Новости законодательства за 27.02.12 — 04.03.12.
Аккредитация Претендента осуществляется при соблюдении следующих условий:
1) Претендент является кредитной организацией, созданной в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом Претендент не вправе осуществлять операции по привлечению денежных средств физических лиц во вклады, а также осуществлять расчеты по банковским счетам по обязательствам, стороной которых он является, по итогам клиринга;
2) наличие между Претендентом и клиринговой организацией договора об осуществлении Претендентом функций центрального контрагента, возникновение прав и обязанностей по которому связано с получением Претендентом аккредитации и в котором определены обязанности сторон по управлению рисками и порядок их взаимодействия при осуществлении клиринга;
3) проведение Претендентом стресстестирования системы управления рисками по предполагаемым операциям;
4) отсутствие у Претендента просроченных денежных обязательств по операциям с Банком России;
5) Претендент относится к 1-й или 2-й классификационной группе в соответствии с Указанием Банка России от 30 апреля 2008 г. №2005-У «Об оценке экономического положения банков» или к 1-й группе в соответствии с Указанием Банка России от 30 марта 2000 г. №766-У «О критериях определения финансового состояния кредитных организаций»;
6) наличие у Претендента Порядка обеспечения конфиденциальности информации, составляющей коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну, конфиденциальности информации об обязательствах, в отношении которых проводится клиринг, конфиденциальности сведений, предоставляемых участниками клиринга, конфиденциальности информации о торговых счетах депо и торговых товарных счетах и конфиденциальности информации об операциях по указанным счетам, о которой Претенденту станет известно в связи с осуществлением функций центрального контрагента, если в соответствии с правилами клиринга Претендент будет иметь доступ к указанной информации;
7) наличие у Претендента положительного аудиторского заключения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности за последний отчетный год;
8) наличие у Претендента официального сайта в сети Интернет.
Отзыв аккредитации у Аккредитованного лица осуществляется в следующих случаях:
1) по заявлению Аккредитованного лица;
2) при отзыве у Аккредитованного лица лицензии на осуществление банковских операций;
3) неисполнения предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков о запрете или ограничении проведения Аккредитованным лицом отдельных операций, связанных с исполнением функций и обязанностей центрального контрагента;
4) неоднократного неисполнения в течение одного года в установленный срок Аккредитованным лицом предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков, за исключением предписания, указанного в пункте 3;
5) нарушения Аккредитованным лицом требований Федерального закона от 7 февраля 2011 г. №7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности» о составлении годовой консолидированной финансовой отчетности;
6) неосуществления функций центрального контрагента Аккредитованным лицом в течение одного года.
Проект приказа опубликован на официальном сайте ФСФР России 15 февраля 2012 г.
Приказ Росфинмониторинга от 14 февраля 2012 г. №43 (далее «Приказ №43») «О внесении изменений и дополнений в приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 8 мая 2009 г. №103 «Об утверждении рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок» (далее – «Приказ №103»)
В целях повышения эффективности мер, принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом1 (за исключением кредитных организаций), а также иными лицами2 по противодействию финансированию терроризма в Приказ №103 вносятся изменения и дополнения.
Ранее утвержденные в Приказе №103 признаки и критерии необычных сделок позволяют квалифицировать операцию (сделку) как направленную на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем.
