Новый Портал об услугах нашей факторинговой компании. Перейти

Что можно сказать о Письме Минфина РФ от 06.11.2007 03-03-06/1/772

24.12.2007

Давайте представим себе ситуацию, когда клиент приходит в банк за финансированием, а услуги по административному управлению дебиторской задолженностью ему оказывает коллекторское агентство. В этом случае к расходам в виде процентов по долговым обязательствам с учетом положений ст. 269 Налогового Кодекса будут отнесены затраты на финансирование, но не плата коллектору. При факторинге клиенту оказывается комплекс услуг, причем все они экономически оправданы. Он получает как минимум учет дебиторской задолженности, финансирование и услуги по административному управлению дебиторкой, причем Гражданский Кодекс явно указывает на возможность предоставления услуг одновременно с финансированием.

В мире широко также применяется факторинг без финансирования, т.е. учет задолженности и административное управление, в России тоже есть такой продукт у ряда игроков. Если клиент получит такой набор услуг, то ст. 269 не ограничивает отнесение затрат, т.к. нет финансирования. Так где же логика ограничения комиссии за административное управление при выплате финансирования?

Упрощенно получается примерно так:
  • не получаешь финансирование, можешь отнести затраты на себестоимость,
  • получаешь, плати из прибыли.

В этой логике, если клиенту будут оказываться прочие дополнительные услуги, например бухучет, что предусмотрено Гражданским Кодексом, то оплачиваться они также будут из прибыли. А если он получит эти услуги отдельно, например у аудитора, то отнесет их на себестоимость. Нет логики ни в экономической плоскости, ни в какой иной.

Но проблема шире. К сожалению непонимание сути факторинга присутствует и в других государственных структурах, что уже привело к практически полному отказу от безрегрессного факторинга в банках. В России его почти нет (менее 5% рынка), в других странах он максимально востребован.

С одной стороны мы имеем динамично растущий рынок, удваивающийся ежегодно, с другой стороны налицо дискриминационные меры в отношении его участников, как игроков, так и клиентов.

Наверное факторинг наносит вред экономике? Нет, он являясь инструментом роста способствует активному развитию компаний реального сектора, которые в свою очередь могут стать локомотивами экономики. Факторинг в интересах государства вынуждает бизнес легализовываться, т.к. именно высокий уровень легализации заложен в саму технологию этих операций. Набольшее развитие факторинг во всех странах имеет в несырьевом секторе и развивает в первую очередь предприятия среднего и малого бизнеса. Казалось бы приоритет налицо, но почему же вместо поддержки со стороны государства рынок ощущает только растущее давление, которое уже ставит перед выбором заниматься ли в принципе этим бизнесом?

Думаю причина в том, что факторинг, существуя в России второй десяток лет, до сих пор не получил законодательного оформления, и это позволяет трактовать его как угодно, менять точки зрения с течением времени без видимых причин и аргументов.

В документах, касающихся факторинга, присутствуют ссылки на 43 главу Гражданского Кодекса, но там описаны 2 принципиально
разных по экономической сути продукта, а меряют их одной мерой. Регрессный и безрегрессный факторинг совершенно разные продукты и это должно учитываться в налогообложении, бухучете, требованиях к резервам, подходах к оценке рисков, но в официальных документах об этом ни слова.

Есть некая абстрактная операция, в отношении которой пишется документ, при этом не учитывается, то что даже на российском
рынке факторинг оформляется договорами с совершенно разной конструкцией, что влечет разные обязательства сторон и применительную практику.

Считаю, что в настоящий момент, когда рынок факторинга формируется и стал заметен в экономике страны необходимо
незамедлительное формирование законодательной базы. Нужен закон о факторинге, необходимы изменения в Гражданский и Налоговый Кодексы, причем к этой работе должны привлекаться компетентные люди. Нужно учитывать накопленный российский и зарубежный опыт. Необходим контролирующий государственный орган, который мог бы формировать рынок, а не душить его.

Развитие факторинга - задача важная не только для участников рынка, но и для государства, т.к. выгода для него очевидна. В
этой связи большие надежды сейчас возлагаются на создаваемую Федерацию факторинговых компаний, которая могла бы объединить усилия заинтересованных сторон в развитии факторинга в России.

Емельянов Владимир Юрьевич
начальник  Управления факторинговых операций ОАО "МДМ-Банк" 


Статьи по теме

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies и обработкой данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.