Новый Портал об услугах нашей факторинговой компании. Перейти

Появление, развитие и правовое регулирование факторинга в России.

25.04.2014

Summary

In article the author considered preconditions of emergence of factoring in Russia, as financings under a concession of monetary requirements. The analysis of its development and legal regulation in comparison with the international practice is carried out.

Keywords: Factoring, factor company, distributor, contragent, accounts receivable, debitor, credit.

Реалии современной рыночной экономики, конкуренция на товарном рынке и рынке услуг обуславливают необходимость для поставщиков идти на более гибкие взаимодействия с покупателями. В этой ситуации «спасительным кругом» является финансирование под уступку денежных требований, так называемый факторинг. Он помогает поставщику значительно укрепить свои позиции в конкурентной среде, а именно предложить своим покупателям за товары или услуги более длительные отсрочки платежей, что при сегодняшней действительности является значительным конкурентным преимуществом.

Если не рассматривать факторинг с точки зрения экономики, то можно обобщено сказать, что главной его чертой является предоставление финансовых услуг и уступка прав.

Как говорил Черчилль: "Никогда не уступайте, ни в большом, ни в малом - если только того не требуют честь и здравый смысл". Если же обратиться к восточной философии, то там мы видим большую гибкость в данном вопросе, ведь она рассматривает уступку, как средство «уложить товарища на лопатки». И только правовая наука сделала уступку права требования занятием мирным и обоюдовыгодным, ничем не противоречащим чести и здравому смыслу.

История факторинга берет своё начало со времен царя Хаммурапи (II тыс. до н. э.).

Но непосредственное его становление началось в XIX веке в Англии и было прямо связано с развитием текстильной промышленности.[1]

Правовое регулирование факторинга в мире осуществляется на основе «Конвенции о международном факторинге» УНИДРУА, принятой в мае 1988 года на международной конференции в Оттаве. Однако Россия не является участником данной конвенции.

При переходе России к рыночной экономике в 80-90х годах начали возникать новые правовые конструкции в законодательстве, связанные с операциями по уступке денежных требований.[2] Из-за отсутствия собственного опыта правового регулирования отношений по факторинговым услугам при построении конструкции этого договора использовалась международная практика регулирования подобных отношений.

Появление в России факторинга было не случайным и имело на то веские основания. А именно: недостаток «свободных, живых» денег и острые проблемы с расчётами.

Долгое время граждане России не могли в полной мере оценить преимуществ уступки права требования. Не только потому, что права их требований были не очень разнообразными и касались в основном права потребовать выдачи жалобной книги.

Главная причина состояла в том, что такая уступка имела недостаточную правовую основу в виде чрезмерно лаконичной гл. 18 ГК РСФСР, не раскрывавшей всех преимуществ этой операции.

В настоящее время в Российской Федерации вопросы факторинга регулируются следующими нормативными документами: 

-Гражданский Кодекс РФ (ч. 2, глава 43, ст. 824--833);
-Налоговый Кодекс РФ (глава 25, ст. 265, 269, 271);
-Федеральный закон от 4 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности».

В статье 824 ГК РФ содержится определение факторинга, «как финансирования под уступку денежного требования».[3] То есть можно сделать вывод, что как такового определения «факторинг» в российском законодательстве нет. В России термин «факторинг» используется как транскрипция английского слова factoring (разновидность агентирования), а понятия «факторинг» и «финансирование под уступку денежного требования» воспринимаются как тождественные.

