115583, г. Москва, ул. Елецкая, д. 8 к. 2
Наши социальные сети:

Методы антикризисного управления текущими активами транспортной компании

27.04.2009
В процессе деятельности транспортной компании происходит постоянная трансформация отдельных элементов оборотных средств, например, как субъект рыночных отношений, предприятие, оказывая услугу, продает ее, в результате чего образуется дебиторская задолженность, которая через некоторый промежуток времени превращается в денежные средства. Циркуляционная природа текущих активов имеет ключевое значение в управлении оборотным капиталом. Основные виды политики управления текущими активами сводятся к следующему:
-  агрессивная политика характеризуется высокой долей текущих активов в совокупных (общих) активах фирмы (предприятия) и невысокой скоростью их оборота;
- консервативная политика характеризуется снижением доли текущих активов в общих активах предприятия и высокой скоростью их оборота;
- умеренная политика характеризуется средними значениями (параметрами) доли текущих активов в общих активах предприятия и средней скоростью их оборота.
Правильный выбор политики управления текущими активами в значительной мере определяются отраслевой принадлежностью и имеет ключевое значение в управлении оборотным капиталом транспортной компании. В этой связи следует отметить, что в ходе реформирования ОАО «РЖД» была разработана финансовая политика, под которой, в части управления текущими активами компании, понимается совокупность приемов и способов для принятия управленческих решений по обеспечению финансовой устойчивости, уменьшению кассового разрыва и увеличению ликвидности. В условиях корпоративных трансформаций спектр мероприятий антикризисного управления предполагает использование различных методов управления текущими активами и  финансирования оборотных средств как при взаимодействии с контрагентами, так и при формировании отношений между дочерними структурами компании.  Под воздействием кризисных явлений в экономике  ухудшается общая экономическая конъюнктура и снижается спрос на перевозки, в первую очередь, изменяется наиболее мобильная часть оборотного капитала – долговые обязательства, что обусловлено возрастающим потоком неплатежей.
При этом основными инструментами управления ликвидностью на основе платежных балансов являются
- оптимизация условий расчетов с внешними контрагентами и внутренними подразделениями;
- формирование единой платежной позиции на основе детального учета взаимоотношений с контрагентами;
- проведение политики нормирования оборотных средств структурных подразделений.
Управление оборотным капиталом подразумевает оптимизацию его величины, структуры и значений его компонентов, важнейшим из которых является  дебиторская задолженность. В целях расширения спектра мероприятий антикризисного управления ( в предкризисный период, во время кризиса и в период выхода из кризиса) необходимо  разработать систему оперативного управления текущими активами транспортной компании в части дебиторской задолженности, как наиболее мобильной составляющей оборотного капитала. 
 Дебиторская задолженность по своей структуре и объемам может быть обусловлена нормальным процессом хозяйственной деятельности или нарушением финансовой, расчетной или платежной дисциплины. Представляя собой отвлечение средств из оборота предприятия,  дебиторская задолженность является самым «неуправляемым»  активом, влияющим на ликвидность, т.к. выданный аванс не работает на развитие бизнеса, а ставит компанию «в период ожидания». Для предотвращения излишнего увеличения дебиторской задолженности, которое может привести  к  снижению денежных поступлений и возникновению безнадежных долгов, способных  полностью поглотить прибыль компании целесообразно выделить дебиторскую задолженность предприятия как самостоятельный объект оценки.
С развитием рыночных отношений дебиторская задолженность все в большей мере выступает как самостоятельный объект купли-продажи на открытом рынке. Ее объем зависит от многих факторов: вида продукта, емкости рынка, степени его насыщения данной продукцией, системы расчетов с покупателями и т.д. Задача же создания и поддержания оптимальной структуры собственных оборотных активов, эффективное управление оборотными активами и краткосрочными пассивами приобретает особое значение в рыночной экономике. Дебиторская задолженность является как раз тем активом, который может стать объектом активной работы по улучшению структуры собственных оборотных средств.
В целях минимизации риска возникновения большого размера дебиторской задолженности, предприятию следует обратить особое внимание на привлекаемые (внешние) источники финансирования. Грамотное  привлечение заемного капитала способствует ускорению оборачиваемости, что предполагает возможность более эффективного использования собственных средств компании и , как следствие, обеспечивает повышение ее финансовой устойчивости и конкурентоспособности. Источники внешнего финансирования подразделяются на формы долгосрочного (инвестиционного), смешанного и краткосрочного финансирования. Именно краткосрочное финансирование позволяет работать с оперативными ресурсами и обслуживать текущую деятельность компании, высвобождая средства из оборота для дальнейшего развития бизнеса. В каждой компании должна быть разработана концепция выбора финансового инструмента для эффективного управления текущими активами в условиях кризиса ликвидности.
Основными формами краткосрочного финансирования отечественных предприятий являются:
· товарные  кредиты;
· краткосрочные банковские кредиты в т.ч. овердрафт ;
· аккредитив и банковская гарантия
· факторинг.             

