Долги из-за санкций и ответа на них: актуальность новой проверки контрагентов и расширенной претензионной переписки.
Проблемность долгов обуславливается тем, что многие компании, которые пострадают, носят посреднический характер и не имеют существенных материальных активов (складов, перерабатывающих мощностей и т.д.). Соответственно, деятельность может быть легко переброшена на другие юридические лица или вообще свернута до тех пор, пока не будут найдены новые возможности (например, пока не удастся найти поставщиков из стран, которые не попали в санкционный список).
Итак, что увидят кредиторы «санкционных должников»:
1) «Слив» фирм на номиналов.
2) Реорганизацию холдингов, когда в компании-должники деньги уже приходить не будут, а из-за отсутствия активов банкротить их смысла нет
3) «Переезды» в другой регион и ликвидацию путем присоединения.
4) «Управляемое» банкротство.
Пока этого не видно, а идут обещания найти денежные средства, что-то заплатить и т.д., актуально проведение новой проверки контрагента с учетом технологий корпоративного коллекторства. Это значит, что надо учитывать не только текущие сигналы, но и опыт, тактику лиц, связанных с этими организациями, в части решения долговых проблем. Актуально прогнозировать на основании анализа предыдущего поведения (особенно в кризисы 1998, 2008 годов) какие способы уклонения от погашения задолженности или конструктивного решения долговых проблем использует бенефициар того или иного холдинга, когда возникнет негативная экономическая ситуация. Будет он запускать управляемое банкротство, продавать организации подставным лицам или начнет сложные, но реальные переговоры с кредиторами? При этом и в прошлом, и в настоящем важно искать использование даже в «технических», периферийных компаниях группы поставных лиц (включая исполнителей, которых представляют как руководителей), анализировать количество и особенности судебных процессов холдинга, мониторить отзывы бывших и действующих работников о работодателей в сети интернет и просто количество резюме, с упоминанием интересующих организаций как недавно бывшего или текущего места работы. Эти моменты в дополнение к обычным экономическим индикаторам часто очень важны.
Если обнаружены какие-либо тревожные признаки (появление новых организаций, переброска денежных потоков внутри холдинга, большое количество исков, начало банкротства или массовый поиск работы бывшими сотрудниками), то важным оперативным способом реагирования является расширенная претензионная переписка. Подготовка системы писем, которые будут убедительнее обычной претензии, заканчивающейся словами «будем вынуждены обратиться в арбитражных суд» или даже «использовать все предусмотренные законодательством методы защиты своих прав», базируется на технологиях корпоративного коллекторства. Термин «расширенный претензионный порядок решения долговых споров» появился для того, чтобы вписать использование методик корпоративного коллекторства в достаточно бюрократические формализованные регламенты крупных организаций (в том числе, государственных).
Итак, в предлагаемом варианте письменного взаимодействия с оппонентами, по сравнению с обычными претензиями, расширяется:
- круг лиц, с которыми возможно общение в процессе решения долговой проблемы (это уже не только организация-должник, но и его учредители, контрагенты, объединения предпринимателей, контролирующие органы и т.д.);
- содержание претензии (не просто требование погасить долг и угроза суда, но указание на последствия распространения информации в виде возможного осложнения бизнеса, в том числе, в рамках иных организаций, принадлежащих тем же лицами, что и организация-должник);
- форма претензии (не просто письмо, но и проекты документов для точечного и массового информирования, и даже уведомления о возможности проведения специальных мероприятий: пресс-конференции, круглых столов для обсуждения конкретной долговой проблемы, пикетов и т.д.).
В период предыдущего кризиса бывший руководитель одной организации решил погасить задолженность, хотя денежные потоки уже были переброшены на другую организацию холдинга, после получения уведомления о начале взыскания и проекта письма крупному ритейлеру, с которым перезаключить контракт на новую организацию не вызвав подозрений оперативно бы не получилось. Риск потери крупного покупателя оказался важнее «экономии» на одном из поставщиков.
Расширение претензионного порядка происходит на базе стандартного алгоритма планирования взыскания методами корпоративного коллекторства: 1) расширение представления о ситуации (исследование систем, в которые включен должник); 2) моделирование поведения должника и связанных с ним лиц; 3) составление письменной программы взыскания; 4) реализация программы взыскания через описание, демонстрацию и реализацию угрозы и консультаций.
Важным моментом в расширенной претензионной переписке является демонстрация возможности вывода обсуждения долговой проблемы в публичную плоскость с помощью СМИ, контекстной и наружной рекламы, публичных мероприятий. Это часто подталкивает к реакции если не бенефициаров организации-должника, то соответствующих контрагентов и других адресатов сообщений в рамках претензионной переписки.
Для ответа на каждое письмо, которое отправляется организацией-кредитором или ее представителями по электронной почте и/или факсом (редко обычной почтой), оппонентам предоставляется 3-5 рабочих дней. Соответственно, средняя длительность расширенной претензионной переписки обычно составляет 1-2 месяца, что заметно меньше сроков рассмотрения дела в суде. При этом судебное взыскание вполне может идти параллельно с использованием методик корпоративного коллекторства.
Использование расширенной претензионной переписки для взыскания «санкционных» долгов нередко будет требовать некоторых расходов, связанных с переводом писем, размещением информации в публичном пространстве. Однако, учитывая обычную стоимость юридических услуг, этот путь решения долговых проблем может быть предпочтительнее взыскания через суд.
Надеемся эти рекомендации помогут оперативно справиться с долгами, которые возникли из-за санкций, ответа на них и общего кризисного положения экономики.
к.ю.н.
Источник: Факторинг Review, №3 (6)