В России, в отличие от зарубежных стран, факторинговый рынок в настоящее время развит достаточно слабо. Если в странах Западной Европы обороты по факторингу составляют более 5% ВВП (в Великобритании и Италии - 10%), в Восточной Европе - 1,5 - 2% ВВП, то в России - менее 0,1%. Отчасти это связано с тем, что лишь 5 из 20 лет истории существования факторинга в России можно считать годами реального развития рынка.[4]

Внедрение факторинга на российский рынок начали Промстройбанк и Жилсоцбанк СССР в 1988 г. Содержание факторинговых операций в те годы было далеко от международной практики и от того продукта, который предоставляется на российском рынке сейчас. Факторинговым отделам переуступалась только просроченная дебиторская задолженность, соглашение заключалось как с поставщиком, так и с покупателем, причем поставщику гарантировались платежи путем кредитования покупателя. Факторинговое обслуживание носило характер разовых сделок.[5]

В 1989 г. появилось Письмо Госбанка СССР N 252 "О порядке осуществления операций по уступке поставщиками банку права получения платежа по платежным требованиям за поставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги". 

В 1992 г. Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" факторинг был включен в состав банковских операций и сделок.

Проблемой при появлении факторинговых услуг в коммерческих банках России было отсутствие качественных технологий в данной сфере и плохая платежная дисциплина дебиторов. Что также было связано с недостаточной правовой базой. 

В настоящее время принят федеральный закон «О внесении изменения в статью 825 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации и признании утратившей силу статьи 10 Федерального закона "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации"», в соответствии с которым расширен перечень субъектов, которые вправе заниматься факторингом. В соответствии с данным законом, в качестве финансового агента договоры финансирования под уступку денежноготребования могут заключать коммерческие организации. Принятие закона устранило некоторые пробелы в законодательстве, предоставляя право заниматься факторингом всем коммерческим организациям.[6]

Вместе с тем рынок факторинговых услуг в России пока ограничен небольшим количеством банков и компаний. Несмотря на это, он медленно, но верно продолжает расти.

Согласно статистике, «первое место среди банков-факторов в России по результатам 2010 года занимает Промсвязьбанк – 130,5 млрд рублей, далее идут Альфа-Банк – 54,8 млрд и «ВТБ-Факторинг» - 43,2 млрд. (Основным показателем деятельности факторинговых организаций служит объем уступленных в их пользу денежных требований)».[7]

Но для того, чтобы понять, в чем заключается специфичность развития российского факторинга необходимо провести анализ правовых норм. А в частности сравнить положения уже упомянутой конвенции УНИДРУА о международном факторинге и действующий ГК РФ.

И в Конвенции и в ГК РФ предметом договора факторинга является денежное требование, существующее к моменту заключения договора о факторинге или которое может возникнуть в будущем. Это требование не обязано быть определенным конкретно, но должно обладать свойством потенциальной определимости, то есть быть таким, чтобы его можно было выделить из ряда других требований данного клиента в момент заключения договора, а будущее требование (это устанавливается ГК РФ) - не позднее чем в момент его возникновения.

Конвенция выделяет следующие функции финансового агента: ведение бухгалтерского учета по причитающимся суммам, защита от неплатежеспособности должников, финансирование поставщика, включая кредит и аванс, предъявление к оплате денежных требований. В ГК РФ обязанности сформулированы иначе: он передает или обязуется передать клиенту денежные средства в счет денежного требования или принимает денежное требование в целях обеспечения исполнения обязательства перед ним; предоставление же клиенту иных финансовых услуг, включая ведение бухгалтерского учета, не является обязательным условием договора. Делаем вывод, что основная обязанность финансового агента как по Конвенции, так и по ГК РФ состоит в кредитовании своего клиента; возложение же в договоре на агента остальных функций зависит от характера взаимоотношений (являются ли они длящимися или ограничиваются однократной уступкой требования) и желания сторон.[8]

В Конвенции положение об уведомлении должника о состоявшейся уступке требования является составной частью определения факторингового контракта и такое уведомление является обязанностью финансового агента или его клиента, а в Гражданском кодексе вопрос о необходимости уведомления должника оставлен за рамками регулирования, и внимание сосредоточено на обязанности должника произвести платеж финансовому агенту при условии получения письменного уведомления об уступке.

