115583, г. Москва, ул. Елецкая, д. 8 к. 2
Наши социальные сети:

Общество намерено начать добровольную процедуру ликвидации, но у него не закрыты обязательства по государственным контрактам.

05.12.2009

В соответствии с п. 1 ст. ст. 57 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об ООО) общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном ст.ст. 61-65 ГК РФ.
Согласно п. 1 ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона N 94-ФЗ под государственным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени РФ, субъекта РФ в целях обеспечения государственных нужд, при этом в силу ч. 2 ст. 9 Закона N 94-ФЗ государственный контракт заключаются в порядке, предусмотренном ГК РФ и иными федеральными законами с учетом положений Закона N 94-ФЗ.
Иными словами, государственный контракт является гражданско-правовым договором, одной из сторон которого является государственный заказчик и в отношении порядка заключения, исполнения и расторжения которого существуют определенные особенности, установленные Законом N 94-ФЗ.
В связи с этим прежде всего отметим, что законодательством не установлено, что наличие не исполненных в полном объеме договоров, в том числе и государственных контрактов, ограничивает возможность участников ООО в принятии решения о добровольной ликвидации общества.
Соответственно, невозможность исполнения договоров, в том числе государственных контрактов, наступающая в результате ликвидации общества, не может рассматриваться как противоправное действие.
Что касается возможности замены стороны в заключенном ликвидируемым ООО государственном контракте, то ч. 6.1 ст. 9 Закона N 94-ФЗ предусмотрено, что при исполнении государственного или муниципального контракта не допускается перемена поставщика (исполнителя, подрядчика). Исключение составляют случаи, когда новый поставщик (исполнитель, подрядчик) является правопреемником поставщика (исполнителя, подрядчика) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения.
Таким образом, Закон N 94-ФЗ не предусматривает возможности перемены поставщика (исполнителя, подрядчика) в случае его ликвидации, в том числе путем уступки прав требования, перевода долга либо каким-либо иным образом, помимо универсального правопреемства, которое при ликвидации юридического лица, как уже говорилось выше, не происходит.
К сожалению, ни Закон 94-ФЗ, ни нормы ГК не содержат специальных норм, которые бы определяли взаимоотношения заказчика (в том числе государственного) и подрядчика, когда подрядчиком начата процедура добровольной ликвидации.
В силу ч. 8 ст. 9 Закона N 94-ФЗ расторжение государственного контракта допускается исключительно по соглашению сторон или по решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Пункт 1 ст. 450 ГК РФ предусматривает, что расторжение договора (а, следовательно, и контракта) возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или самим договором.
При этом п. 2 ст. 450 ГК РФ установлено, что по требованию одной из сторон договор может быть расторгнут по решению суда только при существенном нарушении контракта другой стороной либо в иных случаях, предусмотренных законодательством, при этом существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Требование о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок (п. 2 ст. 452 ГК РФ).
Таким образом, государственный контракт может быть расторгнут либо по соглашению сторон, либо по решению суда по иску, который может быть подан одной стороной, только если вторая сторона не согласилась с предложением расторгнуть контракт по соглашению.
По нашему мнению, принятие участниками общества решения о его добровольной ликвидации является основанием для расторжения государственного контракта, поскольку, как говорилось выше, ликвидация предполагает прекращение прав и обязанностей и наличие действующих договоров не является условием, ограничивающим возможность принятия решения о ликвидации юридического лица.
Однако в данной ситуации следует учитывать также следующие обстоятельства.
Согласно п. 1 ст. 63 ГК РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации, а также о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Помимо этого ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
Соответственно, и государственный заказчик может предъявить требования, которые могут вытекать, скажем, из ранее допущенных нарушений государственного контракта, например, о взыскании штрафных санкций, предусмотренных ч.ч. 10, 11 ст. 9 Закона N 94-ФЗ, или, допустим, о возмещении убытков, связанных с расторжением контракта на основании ст. 15 ГК РФ, если он сможет доказать, что понес убытки именно в связи с расторжением контракта.
Неисполнение ликвидационной комиссией обязанностей о письменном уведомлении кредиторов может являться основанием для признания процедуры ликвидации недействительной даже и после внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации общества (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 09.04.2008 N Ф08-1815/2008).
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения и утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица (п. 2 ст. 63 ГК РФ).
В дальнейшем ликвидационная комиссия производит выплату денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, а после завершения расчетов с кредиторами составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица (п. 4, п. 5 ст. 63 ГК РФ).
Если в процессе ликвидации между обществом и кредиторами до составления ликвидационного баланса не будут урегулированы споры по вопросам наличия задолженности, это обстоятельство также может воспрепятствовать ликвидации общества и исключению общества из ЕГРЮЛ (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 02.03.2009 N Ф04-1129/2009(1299-А27-40), ФАС Поволжского округа от 01.04.2009 N А55-13391/2008).
Вместе с тем, если расторжение государственного контракта произойдет по соглашению сторон и никаких имущественных требований государственным заказчиком предъявлено не будет, то сам по себе факт расторжения государственного контракта не может рассматриваться как обстоятельство, препятствующее ликвидации ООО.

Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ

 

Котыло Игорь, Серков Аркадий


Поделиться в социальных сетях:

Статьи по теме

Семинар «Риск-менеджмент факторинговых операций и операционная деятельность фактора (Sales ledger)»
01.02.2009

Питер БринслиДата: 26-27 марта 2009 года

Компания «ФАКТОРинг ПРО» впервые в России организует уникальное мероприятие. В Москве состоится семинар зарубежного эксперта и бизнес-тренера Питера Бринсли, посвященный факторинговому...

Рейтинговое агентство "Эксперт РА" приступает к подготовке исследования рынка кредитования малого и среднего бизнеса в 1 полугодии 2011 года.
18.08.2011

В рамках проекта планируется анкетирование участников рынка, а также проведение углубленных интервью с представителями банков и экспертного сообщества. Выводы, сделанные на основе исследования, будут ...

НФК - первый участник программы ЭСКАР по страхованию экспортного факторинга для субъектов МСП.
20.12.2013

В ходе состоявшейся пресс-конференции Ассоциация факторинговых компаний (АФК) сообщила о запуске специализированной программы поддержки малых и средних предприятий-экспортеров: факторинговое финансирование...