г. Москва, ул.Ясеневая д.19 корп.1, а/я 39
Наши социальные сети:

Формирование рынка проблемных долгов организаций

17.10.2013

В настоящее время рынок именно проблемных долгов организаций практически отсутствует. Агрессивные инвесторы, «рейдеры» и некоторые юридические фирмы декларируют готовность выкупать долги, но, в основном, при наличии активов, связанных с соответствующими юридическими лицами. Если у организации-должника есть или недавно были имущество/денежные средства, то такой долг, по нашему мнению, вряд ли стоит считать проблемным. Подобные ситуации зачастую решаются с помощью банкротства, которое можно включить в стандартный юридический инструментарий. Стоит правда отметить, что те случаи, когда оппоненты уже запустили управляемое банкротство и кредиторам приходится бороться с их схемой, являются вполне проблемными.

Зафиксируем, что проблемными мы считаем долги организаций в следующих случаях:

- «слив» организации на номинала, т.е. передача видимости владения и управления организацией лицу, которое реально не осуществляет управленческие функции (к сожалению, этот ход остался за бортом не так давно появившейся статьи 173.1 УК РФ «Незаконное создание организации»);

- реорганизация (присоединение и т.д.) организации с исключением из ЕГРЮЛ (организация-правоприемник, как правило, в другом регионе и деятельность никакую не ведет);

- «управляемое» банкротство в интересах должника (выход в ликвидацию и затем в конкурсное производство, сопровождаемые часто появлением «искусственных» кредиторов).

Такие долги, по нашему мнению, могут покупаться организациями, использующими методики корпоративного коллекторства, т.е. комплексного внесудебного взыскания долгов организаций. При этом на практике возникают следующие сложности:

  • определение цены;
  • согласование условий договоров цессии;
  • привлечение финансирования для выкупа и/или организации работы по взысканию при недостатке собственных средств.

С определением цены проблемных долгов возникает сложная ситуация, т.к. стандартные методы оценки дебиторской задолженности нормально не могут быть использованы из-за отсутствия статистики по подобным сделкам и статистики по эффективности взыскания методами корпоративного коллекторства. Вообще, обсуждая с коллегами возможность выкупа корпоративных долгов, несколько раз поднимали вопрос, что можно пытаться приобрести проблемные долги не описывая возможности корпоративного коллекторства и перспективы взыскания, как следствие, предлагая максимально низкую цену (0,1-1 % от номинала права требования). Однако на такой основе вряд ли получится заинтересовать большое количество кредиторов. Не зная о возможностях взыскания проблемных долгов, они будут их скорее списывать, чем продавать.

Перспективным представляется вариант, когда стоимость проблемных долгов устанавливается достаточно высокой (от 10 до 50 % от номинала), но условия оплаты привязываются к получению денег в связи с обязательством должника. Такая схема потребовала тщательного юридического анализа для снижения рисков участников сделки, но типовые условия уже выработаны и применяются на практике.

Вопрос привлечения инвестиций для выкупа проблемных долгов организаций и проведения взыскания имеет смысл поднимать, когда будет накоплен минимальный опыт функционирования описываемого рынка.

Жданухин Д.Ю.,
Президент Ассоциации корпоративного коллекторства,
Генеральный директор Центра развития коллекторства,
кандидат юридических наук
 

Источник: Факторинг Review, №2


Поделиться в социальных сетях:

Статьи по теме

Развитие рынка кредитных продуктов: выводы ожидаемые и неожиданные.
24.01.2013

Понимание тенденций развития отечественного банковского сектора дает коммерческому банку возможность определить перспективы и выработать стратегию развития своего кредитного бизнеса. Последние макроэкономические...

Новости IFG
29.08.2010

IFG рада приветствовать нового участника из Великобритании, Innovation Finance (IF), новую компанию, которая начала свою работу в июле 2010 года.

Семинар «Факторинг - современный финансовый продукт для развития бизнеса – Практика внедрения и применения»
31.03.2010

Результаты для участников

На семинаре, проводимом в форме практикума, будут рассмотрены вопросы ведения факторингового бизнеса на условиях регресса и без регресса, процесс организации продаж факторинговых...