А в вопросах защиты, предоставляемой должнику, нормы Конвенции и ГК РФ совпадают. И в том и другом документе закреплено средство защиты в виде права зачета требований.[9]

В соответствии с ГК РФ риск неисполнения переданного денежного требования возлагается на финансового агента. В Конвенции же говорится, что стороны вправе возложить на финансового агента обязанность "защиты от неплатежеспособности должников", если же в договоре такое условие не предусмотрено, то, очевидно, риск неисполнения должником обязанности по оплате товаров ляжет на поставщика.[10]И ГК РФ и Конвенция признают действительной уступку финансовому агенту денежного требования, даже если между клиентом и должником существует соглашение о ее запрете, однако не освобождает клиента от обязательств или ответственности перед должником в связи с уступкой в нарушение соглашения о ее запрете.[11]

Таким образом, мы видим, что в ГК РФ были отражены основные подходы Конвенции при регулировании отношений, связанных с уступкой денежного требования.

Но все же проблемой представляется то, что Россия так и не стала участницей Конвенции 1988 г. И хоть и достаточно детальное регламентирование положений о факторинге не охватывает всех вопросов факторинга.

Делая вывод всему вышесказанному, можно убедиться, что создание в России гибкого, развитого факторингового сектора - трудоёмкий и долгий процесс, обусловленный спецификой российской экономики и нехваткой опыта в данной сфере.

Следовательно, факторинг будет развиваться по мере развития конкурентоспособного рынка услуг и банковских операций, что напрямую связано и с совершенствованием законодательства в данной сфере, а в частности с перенятием опыта стран-лидеров на рынке факторинга, с решением коллизионных вопросов в законодательстве, как например установление легального определения «факторинга».

Литература

1. Ивасенко А.Г., Никонова Я.И. - Факторинг, М: КНОРУС, 2009
2. Гражданское и торговое право капиталистических государств. М., 1993. С. 386
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. - Действующая редакция от 27 декабря2009 года.
4. Бабичев С.Н., Лабзенко А.А., Подлеснова А.Ю. – учебное пособие Факторинг. – Маркет ДС, 2010. – 208 с.
5. Имамалиева С. Г. – Развитие и оценка российского рынка факторинга - РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2009
6. http://www.consultant.ru/ Официальный сайт компании «Консультант Плюс» (Интернет-ресурс, дата обращения – 6.04.2012)
7. http://www.banki.ru/wikibank/faktor/ Иформационный портал Банки.ру (Интернет-ресурс, дата обращения – 6.04.2012)
8. О.Н. Икрянникова - Договор факторинга в российском и международном праве - Журнал российского права, 2000.
9. п.2 ст.9 Конвенции УНИДРУА «О международном факторинге» 1988г. и ст. 832 Гражданского Кодекса РФ (действующая редакция).
10. п. 3 ст. 827 Гражданского кодекса РФ (действующая редакция) и пп. "б" п. 2 ст. 1 Конвенции УНИДРУА «О международном факторинге».
11. О.Н. Икрянникова - Договор факторинга в российском и международном праве - Журнал российского права, 2000
12. Гражданский кодекс Российской Федерации. - Действующая редакция от 27 декабря 2009 года.
13. Конвенция УНИДРУА о международном факторинге 1988 года
14. Ивасенко А.Г., Никонова Я.И. - Факторинг, М: КНОРУС, 2009
15. Леднев М.В., Покаместов И.Е. - Факторинг. - Инфра-М, 2011. - 89 с.
16. Бабичев С.Н., Лабзенко А.А., Подлеснова А.Ю. – Факторинг. – Маркет ДС, 2010. – 208 с.
17. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. - Современный экономический словарь. - 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 495 с.
18. Пономаренко Т.В. - Портрет потребителя банковских кредитов ("Банковский ритейл", N 1, I квартал 2006 г)

Батанина А.С. ©
Факультет юриспруденции и ювенальной юстиции,
ГОУ ВПО «Российский государственный социальный университет»

Источник: ФАКТОРинг ПРО


Статьи по теме

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies и обработкой данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.