Признаки и критерии выявления сделок, которые могут быть направлены на финансирование терроризма, вводятся разделом «Основные критерии выявления и признаки необычных сделок, осуществление которых может быть направлено на финансирование терроризма», устанавливающим нижеследующие критерии и признаки:
1) участником по операции (сделке), а равно выгодоприобретателем по операции (сделке) является лицо, исключенное из Перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (далее – «Перечень»);
2) участник по операции (сделке), а равно выгодоприобретатель по операции (сделке) является близким родственником лица3, включенного в Перечень, либо исключенного из него;
3) адрес регистрации (места нахождения или места жительства) участника операции (сделки), выгодоприобретателя по операции (сделке) совпадает с адресом регистрации (местом нахождения или местом жительства) лица, включенного в Перечень, либо исключенного из него;
4) операции с денежными средствами или иным имуществом, совершенные лицом, вновь включенным в очередную редакцию Перечня до его повторного включения в Перечень;
5) участник по операции (сделке), а равно выгодоприобретатель по операции (сделке) имеет соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в стране (регионе, субъекте) с высокой степенью риска террористических и экстремистских проявлений, межнациональных конфликтов, вооруженных столкновений и боевых действий4;
6) осуществление расчетов по операции (сделке) с использованием Интернет-технологий, электронных платежных систем, альтернативных систем денежных переводов или иных систем удаленного формата в (из) страну (регион, субъект) с высокой степенью риска террористических и экстремистских проявлений, межнациональных конфликтов, вооруженных столкновений и боевых действий;
7) операции по расходованию денежных средств российскими общественными организациями и объединениями (религиозными организациями, политическими партиями, организациями, объединениями) и фондами, не соответствующие целям, предусмотренным их учредительными документами;
8) операции по расходованию денежных средств российскими филиалами и представительствами иностранных некоммерческих неправительственных организаций, не соответствующие заявленным целям;
9) операции по поступлению и расходованию денежных средств иностранными некоммерческими неправительственными организациями, общественными объединениями, политическими партиями и религиозными организациями и фондами, а также их филиалами и представительствами, осуществляющими свою деятельность на территории Российской Федерации;
10) операции с участием руководителей, учредителей или сотрудников (при наличии такой информации) общественных организаций и объединений (религиозных организаций, политических партий, организаций, объединений), фондов, иностранных некоммерческих неправительственных организаций, их филиалов и представительств, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации.
Приведенный выше перечень не является исчерпывающим, таким образом, организации могут определять критерии и признаки необычности сделок по своему усмотрению.
Приказ опубликован не был.
Указание Банка России от 29 декабря 2011 г. №2769-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 25 марта 2003 г. №220-П «О порядке заключения и исполнения сделок РЕПО с государственными ценными бумагами Российской Федерации» (далее – «Указание»)
Указанием вводятся следующие основные изменения в Положение Банка России от 25 марта 2003 г. №220-П «О порядке заключения и исполнения сделок РЕПО с государственными ценными бумагами РФ» (далее – «Положение»):
- сторонами по сделкам РЕПО могут выступать не только дилеры рынка государственных ценных бумаг Российской Федерации, действующие как от своего имени и за свой счет, так и за счет и по поручению инвестора, как было предусмотрено Положением ранее, но и инвесторы, в случае заключения сделки РЕПО без подтверждения;
- вносятся изменения в порядок расчета Стоимости Обеспечения, в отличие от ранее использовавшейся рыночной цены, будет применяться расчетная цена. Согласно вносимым изменениям Стоимость Обеспечения - это величина, рассчитанная как произведение количества облигаций, составляющих Обеспечение по сделке РЕПО, и расчетной цены этих облигаций, определяемой в размере рыночной цены ценных бумаг;
- для сделок РЕПО с купонными (процентными) облигациями порядок расчета Стоимости Обеспечения также был изменен. Стоимость Обеспечения составляет произведение количества облигаций, составляющих Обеспечение по сделке РЕПО, и расчетной цены этих облигаций, увеличенной на сумму накопленного купонного (процентного) дохода по одной облигации, входящей в Обеспечение по сделке РЕПО.
Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования в «Вестнике Банка России». Документ опубликован не был.
Письмо Банка России от 14 февраля 2012 г. №21-Т «О Генеральном соглашении «Об общих условиях заключения договоров РЕПО на рынке ценных бумаг», утвержденном Саморегулируемой организацией «Национальная фондовая ассоциация» (далее – «Письмо»)
Согласно статье 51.5 Федерального закона от 22 апреля 1996 №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», если стороны намерены заключить более одного договора РЕПО, и (или) договора, являющегося производным финансовым инструментом, и (или) договора иного вида, объектом которого являются ценные бумаги и (или) иностранная валюта, такие договоры могут заключаться на условиях, определенных генеральным соглашением (единым договором). При этом условия указанных договоров, а также генерального соглашения (единого договора) могут предусматривать, что отдельные их условия определяются примерными условиями договоров, утвержденными саморегулируемой организацией профессиональных участников рынка ценных бумаг, согласованными федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг и опубликованными в печати или размещенными в сети Интернет5.
