Новый Портал об услугах нашей факторинговой компании. Перейти

Управление. Финансирование. Безопасность.

Качественные изменения факторинга в России

16.09.2008

Схема такова: поставщик товара "продает" банку (или факторинговой компании) право требования денег с покупателя. Банк перечисляет деньги поставщику, а затем через оговоренный срок получает их с покупателя. Каков алгоритм?

Поставщик приходит в банк и заключает договор на факторинговое обслуживание. Банк проверяет его контрагентов и устанавливает ему лимит по факторинговым операциям. Далее фирма-поставщик заключает договор на поставку своей продукции с отсрочкой платежа и отгружает товар. Отгрузив товар, приносит в банк документы о поставке (накладные, счета-фактуры, документы грузоотправителя и др.) и, не дожидаясь платежа от своего покупателя, получает в банке деньги за поставленный товар – обычно до 90% суммы поставки. Оставшиеся 10% поставщику переводят после того, как месяца через три-четыре в банк придут деньги от покупателя.

Фактически это банковский кредит, финансирование под дебиторскую задолженность. Без залога, без поручительств, без перевода оборотов в банк. Финансирование, которое можно получить, несмотря на другие уже имеющиеся кредиты (например, под залог принадлежащей фирме недвижимости).

Это выгодно предприятиям, и они это, похоже, поняли. Факторинг является уникальной альтернативой кредиту, возможностью без залога и поручительства получить необходимые средства для расчетов за уже проданную продукцию. Это инструмент, позволяющий минимизировать экономические риски работы с дебиторами, четко спланировать потоки денежных средств на предприятии, своевременно погасить собственную задолженность.

Дебиторская задолженность превращается в свободные денежные средства, что дает возможность компаниям, работающим на условиях отсрочки платежа, решать проблему нехватки оборотных средств. Более того – получить деньги для развития бизнеса, роста оборотного капитала, привлечения новых клиентов и как следствие увеличения объемов продаж, расширения ассортимента товаров и роста прибыли!

В настоящее время российский рынок факторинга двигают предприятия-производители, осознавшие громадный потенциал этой услуги. Спрос на факторинг подхлестывает и потребительский бум в стране – в минувшем году розничная торговля стала одним из самых динамичных секторов российской экономики.

Предпосылками для такого развития служат не только высокие темпы роста розничного товарооборота, но и стремительное развитие лидирующих компаний отрасли. Несомненно, бум потребительского кредитования косвенно способствовал успешной работе компаний-факторов – у клиентов появились деньги, они больше покупали в рознице, розница больше покупала у поставщиков, поставщики чаще обращались за помощью к специалистам в области факторинга.

Есть еще одна причина резкого увеличения объемов факторинга. В отличие от банковских кредитов этот инструмент, который фактически является беззалоговым финансированием, доступен широкому кругу малых и средних компаний. Их ненасыщенный спрос на привлечение финансирования в течение нескольких лет позволяет ожидать бурного роста факторинга – так считают финансовые эксперты.

Несмотря на интерес к факторингу со стороны банков, количество игроков на рынке растет очень медленно – хотя сегодня финансовый рынок предлагает не просто финансирование под уступку прав требований, а целый комплекс услуг, как и положено в классическом факторинге. Это и управление задолженностью, и взыскание, и юридическое сопровождение, и страхование.

Банк-фактор проверяет платежную дисциплину и деловую репутацию покупателя, контролирует своевременность оплаты поставок дебиторами, помогает поставщику грамотно строить лимитную и тарифную политику, освобождая последнего от массы проблем.

Для успешной организации факторингового бизнеса на хорошем уровне необходимы соответствующее программное обеспечение, информационные базы, внедрение специальных технологий и, главное, люди, способные запустить весь процесс. То есть, нужны внушительные первоначальные инвестиции, которые окупятся не через год-два.

Предоставление услуг факторинга связано со значительными затратами банка: финансовый агент должен обладать специализированной технологией, программным обеспечением, квалифицированным персоналом.

Банк должен быть ориентирован на торговые предприятия. Не все банки имеют соответствующую клиентскую базу и готовы вкладывать средства в развитие факторинга. При прочей схожести с банковскими кредитными продуктами факторинг является более высокотехнологичной услугой, требующей специализированного программного обеспечения, развитой сети продаж, отлаженной системы оценки рисков. При использовании факторинга отсутствует какое-либо залоговое обеспечение, что, по мнению менеджмента некоторых банков, связано с повышенным риском, с которым банки не хотят либо пока не готовы работать.

Тем не менее, финансовые структуры постепенно преодолевают "барьеры входа" и конкуренция на рынке растет. В результате факторинг меняется качественно. Он становится разнообразнее и дешевле. Рынок сейчас предлагает факторинг с регрессом (когда в случае неплатежа дебитора по контракту клиент обязан вернуть фактору выплаченное финансирование плюс комиссию), факторинг без регресса (когда риск неплатежа страхуется и клиент, даже в случае неплатежа дебитора, деньги фактору не возвращает), реверсивный факторинг (когда инициатором сделки является покупатель, который и "приводит" в факторинг своих поставщиков) и, наконец, Invoice Discounting (когда фактор просто выплачивает финансирование, не оказывая дополнительных услуг).

Стоимость услуги факторинга можно снизить в основном за счет снижения стоимости денежных ресурсов. За два последних года стоимость факторингового финансирования в среднем по стране снизилась с 20-22% годовых до 15-16%. Комиссия за административное управление уменьшилась с 1-3 до 0.5-1.5%. Стоимость страхования от риска неплатежа сейчас – 1.5-2%.

Алексеев Сергей

Источник: Credit.ru


Статьи по теме

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies и обработкой данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.