Новый Портал об услугах нашей факторинговой компании. Перейти

Консультации экспертов ГАРАНТа по вопросам факторинга

22.07.2010

Денежные средства в обеспечение обязательств по предварительному договору внесены в полном объеме.

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Уступка права требования по предварительному договору о заключении в будущем договора долевого участия в строительстве законодательством не запрещена.

Обоснование вывода:
В силу п. 1 ст. 429 ГК РФ предварительным договором признается договор, по которому стороны обязуются заключить в будущем основной договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг на условиях, предусмотренных предварительным договором.
Предварительный договор должен содержать условия, позволяющие установить предмет, а также другие существенные условия основного договора (п. 3 ст. 429 ГК РФ).
Гражданским законодательством допускается возможность перемены лиц в обязательстве - переход права кредитора к другому лицу (замена кредитора в обязательстве, параграф 1 главы 24 ГК РФ) и перевод долга (параграф 2 главы 24 ГК РФ).
Каких-либо ограничений в отношении замены лиц по предварительному договору, в том числе касающихся долевого участия в строительстве, законом не предусмотрено.
Таким образом, перемена лиц в обязательстве по предварительному договору в принципе возможна.
Следует иметь в виду, что по предварительному договору, кроме обязанности заключить в будущем основной договор, у каждой из сторон возникает и право требовать от другой стороны заключения такого договора. Иными словами, каждая из сторон предварительного договора является одновременно и кредитором, и должником. Замена стороны двустороннего обязательства (договора) имеет признаки уступки права (требования) и перевода долга. Поэтому при замене стороны в предварительном договоре должны соблюдаться правила, предусмотренные как для уступки требования (параграф 1 главы 24 ГК РФ), так и для перевода долга (параграф 2 главы 24 ГК РФ).
В соответствии со ст. 382 ГК РФ право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона. Для перехода к другому лицу прав кредитора согласие должника не требуется, если иное специально не предусмотрено законом или договором (п. 2 ст. 382 ГК РФ).
Согласно ст. 391 ГК РФ перевод должником своего долга на другое лицо допускается лишь с согласия кредитора. Это означает, что каждая из сторон предварительного договора может передать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу только с согласия второй стороны, если иное не предусмотрено предварительным договором.
Если иное не предусмотрено законом или договором, к новому кредитору право первоначального кредитора переходит в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права (ст. 384 ГК РФ).
Считаем необходимым отметить, что, как указано выше, в соответствии со ст. 429 ГК РФ предварительный договор порождает только обязательство заключить основной договор в будущем, что не предполагает уплаты по нему каких-либо средств (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 17.06.2004 N Ф04/3281-399/А67-2004; ФАС Северо-Кавказского округа от 30.11.2006 N Ф08-6228/06). В то же время запрета на внесение денежных средств по предварительному договору закон не содержит, хотя денежные средства, внесенные в качестве "обеспечения обязательств", могут быть квалифицированы иным образом. Однако, если эта сумма будет определенно отражена в договоре уступки, то к новому участнику обязательства (предварительного договора) однозначно перейдет право требовать ее возврата в качестве неосновательного обогащения в случае, если она не будет зачтена в счет исполнения обязательства по основному договору (ст. 1102 ГК РФ) (смотрите, например, постановления ФАС Московского округа от 05.06.2008 N КГ-А41/4177-08, от 17.06.2009 N КГ-А40/5392-09, ФАС Северо-Западного округа от 24.04.2009 N А56-21174/2007).

Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Карасевич Любовь, Серков Аркадий

 

Между ООО "А" (генподрядчик) и ООО "В" (заказчик) был подписан договор генерального подряда на строительство жилого дома. По договору уступки прав и перевода долга ООО "В" уступило свои права и перевело долг по договору генерального подряда на третье лицо - ООО "С", то есть фактически произошла замена первоначального заказчика по договору генерального подряда.
За переуступку прав и перевод долга ООО "С" обязалось в течение месяца с даты заключения договора уступки прав и перевода долга перечислить денежные средства ООО "В" либо расплатиться с ним ценными бумагами. ООО "С" не оплатило договор уступки прав и перевод долга.
Между тем ООО "А" в рамках договора генерального подряда выполняло строительные работы, а ООО "С" оплатило их частично.
Каков правовой анализ данной ситуации? Не является ли тот факт, что ООО "С" не исполнило свои обязательства по отношению к ООО "В", основанием для признания сделки ничтожной? Сохраняются ли у подрядчика договорные отношения с новым заказчиком?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Приведенные в вопросе обстоятельства не свидетельствуют о том, что сделка по замене стороны в договоре строительного подряда является ничтожной.
У подрядчика сохраняются договорные отношения с новым заказчиком.