Товарный кредит, как один из ключевых инструментов развития компании, осуществляет инвестирование денежных средств в построение каналов сбыта, что может  способствовать  существенному увеличению  объемов  продаж при соответствующем товарном наполнении. Данный метод имеет ограниченное применение в сфере транспорта ввиду особенностей продукции, имеющей специфику товара-услуги, а также жестких правил установления тарифов и предоставления скидок грузовладельцам.
Важным источником  финансирования оборотных средств предприятий также  являются  краткосрочные банковские кредиты (до 1 года), которые разделяют на овердрафт и краткосрочные банковские кредиты. Однако банковский кредит, который выдается под ликвидный залог,  и овердрафт, который  на прямую зависит от поддерживания определенного количества оборота по расчетному счету ,  имеют фиксированную сумму и срок, что влечет за собой необходимость четкого прогнозирования движения денежных средств и является практически невозможным с учетом специфики оказания транспортных  услуг.
Альтернативой банковского кредитования является аккредитив, который представляет собой обязательство банка выплатить поставщику товара за счет заказчика-покупателя определенную сумму при условии, что поставщик предоставит банку в установленный срок документы, подтверждающие исполнение обязательств перед заказчиком. Основная функция аккредитива – снижение риска неоплаты товара. Банковская гарантия, в отличие от аккредитива, не является платежным инструментом (платеж по ней наступает в исключительных случаях) и служит дополнительным обеспечением исполнения обязательств по сделке и  позволяет не вносить предоплату, а произвести платеж по факту поставки или с рассрочкой. Иногда предоставление банковской гарантии является непременным условием контракта для  участия клиента в сделках либо операциях (например, таможенные или тендерные гарантии). Основным недостатком использования аккредитива и банковской гарантии является зависимость от внешнеторгового оборота страны, снижение которого происходит в настоящий момент  в условиях кризиса ликвидности. Также  среди  финансовых инструментов направленных на снижение кредитного риска  отдельно можно выделить факторинг.  Его основополагающее  преимущество над другими инструментами заключается в аккумулировании ряда функций по управлению оборотными средствами компании, таких как:
1) управление документооборотом компании - составление полного перечня отчетности по платежам компании, анализ   финансового состояния компании и дебиторов, составление прогнозов погашения;
2) оперативное финансирование - правильно проведенный анализ динамики платежей на основании скоринговых методов ведущих банков позволит установить лимиты финансирования, осуществление которого производится единовременно при наличии первичных документов  в размере необходимой  суммы;  
3) коллекторская деятельность - проблема неплатежей переживает острый момент в связи с мировым финансовым кризисом и грамотно построенная методика работы с проблемными активами позволит с наименьшими потерями для компаний взыскать долги, активизировать списания безнадежных долгов в банках и т.д.
В период корпоративных трансформаций применение факторинга приобретает особую актуальность, так как  грамотно организованное управление дебиторской задолженностью ОАО «РЖД» и его дочерними компании может способствовать:
- улучшению финансовых результатов компании;
- организации  документооборота, удобного как для холдинга ОАО «РЖД», так и его контрагентов;
- высвобождению оборотных средств и выполнению договорных обязательств;
- своевременному выявлению и предотвращению критических ситуаций в ходе реформирования железнодорожной отрасли.
Проанализировав вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что в период ожидания выздоровления российской экономики правильный выбор финансового инструмента по управлению текущими активами  имеет ключевое значение для устойчивого функционирования компании. По сравнению с кредитами, овердрафтами,  аккредитивами, банковскими  гарантиями , и иными распространенными методами организации платежей, факторинг представляет собой более широкий спектр услуг, по сути являясь аутсорсингом по управлению кредитными рисками компании. Грамотно структурированная концепция управления ликвидностью, правильный подбор методики может только способствовать повышению финансовой устойчивости компании, сохранению стабильности в период значительного снижения платежеспособности предприятий и ликвидности экономики в целом.


Терёшина Н.В.-
аспирант (МИИТ)

 

 


 


Поделиться в социальных сетях:

Статьи по теме

Оборот российского рынка факторинга в сегменте МСБ в 1 полугодии 2015 года составил 133 миллиарда рублей
23.09.2015

Ассоциация факторинговых компаний (АФК) при поддержке ОАО «МСП Банк» провела очередной сбор статистических показателей деятельности российских Факторов в сегменте малого и среднего бизнеса (МСБ) по итогам...

Состоялось первое заседание рабочей группы АФК по законотворческой деятельности
18.09.2009

16 сентября в помещении Банка "Возрождение" (ОАО) состоялось первое заседание рабочей группы Ассоциации факторинговых компаний по законотворческой деятельности.
В заседании принимали участие представители...

Газпромбанк внедряет факторинг для поставщиков торговых сетей.
09.11.2010

Газпромбанком внедрена программа факторингового обслуживания поставщиков торговых сетей. В рамках специального предложения комиссия за факторинговое обслуживание составляет от 7,75% годовых, а срок предоставления...