Генеральное соглашение обеспечивает возможность применения участниками российского финансового рынка механизма определения нетто-обязательства по договорам РЕПО в рамках процедуры банкротства, а также решает вопрос стандартизации договорной базы, что минимизирует системные и кредитные риски и издержки сторон при заключении данного вида договоров.
Письмо опубликовано 22 февраля 2012 г. в «Вестнике Банка России» N 8.
Приказ ФСФР России от 1 декабря 2011 г. №11-63/пз-н «Об утверждении Критериев и Порядка включения иностранных фондовых бирж в Перечень иностранных фондовых бирж, прохождение процедуры листинга на которых является обязательным условием для принятия российской фондовой биржей решения о допуске ценных бумаг иностранных эмитентов к торгам без решения федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг об их допуске к публичному размещению и (или) публичному обращению в Российской Федерации» (далее – «Приказ»)
Федеральный закон от 22 апреля 1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» предусматривает две процедуры допуска ценных бумаг иностранных эмитентов к публичному обращению в Российской Федерации: 1) по решению российской фондовой биржи; 2) по решению федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Одним из условий принятия российской фондовой биржей решения о допуске ценных бумаг иностранных эмитентов к торгам является прохождение процедуры листинга на иностранной фондовой бирже, входящей в перечень, утвержденный федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг (далее – «Перечень»).
Изначально Перечень был утвержден Приказом ФСФР России от 27 апреля 2010 №10-29-пз-н. Он формировался на основе следующих критериев:
- иностранная фондовая биржа является членом одной из следующих международных организаций фондовых бирж: (i) Всемирной федерации бирж (ВФБ); (ii) Федерации евро-азиатских фондовых бирж (ФЕАФБ); (iii) Международной ассоциации бирж стран Содружества Независимых Государств (МАБ СНГ);
- местом учреждения иностранной фондовой биржи является одно из следующих государств: государство, являющееся членом Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), членом или наблюдателем Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) и (или) членом Комитета экспертов Совета Европы по оценке мер противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (Манивэл).
Недостатком указанных критериев было то, что им не соответствовал ряд бирж (например, такая крупная биржа, как Франкфуртская фондовая биржа), в силу чего они не попадали в Перечень.
Приказ вводит новый критерий - иностранная фондовая биржа входит в Перечень, если контролирующая ее организация является членом одной из международных организаций фондовых бирж, перечисленных выше. Так, например, контролирующая Франкфуртскую фондовую биржу Deutsche Borse AG является членом Всемирной федерации бирж (ВФБ), в связи с чем Франкфуртская фондовая биржа в соответствии с Приказом входит в Перечень. Таким образом, отмеченный выше недостаток был устранен.
Необходимо отметить, что несмотря на то, что Приказ оперирует понятием «Перечень», сам перечень уполномоченных бирж им не утвержден. Тем не менее критерии, перечисленные в Приказе, достаточны для определения того, какая иностранная фондовая биржа входит в Перечень.
Приказ опубликован не был.
____________________________________
1 Статья 5 Федерального закона от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – «Закон №115-ФЗ»).
2 Статья 7.1 Закона №115-ФЗ.
3 Под близкими родственниками в российском законодательстве понимаются супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья, родные сестры, дедушки, бабушки, внуки (пункт 4 статьи 5 УПК РФ).
4 Критерии определения или перечень указанных стран, регионов или субъектов на данный момент не утверждены.
5 Саморегулируемой организацией «Национальная фондовая ассоциация» (далее «НФА») утверждено Генеральное соглашение «Об общих условиях заключения договоров РЕПО на рынке ценных бумаг», в разработке которого участвовало Адвокатское бюро «Линия права». Текст соглашения доступен после бесплатной регистрации на официальном сайте НФА: http://www.repo-rus.ru/rdocs/gsr.rar.
____________________________________
Обзор подготовлен юристами «Линии права».
Наши специалисты будут рады рассмотреть иные интересующие Вас вопросы в рамках еженедельного обзора законодательства.
Ваши вопросы и предложения по улучшению нашей работы просим направлять партнеру Линии права Дмитрию Крупышеву (Dmitry.Krupyshev@lp.ru).
С более подробной информацией об услугах Вы можете ознакомиться на сайте www.lp.ru.
Источник: ФАКТОРинг ПРО по материалам Адвокатского бюро Линия Права