование, оценку кредитного риска, управление и сбор дебиторской задолженности. Оценка кредитного риска включает в себя оценку кредитоспособности тех покупателей клиента, права требования к которым клиент собирается продать фактору. Фактор обычно делает оценку на основании собственной информации о платежной истории дебитора в сочетании с доступной публичной информацией о компании-дебиторе.

Управление дебиторской задолженностью включает в себя мониторинг состояния дебиторской задолженности, сбор текущей и просроченной задолженности, нацеленный на минимальные потери, как для самого фактора, так и для клиента. Обычно данная услуга является очень важной составляющей для предприятий СМБ и представляет собой существенное преимущество по сравнению с обычным кредитованием.

Будучи комплексным продуктом, факторинг представляет собой уникальный продукт на финансовом рынке и в этом качестве он не имеет заменителей (продуктов-субститутов). Конечно, для каждой отдельной составляющей существуют заменители: для финансирования – это кредит, для управления дебиторской задолженностью – внутренние ресурсы предприятия, для страхования рисков – это страховые компании, но для полной замены факторинга аналогичного финансового продукта не существует.

Преимущества комплексного использования факторинга для предприятий СМБ очевидны. Во-первых, фактор имеет экономию на масштабе. За счет того, что он предлагает этот сервис большому количеству различных клиентов, фиксированные расходы в расчете на одного клиента становятся меньше. Во-вторых, малые и средние предприятия не имеют достаточного опыта, чтобы на таком же уровне, как факторы, осуществлять управление собственной дебиторской задолженностью. И, наконец, факторы, имеющие опыт работы на рынке, обладают очень хорошей базой для оценки платежеспособности дебиторов, что также ведет к экономии средств для клиента. Причем экономия будет двух видов – во-первых, имеющаяся база позволит быстро оценить платежеспособность дебитора, не тратя дорогостоящее время сотрудников клиента, во-вторых – в случае неудовлетворительной оценки дебитора, убережет предприятие от потенциальных потерь при работе с недобросовестным покупателем.

Факторы обычно используют два вида комиссий – комиссия за предоставляемое финансирование (считается, как правило, либо в процентах годовых от фактически полученных средств клиентом, либо в процентах от суммы переуступаемой задолженности) и сервисная комиссия. Так, например, если фактор купил право требования, номинал которого 1000 грн., то в день покупки он перечислит клиенту 800 грн. Комиссия фактора, допустим, составит за месяц 30 грн. Если данный счет будет оплачен на 31 день, то фактор перечислит клиенту сумму, равную 170 грн. (1000 грн. – 800 грн. – 30 грн.). Практика разных факторов в отношении комиссий может отличаться, могут быть различные дополнительные комиссии, но все они находят отражение в факторинговом соглашении. Из личного опыта хотелось бы отметить тот факт, что наличие множества комиссий свидетельствует о стандартном, кредитном подходе фактора к осуществлению факторинговых операций. Наличие множества комиссий, как это принято в основном в кредитных договорах, усложняет процесс взаимопонимания и уменьшает прозрачность отношений между фактором и клиентом.
Кроме комиссии, в факторинговом соглашении присутствуют другие существенные условия – такие, как максимальный лимит финансирования клиента, лимиты, установленные для его дебиторов, максимальный срок отсрочки платежа, минимальное количество дебиторов и т.д.

Аргументы в пользу факторинга для предприятий СМБ

Почему все-таки именно факторинг так оптимален для малого и среднего бизнеса? Есть несколько существенных рациональных аргументов, подтверждающих это умозаключение:

  • Стоимость факторинга сравнима с альтернативными источниками финансирования – банковским кредитованием и товарным кредитом;
  • Доступность факторингового финансирования гораздо выше, чем доступность банковского кредитования, так как фактор рассматривает дебиторскую задолженность как достаточное обеспечение, в то время как банки требуют в залог, как правило, основные средства;
  • Клиенту гораздо легче за счет системы ценообразования в факторинге оценить свои затраты и сравнить их с собственной торговой наценкой, нежели сравнить проценты по кредиту и прочие дополнительные расходы, возникающие при кредитовании (оценка и регистрация залога и пр.);
  • Клиенту проще планировать расходы по комиссиям, которые он должен уплатить фактору, так как комиссии фактор списывает только при осуществлении финансирования и при поступлении денежных средств от дебитора, в то время как проценты банку клиент обязан платить ежемесячно;
  • Время, которое нужно для того, чтобы получить финансирование у фактора, существенно меньше времени, которое необходимо затратить для того, чтобы получить новый кредит или возобновить кредитную линию;
  • Дополнительные услуги, предлагаемые фактором, существенно освобождают клиента от тех функций, которые при самостоятельном их выполнении клиентом оказываются либо очень дорогостоящими, либо он их вообще не в состоянии выполнить.
  • В противовес перечисленным аргументам и справедливости ради стоит отметить, что для больших компаний существуют контраргументы:
  • Компания, превысившая определенный размер, может иметь мотивацию и быть способной привлечь персонал, обладающий навыками управления кредитным риском;
  • Компания, перешедшая в разряд крупного бизнеса, может привлекать источники финансирования более дешевые, чем факторинг, поскольку имеет более сильные позиции при переговорах с банками, или со своими поставщиками, если речь идет о торговом финансировании. В конце концов, крупная компания может выйти на рынок капитала и привлечь дополнительное финансирование путем выпуска ценных бумаг.


Что же касается непосредственно потребителей услуги – предприятий СМБ, то опрос, проведенный European SME Represantative Associations, показал, что факторинг полезен и может использоваться как источник финансирования для всех предприятий среднего и малого бизнеса. 62,5 % опрошенных респондентов считают, что факторинг дешевле или, по крайней мере, более доступен, чем альтернативные источники финансирования (банковские ссуды и овердрафты).

Источник: http://www.factoring.co.ua


Поделиться в социальных сетях:

Статьи по теме

«Тройка диалог»: сделка по покупке 90 000 кв. благоприятна для стоимости X5 Retail Group.
12.09.2011

X5 Retail Group получила разрешение ФАС на приобретение 85 помещений у Мособлфармации (это аптечная сеть, приватизированная в июне 2011 года), сообщают СМИ. По информации, компания получит в собственность...

ОАО "Собинбанк"

Название

ОАО "Собинбанк"

Адрес

 

Телефон

(495) 725 25 25 (доб. 5637, 5795)

E-mail

Сайт

www.sobinbank.ru

Как украинский бизнес приобщается к факторингу.
21.10.2013

Популярность факторинга среди украинских предпринимателей плавно увеличивается. Причем невзирая даже на тот факт, что цена факторинговых услуг зачастую ощутимо выше ставок по традиционным кредитам. Портал...