Обоснование вывода:
Прежде отметим, что договор строительного подряда относится к тем сделкам, по которым каждая сторона несет обязанность в пользу другой стороны и имеет соответствующие права (ст. 740 ГК РФ). Соответственно, заказчик является в обязательстве одновременно и кредитором, и должником. Замена стороны двустороннего обязательства (договора) имеет признаки уступки права (требования) и перевода долга. Следовательно, замена заказчика в договоре строительного подряда должна производится с соблюдением как правил об уступке требования (параграф 1 главы 24 ГК РФ), так и правил о переводе долга (параграф 2 главы 24 ГК РФ).
Согласно принципу свободы договора, закрепленному п. 2 ст. 1, ст. 421 ГК РФ, условия любого договора определяются сторонами договора по своему усмотрению, кроме случаев, когда законом не установлено каких-либо императивных (обязательных) требований относительно условий такого договора.
Глава 24 ГК РФ не устанавливает обязательного требования о возмездном характере договора об уступке права требования и договора о переводе долга. Следовательно, по общему правилу уступка требования и перевод долга могут быть как возмездными договорами, так и безвозмездными, совершенными с целью дарения.
Однако, поскольку в рассматриваемой ситуации договор, на основании которого происходит замена стороны в договоре строительного подряда, заключается между двумя коммерческими организациями, такая сделка должна быть возмездной. В противном случае будут нарушены нормы ст. 575 ГК РФ, запрещающие безвозмездную передачу имущества в собственность (дарение) между ними, и такая сделка будет являться недействительной в силу ст. 168 ГК РФ. Этот вывод подтверждается судебной практикой (смотрите, например, постановления Президиума ВАС РФ N 8303/00 от 05.06.2001, N 8414/00 от 09.10.2001, N 13952/05 от 25.04.2006).
При этом к уступке требования, которое является имущественным правом, применяются общие положения о купле-продаже, поскольку иное не вытекает из содержания или характера этих прав (п. 4 ст. 454 ГК РФ) и поскольку дарение, как указывалось выше, невозможно.
При переводе долга, в свою очередь, обязанности первоначального должника с момента перевода долга прекращаются и обязанным становится лицо, на которое был переведен долг. То есть в результате перевода долга происходит освобождение от имущественной обязанности должника. Если в таком договоре не предусматривается возмещение за перевод долга, такой договор, по своей сути, является дарением (п. 1 ст. 572 ГК РФ).
Таким образом, в рассматриваемой ситуации у сторон договора о замене стороны в договоре строительного подряда возникают встречные взаимные обязательства. При этом новый заказчик обязан уплатить старому заказчику возмещение за уступку права требования, а старый заказчик должен уплатить новому заказчику за освобождение его от имущественной обязанности по договору.
В рассматриваемом случае условиями договора, на основании которого произошла замена заказчика в договоре строительного подряда, предусмотрено, что за передачу права требования новый заказчик обязан уплатить определенную сумму денег. Эту сумму можно рассматривать как разницу между суммой вознаграждения за уступку права требования и суммой, которую должен уплатить прежний заказчик новому заказчику за перевод долга после прекращения встречных взаимных однородных требований зачетом (ст. 410 ГК РФ) При таких обстоятельствах заключенный договор о замене стороны в обязательстве является возмездным. Поэтому в этой части условия договора полностью соответствуют законодательству и являются действительными.
То, что новый заказчик (ООО "С") не оплатил прежнему заказчику (ООО "В") за уступку прав по договору строительного подряда в порядке, установленном договором, - это является неисполнением обязательств по договору. Однако неисполнение одной из сторон обязанности по договору не прекращает обязательства и не изменяет условия обязательства, из которого такая обязанность вытекает.
По общему правилу, закрепленному ст. 309 ГК РФ, обязательства, в том числе возникающие из договора (п. 2 ст. 307 ГК РФ), должны исполняться надлежащим образом в соответствии с их условиями. Если имеет место неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, должник обязан возместить кредитору причиненные этим убытки (п. 1 ст. 393 ГК РФ), а если это предусмотрено условиями обязательства, то и уплатить неустойку (ст. 394 ГК РФ).
Однако и уплата неустойки, и возмещение убытков, в случае ненадлежащего исполнения обязательства, не освобождают должника от исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено законом или договором (п. 1 ст. 396 ГК РФ).
Следовательно, прежний заказчик (ООО "В") вправе потребовать от нового заказчика (ООО "С") возмещения убытков, уплаты договорной неустойки (ст. 330 ГК РФ), а, если договором неустойка не установлена, - процентов на сумму оплаты в размере, предусмотренном п. 1 ст. 395 ГК РФ, а также уплаты суммы, предусмотренной договором о замене стороны с обязательстве.
Таким образом, приведенные в вопросе обстоятельства не свидетельствуют о том, что сделка по замене стороны в договоре строительного подряда является ничтожной, а говорят только о том, что имело место нарушение обязательств, вытекающего из сделки, являвшейся действительной.
Отметим, что договор о замене стороны в обязательстве, в принципе, может быть расторгнут судом по общим основаниям. В том числе он может быть расторгнут по инициативе прежнего заказчика на основании пп. 1 п. 2 ст. 450 ГК РФ, если допущенное новым заказчиком нарушение условий договора будет признанно существенным.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (п. 2 ст. 450 ГК РФ).
Однако, поскольку, как мы поняли из запроса, договор уступки права (требования) пока не расторгнут в судебном порядке, у подрядчика сохраняются договорные отношения именно с новым заказчиком (ООО "С").

Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Аносова Юлия, Серков Аркадий


Статьи по теме

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies и обработкой данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.